Проект «Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками»

Наталья Милованкина
Проект «Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками»

Актуальность проекта

Воспитание нового человека, уровень развития сознания которого

соответствует современным требованиям, одна из важнейших задач, стоящих

перед современным образованием отраженное в Законе РФ, «Об образовании»

(1994).

Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми

Именно положительные взаимоотношения дошкольников, являются важнейшим условием его полноценного нравственного развития

В дошкольном возрасте ребёнок учится соотносить свои поступки с требованиями взрослого. Всё это предпосылки создают базу для активного формирования представлений и понятий, а так же нравственных чувств.

Первую школу человеческого общения ребёнок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный отношений с близкими людьми.

Однако, для полноценной социализации личности, растущему человеку необходимы сверстники, с которыми он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за её пределами. Детское общество одно из необходимых условий всестороннего развития ребёнка. С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективе.

Основная цель проекта - создать условия оптимизации процесса формирования положительных взаимоотношений между детьми.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;

2 .Выявить уровень благополучия взаимоотношений в группе детского сада;

3. Создать доброжелательную атмосферу в коллективе детей, научить их бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;

4. Разработать комплекс занятий, обеспечивающих формирования положительных взаимоотношений между сверстниками.

Объект исследования-взаимоотношения дошкольников.

Предмет исследования - процесс формирования положительных взаимоотношений дошкольников.

Гипотеза исследования: формирование положительных взаимоотношений между детьми 5-6 лет будет эффективным, если:

-процесс формирования положительных взаимоотношений детей, носит планомерный и целенаправленный характер.

-в процессе взаимодействия, педагог является примером положительных взаимоотношений.

-в процессе взаимодействия, будет обеспечена субъектная позиция ребёнка.

-взаимодействие с педагогом, будет актуализировано создавать положительные взаимоотношения между детьми в различных видах деятельности.

-обеспечено сотрудничество с родителями детей по данной проблеме.

Формы и методы реализации проекта

Формы: занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями.

Методы: наблюдение, беседы, использование специальных методик,

игровые приёмы, театрализованные драматизации.

Сроки реализации проекта -2 года. Положительные взаимоотношения между детьми целесообразно формировать начиная с 5 лет, так как этот возраст является сенситивным для заложения основ культуры личности.

Этапы реализации проекта:

1 этап - (вводно-организационный)

Тематика и формы работы

Сроки

Сентябрь

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме

Октябрь

Определение и содержание форм работы по реализации проекта

Диагностическое обследование

Цель: выявить уровень благополучия взаимоотношений в группе детского сада Ноябрь-Декабрь

Разработка методических рекомендаций по формированию положительных взаимоотношений между детьми 5-6 лет Январь

Разработка цикла бесед по данной теме Февраль

Разработка цикла занятий по данной теме Март-Апрель

2 этап (внедренческий)

Тематика и формы работы Сроки

Этические беседы Сентябрь-Май

Комплекс занятий Сентябрь-Май

Игры-инсценировки Сентябрь-Май

Психологические игры и тренинги Сентябрь-Май

Чтение художественной литературы Сентябрь-Май

Информирование родителей о ходе реализации проекта Май

3 этап (обобщающий)

Тематика и формы работы Сроки

Обобщающая беседа с детьми

Цель беседы - определить как дети усвоили отработанные умения и знания о доброжелательном и положительном отношении к сверстникам,правильному осознанию своего поведения. Апрель

Диагностика Май

Выступление на педсовете: «Творческий отчёт о проделанной работе» Май

Предполагаемые результаты.

1. Осознанное неприятие проявления грубости по отношению к своим близким, друзьям.

2. Ребёнок должен хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения, владеть разными формами и способами культурного поведения. Охотно вступать в общение.

3. Правильно понимать эмоциональное состояние других, активно выражать готовность помочь.

4. Понимать необходимость учитывать настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость,выразить восхищение).Понимать,что нельзя смеятся над недостатками внешности других детей дразнить, давать прозвище, недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ребёнку, несправедливости по отношению к слабому.

Перспективный план по формированию положительных взаимоотношений между детьми (подготовительная группа)

Месяц Тема занятий Программное содержание

Сентябрь Секреты дружбы

Цель: Формировать понятие «друг», «дружба»

Октябрь Страна вежливости

Цель:Учить уместно,в зависимости от ситуаций и адресата,употреблять вежливые слова приветствия,обучать общей культуре поведения,доброму,уважительному отношению друг другу.

Ноябрь Как вести себя во время разговора

Цель:Познакомить детей с правилами поведения во время разговора

Декабрь Как Буратино стал вежливым

Цель:Учить культуре общения,вырабатывать чуткое,доброжелательное отношение к сверстникам.

Январь Дружба живёт среди нас

Цель:Закрепить и расширить знание детей о таких понятиях как,друг'' ,дружба'', ,честность'' ,справедливость''

Февраль Уроки доброты

Цель:Нравственное воспитание детей, учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, учить следовать за лидером группы, развитие связной речи, работать над выразительностью речи, учить работать с кроссвордами, продолжать знакомить со стихами поэтов о добре и зле. «Знакомство с хорошими манерами».

Март Азбука вежливости

Цель:Формировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими,воспитывать культуру общения,ответные чувства на заботу окружающих,закреплять навыки культурного поведения

Апрель Не обзывайся

Цель: Обьяснить детям необходимость соблюдения основных правил общения друг с другом и отрицательные последствия, привычки давать клички своим ровестникам

Май Обобщающая этическая беседа

Цель:Определить, как дети усвоили отработанные умение и знания о доброжелательном и положительном отношении сверстникам, правильному осознанию своего поведения

Прежде всего, в группе я создала эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" я включила: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений.

В процессе своей работы, я большое внимание уделяю формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

Уже трех-, четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. В старшей группе при систематической работе с детьми эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая тем самым требования к самому себе. С этой целью я проводила кратковременные коллективные беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом уголке в порядке»; «Как мы играем».

В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в больницу, психологические игры. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Проект «Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками»

Сюжетно ролевая игра «Семья»

Психологическая игра «Надёжное падение»

Игра «Путаница»

Игровое упражнение «Волны дружбы»

Психологическая игра «Печём пироги»

Публикации по теме:

Презентация опыта работы по коррекции ФФН рЕчи у детей с ОНР. Актуальность выбранной темы. Оснащение ДОУ современным оборудованием. Коррекция фонетико-фонематического слуха у детей с ОНР. Развитие фонематических.

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья - основа первичной социализации.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Проект «Формирование положительных взаимоотношений между сверстниками»
Опубликовано: 18 января 2014 в 23:11
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Мастер-класс «Гиацинт»
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для малыша ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...