Папки-передвижки

Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Ольга Николаева
Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность темы проекта : Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Актуальным становится такое направление социокультурного развития детей как основы безопасности жизнедеятельности.

Публикация «Проект „Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах

В современном мире все больше внимания привлекают вопросы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в России одной из самых актуальных и изучаемых проблем остается проблема безопасности жизнедеятельности и сохранения здоровья дошкольников.

Цель проекта – разработать и апробировать систему коррекционно-развивающей работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников с нарушением речи.

Задачи проекта :

1. Определить степень разработанности проблемы формирования основ безопасности жизнедеятельности в современной психолого-педагогической и специальной методической литературе.

2. Изучить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

3. Научно обосновать и разработать систему коррекционно-развивающей работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, реализация которой обеспечивает успешность процесса социальной адаптации детей данной категории.

4. Экспериментально доказать эффективность применения в практике предложенной системы коррекционно-развивающей работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание проекта :

В проекте принимали участие дошкольники 4-5 лет с диагнозом ОНР разного уровня. Проект осуществлялся на базе МДОУ «Детский сад № 93» г. о. Саранск с сентября 2013г. по май 2015г. (1,5 года).

Этапы реализации проекта :

1 этап: констатирующий эксперимент. Целью которого явилось – изучение представлений об основах безопасности жизнедеятельности у дошкольников с нарушениями речи. Он включал пять экспериментальных серий.

Исследование начиналось с беседы с родителями, направленной на выяснение того, как, по их мнению, происходит взаимодействие ребенка с окружающей действительностью в разных ситуациях. Следующим шагом было исследования представлений детей об основах безопасности жизнедеятельности путем проведения экспериментальных серий с дошкольниками с нарушением речи. Все ответы детей фиксировались в протоколах.

Первая серия констатирующего эксперимента была направлена на выявление знаний и умений детей об особенностях поведения на природе, о значении для жизни и здоровья человека чистоты водоёмов, почвы, воздушной среды.

Вторая серия констатирующего эксперимента исследовала умения дошкольников вести себя с незнакомыми людьми.

Третья серия заданий была направлена на изучение представлений испытуемых о том, как надо вести себя на дорогах и улицах города.

Четвёртая серия заданий была направлена на выявление знаний о безопасном поведении в чрезвычайной ситуации (при пожаре, умение адекватно на нее реагировать.

Пятая серия заданий была направлена на выявление представлений детей о необходимости бережного отношения к собственному здоровью.

Таким образом, после проведения констатирующего эксперимента можно сказать о том, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в воспитании социально адаптированной личности ребенка.

2 этап: формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента – создать и апробировать систему коррекционно-развивающей работы по формированию безопасности жизнедеятельности у дошкольников с нарушением речи.

Задачи формирующего эксперимента :

1. Проанализировать имеющиеся программы формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

2. Теоретически обосновать систему коррекционно-развивающей работы по формированию безопасности жизнедеятельности у дошкольников с нарушением речи.

3. Экспериментально апробировать систему коррекционно-развивающей работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников с нарушением речи.

Все испытуемые были продиагностированы по методике констатирующего эксперимента.

Коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:

1. Формирование представлений об особенностях поведения на природе.

2. Формирование представлений об особенностях поведения с незнакомыми людьми.

3. Формирование представлений об особенностях поведения на улицах города.

4. Формирование представлений о безопасном поведении в чрезвычайной ситуации (при пожаре, умение адекватно на нее реагировать.

5. Формирование представлений о здоровом образе жизни.

Образовательно-воспитательный процесс строился, исходя из психолого-педагогического обоснованного выбора экспериментатором тематических планов, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих получение образования соответствующего государственным стандартам.

В качестве основной формы проведения коррекционно-развивающей работы в нашем эксперименте использовались специальные занятия по развитию речи, проводимые в соответствии с требованиями программы три раза в неделю, на которых осуществлялось целенаправленное и систематическое формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Коррекционно-развивающий процесс строился, исходя из психолого-педагогического обоснованного выбора экспериментатором тематических планов, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих получение образования соответствующего государственным стандартам.

3 этап: контрольный эксперимент. Для определения эффективности работы по формированию представлений о безопасности жизнедеятельности у дошкольников с нарушением речи после завершения обучающего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.

На данном этапе экспериментальной работы стояла цель – определить уровень сформированности представлений детей об основах безопасности жизнедеятельности, сравнить полученные результаты с данными констатирующего эксперимента, и таким образом, проверить эффективность проведенной работы. Методика проведения контрольного эксперимента по своей структуре напоминала методику констатирующего эксперимента.

Анализ результатов контрольного эксперимента с детьми осуществлялся на основе параметров : правильное выполнение задания, частично правильное, неправильное, отказ. Правильное выполнение задания предполагало верные ответы детей, оформленные в развёрнутое высказывание, где дети хорошо ориентировались в вопросах безопасности жизнедеятельности, ответы были полными, предполагали полное видение какой-либо ситуации, должны были включать примеры из жизни, либо чёткий, сформулированный ответ. Частично правильным выполнение задания считалось в том случае, когда оно выполнялось с небольшими ошибками, которые либо исправлялись с помощью взрослого. Неправильным выполнение задания было в том случае, если ребёнок давал ошибочный ответ, при этом помощь взрослого использовал. Такой критерий как отказ предполагал то, что ребёнок не выражал какой-либо реакции на привлечение взрослого к экспериментальным заданиям.

В результате анализа качественных и количественных данных контрольного эксперимента все дошкольники с нарушением речи были разделены на уровни сформированности представлений об основах безопасности жизнедеятельности.

К первому (высокому) уровню были отнесены дети, у которых были сформированы устойчивые представления об особенностях поведения на природе, о значении для жизни и здоровья человека чистоты водоёмов, почвы, воздушной среды. Они знали как вести себя с незнакомыми людьми, правила поведения на дорогах и улицах города. Испытуемые обладали некоторыми представлениями о безопасном поведении в чрезвычайной ситуации (при пожаре, так или иначе демонстрировали умение адекватно на нее реагировать.

Ко второму (достаточному)– относились дети, знающие правила поведения на природе, о том, что нужно бережно относиться к водоёмам, лесу и его обитателям, что нельзя разорять жилища животных и насекомых. Эти же дети хорошо ориентировались в вопросах здорового образа жизни, гигиены. Менее сформированы были знания и умения в таком направлении, как безопасность с незнакомыми людьми и на улицах города. Дети данной группы обладают достаточными знаниями и умениями по вопросам пожарной безопасности.

На третьем (среднем) оказались дети, которые имели менее выраженные знания в области пожарной безопасности и безопасности на природе, не могли сразу сориентироваться в задании, с трудом использовали помощь взрослого. Также менее выраженные знания были по вопросам здорового образа жизни и поведении с незнакомыми людьми. Но показали хорошие результаты по теме

безопасности на дороге, легко ориентировались в предложенных заданиях и с интересом их выполняли.

Четвертому (низкому) соответствовали дети, у которых представления о поведении на природе, о чистоте воздушной среды и водоёмов, на дорогах и улицах города были на низком уровне. Даже помощь взрослых при выполнении заданий не всегда давала положительные результаты Они не могли справиться с заданиями в области пожарной безопасности, или давали малые, незначительные результаты при выполнении.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что знания детей по вопросам безопасности жизнедеятельности стали более крепкими, прочными, дети научились правильно вести себя в любой жизненной ситуации, вовремя и правильно на неё реагировать, что позволит им в дальнейшем лучше приспособиться в жизни и находить нужное решение, даже иногда без помощи взрослого.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в воспитании социально адаптированной личности ребенка.

Формы реализации проекта : занятия по развитию речи, сюжетно-ролевые игры, занятия по физическому и музыкальному развитию, дидактические игры, консультации для родителей, сюжетно-ролевые игры, целевые прогулки, родительские собрания.

Прогнозируемый результат реализации проекта : дети знают и применяют на практике правила безопасного поведения на улице, на природе, при пожаре, с незнакомыми людьми, и о собственном здоровье.

Публикации по теме:

«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» В дошкольном образование выявляются общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному.

Паспорт творчески-информационного проекта «Сказка, а мы тебя знаем» в средней группе детского сада Вид: Проектирование развивающей среды Состав проектной группы: Руководитель проекта - педагог, дети средней группы Срок реализации проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
Опубликовано: 23 марта 2015 в 19:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД