Лучший педагог года

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх»

Гульсина Хасанова
Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх»

Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх

Задачи проекта:

• Формирование произвольного внимания у старших дошкольников как высшей психической функции

• Развивать осознанность двигательных действий, пространственную ориентировку

• Формирование потребности в ежедневных физических упражнениях, рационального их использования в самостоятельной двигательной деятельности, грациозности, выразительности движений.

Этапы проекта

I этап - август 2015 г.

Публикация «Проект „Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх“» размещена в разделах

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

II этап - сентябрь 2015 г. – февраль 2016 г. Отбор и систематизация материалов по исследуемой проблеме; определение категориального аппарата исследования; уточнение общей гипотезы; проведение формирующего этапа эксперимента.

III этап - март 2016 г.

Осуществление анализа результатов исследования и выводов предыдущих этапов; качественная и количественная обработка полученных данных, их теоретическая интерпретация; оформление результатов исследования.

Ожидаемые результаты:

• Будет сформировано произвольное внимание у старших дошкольников как высшей психической функции;

• Будет развита осознанность двигательных действий, пространственная ориентировка;

• Будет сформирована потребность в ежедневных физических упражнениях, рациональное их использование в самостоятельной двигательной деятельности, грациозности, выразительности движений.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольное детство - особенный период развития, когда перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция внимания. Если в раннем возрасте внимание ребенка побуждается и направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то старший дошкольник сам начинает определять собственное внимание.

Внимание является одним из тех процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Ряд ученых утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Подвижные игры, в соответствии с нашими климатическими условиями, наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка, а так же при формировании произвольного внимания.

Поэтому важна системная работа, предусматривающая разнообразные подвижные игры для формирования произвольного внимания у старших дошкольников, учитывая возраст и индивидуальные особенности состояния здоровья детей.

Овладение правилами подвижных игр, является значительным фактором формирования произвольности ребёнка в детском коллективе. Развитие произвольности в подвижных играх с правилами, является очень важной стороной общего развития деятельности ребёнка, так как в значительной мере определяет уровень его готовности к школьному обучению.

Разработанная мною система подвижных игр по формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста позволяет выстроить свою работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу, сделать ее более прогнозируемой, ясной и структурно понятной, видеть и корректировать стратегию развития произвольного внимания каждого ребенка.

Новизна состоит в том, что:

- процесс интеграции умственного и двигательного развития

рассмотрен в контексте гармоничного формирования детей 5-7 лет в процессе подвижных игр, на основе взаимодействия упражнений направленных на развитие умственной и двигательной сфер дошкольников;

- выделены и охарактеризованы подвижные игры, прямо или опосредовано способствующие развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Содержание проекта разработано с учетом реализации направлений деятельности, тесно взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга

Этапы реализации проекта.

Исследование проводилось в три этапа в период с 1 августа 2015 г. по март 2016 года.

I этап (август 2015 г.)

Изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.

Цель проекта: выявить возможности подвижных игр в формировании произвольного внимания старших дошкольников.

Объект проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет проекта: подвижные игры как средство развития произвольного внимания старших дошкольников.

Гипотеза проекта заключается в том, что произвольное внимание у старших дошкольников в подвижных играх будет формироваться при условии, что они будут организованы с учетом особенностей произвольного внимания как высшей психической функции.

Задачи:

1. обозначить различные взгляды на проблему изучения внимания дошкольников в психолого-педагогических исследованиях;

2. выделить особенности развития произвольного внимания старших дошкольников;

3. разработать и апробировать систему подвижных игр по формированию произвольного внимания у старших дошкольников;

4. составить методические рекомендации по формированию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.

Изучив роль подвижных игр в развитии произвольного внимания у старших дошкольников, следует отметить, что они вынуждают мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивать привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного внимания, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Таким образом, пришли к выводу, что внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека.

Развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя. Наиболее оптимальным для развития внимания являются подвижные игры.

II этап (сентябрь 2015 г. – февраль 2016 г.).

Проводились отбор и систематизация материалов по исследуемой проблеме; определялся категориальный аппарат исследования; уточнялась общая гипотеза.

Тема работы на сегодняшний момент является актуальной, так как педагогическая наука рассматривает физическое воспитание активное средство развития личности. Изучив педагогическую, методическую и специальную литературу, пришли к выводу о том, что диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов. В диагностике используются многие методы и методики. Современная диагностика - это совокупность методов и методик, позволяющих всесторонне исследовать дошкольника в системе педагогических отношений.

На основе теоретического анализа различных свойств внимания выделили критерии и показатели особенностей произвольного внимания.

Критерии Показатели

Концентрация внимания ребенок сосредоточен на процессе игры, погружен в нее, не замечает посторонних раздражителей.

Устойчивость внимания Не отвлекается от игры

Переключаемость внимания Легко может сменить действие

По критериям и показателям выделили уровни развития произвольного внимания дошкольников

Уровни произвольного внимания дошкольников

Высокий уровень: ребенок сосредоточен на процессе игры, не замечает посторонних раздражителей. Не отвлекается от игры и легко может сменить действие.

Средний уровень: ребенок отвлекается в процессе игры, не всегда замечает посторонние раздражители.

Реагирует на слова о необходимости сменить действие.

Низкий уровень: ребенок отвлекается в процессе игры, всегда замечает посторонние раздражители. Реагирует на слова о необходимости сменить действие, останавливается.

Таким образом, проведенный анализ диагностических методик позволяет выделить те из них, которые адаптированы к старшему дошкольному возрасту и направлены на изучение произвольного внимания: методика Урунтаевой Г. А. «Изучение произвольности поведения и внимания у детей в подвижной игре», методика определения продуктивности и устойчивости внимания у дошкольников

Для проведения исследования выбрали 20 участников детей. Они все посещают одну группу, группу общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет. Для исследования было сформировано 2 подгруппы. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста.

На предложение поучаствовать в новой интересной игре на внимание откликнулись охотно и заинтересованно.

Результаты проведения исследований.

Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, а далее у них повышался интерес к выполению заданий, подключалось речевое сопровождение.

На основании данных уровень развития детей в двух подгруппах практически одинаковый.

Лишь у троих детей показатели внимания находятся на достаточно высоком уровне (Вадим У. и Катя, у семерых детей средняя устойчивость (Саша В., Алеша В., Саша, Настя, и Настя, десятерых концентрация внимания низкая, но устойчивость высока (Дима).

На основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы определены уровни произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Как показал диагностический этап, детей с высоким уровнем произвольного внимания на 10% в 1 подгруппе больше, чем во 2 подгруппе. Детей со средним уровнем произвольного внимания во 2 подгруппе на 10% больше, чем в 1 подгруппе. Детей с низким уровнем произвольного внимания одинаковое количество в обеих группах. Высокий уровень характеризуется тем, что ребенок сосредоточен на процессе игры, не замечает посторонних раздражителей, не отвлекается от игры и легко может сменить действие. Средний уровень характеризуется тем, что ребенок отвлекается в процессе игры, не всегда замечает посторонние раздражители, реагирует на слова о необходимости сменить действие. Низкий уровень характеризуется тем, что ребенок отвлекается в процессе игры, всегда посторонние раздражители, реагирует на слова о необходимости действие, останавливается.

Это позволило сделать вывод, что необходимо проводить специально организованную педагогическую работу. Для этого необходимо разработать систему по формированию произвольного внимания для детей с низкими показателями. Для этого в экспериментальную группу вошло 10 детей. Дети и средним уровнями произвольного внимания в количестве 10 составили контрольную группу.

III этап (март 2016 г.).

Осуществлялись анализ результатов исследования и выводов предыдущих этапов; качественная и количественная обработка полученных данных, их теоретическая интерпретация; оформлялись результаты исследования.

Цель: разработать и апробировать систему подвижных игр по формированию произвольного внимания у старших дошкольников.

Нами разработана система подвижных игр по формированию произвольного внимания у старших дошкольников на основе системного подхода. Ее основу составляют три базовых принципа: принцип системности, принцип доминанты и принцип вариативности средств физического воспитания.

Принцип системности. Физкультурное занятие как педагогическая система сохраняет все основные компоненты с соответствующим уровнем иерархии, ведущим из которых является цель. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач определенной направленности (оздоровительной, образовательной и воспитательной) с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат

Принцип доминанты.

Данный принцип позволяет воспитателю значительно расширить двигательный арсенал ребенка, используя разнообразные средства физического воспитания с учетом состояния его здоровья, имеющегося двигательного опыта, конституциональных особенностей организма и общего уровня развития, сохраняя при этом единую целевую установку.

Принцип вариативности средств физического воспитания. Известно, что одно и то же психофизическое качество можно развивать, используя различные средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении педагога.

Цель системы– формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх.

Так, как двигательно-игровая деятельность является ведущей в воспитании и образовании детей, разработала перспективное планирование и картотеку по использованию подвижных игр. Поэтому, для формирования произвольного внимания были отобраны следующие группы подвижных игр: подражательно-процессуальные игры; подвижные игры с правилами без сюжета; подвижные игры с элементами спорта (Игры с метанием, игры с бегом, игры с прыжками, игры с лазанием, игры народов Севера)

Учитывая комплексный характер проявления произвольного поведения, экспериментальный вариант методики построен на основании поэтапного овладения дошкольниками различными сторонами этого процесса.

В процессе проведения занятий я придерживалась следующих принципиальных положений, которые определяли содержательную основу методики:

- максимальное использование игровой формы занятий, предполагающей активизацию мыслительной и перцептивной деятельности, обогащение ребенка чувственными впечатлениями, что создавалось включением проблемных ситуаций, требующих своего решения посредством активизации соответствующих анализаторных систем;

- повышение роли речи в организации занятий, что предполагает использование игровых ситуаций, специально применяемых игр, заданий, направленных на активизацию речевых компонентов в овладении движениями, повышении уровня произвольности в управлении поведением;

- использование по мере освоения элементов произвольного поведения игр и упражнений, создающих условия, усложняющие выполнение;

- преимущественное использование упражнений координационного характера, скоростной и скоростно-силовой направленности

Система подвижных игр по формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

1

Обучать детей продуктивному взаимодействию в игре и соблюдению элементарных правил игры.

Игры с метанием

«Гуси-лебеди»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакций, произвольность внимания.

«Серсо»

Цель: развивать глазомер и ловкость, учить детей взаимодействию в игре с партнером, соблюдать правила игры.

Игры с бегом

- «Свободное место» Цель: развивать внимание.

- «Встречные перебежки» Цель: учить детей бегать не наталкиваясь друг на друга, развивать реакцию, учить соблюдать элементарные правила игры.

Игры с прыжками

- «Не оставайся на полу» Цель: упражнять детей в запрыгивании и спрыгивании, развивать внимание, соблюдать правила игры.

Игры с лазанием

- «Ловля обезьян» Цель: упражнять детей в лазании по гимнастической стенке, развивать внимание, воображение, артистизм, учить продуктивному взаимодействию в игре и соблюдению элементарных правил игры

Игры народов Севера

- «Оленьи упряжки» Цель: учить взаимодействию в игре, соблюдению элементарных правил игры, совершенствовать движения в природных условиях, развивать снимание (каюр не должен терять упряжку).

- «Броски палки на дальность» Цель: учить соблюдать элементарные правила игры, развивать глазомер и ловкость.

2

Обучать детей в игровой деятельности ориентироваться на систему требований (правил) и умению оценивать правильность выполнения своих действий. Обучать самостоятельному выполнению заданий по наглядному образцу и словесному

описанию

Игры с метанием

- «Сбей обруч».

Цель: упражнять детей в метании набивного мяча в цель, развивать меткость и произвольность внимания.

- «Поймай мяч».

Цель: упражнять детей в метании набивного мяча в цель, развивать меткость и произвольность внимания.

- «Проведи мяч».

Цель: развивать точность движений, ориентирование в пространстве, самостоятельное выполнение действий по образцу.

- «Охотники и зайцы».

Цель: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, учить оценивать правильность выполнения своих действий.

Игры с бегом

- «Хитрая лиса» Цель: упражнять детей в беге, развивать реакцию, учить выдержке, умению соблюдать правила игры, и оценивать правильность выполнения своих действий.

- «Караси и щука» Цель: развивать ловкость, внимание и глазомер, умение оценивать правильность выполнения своих действий.

- «Затейники» Цель: совершенствовать умение согласовывать движения со словами взрослого.

Игры с прыжками

- «Удочка» Цель: упражнять детей в прыжках на месте, учить самостоятельному выполнению заданий по словесному описанию.

Игры с лазанием

- «Пожарные на учении»Цель: упражнять детей в лазании, развивать внимание, ловкость и умение правильно реагировать на команду воспитателя.

Игры народов Севера

- «Отбвка оленей» Цель: обучать самостоятельному выполнению заданий по сигналу, упражнять в метании, развивать внимание.

- «Белый шаман» Цель: развивать внимание, учить Обучать самостоятельному выполнению заданий по наглядному образцу.

3 Обучать детей работать по собственному плану, ориентируясь на правило, обобщенно определяющее способ действия

. Осваивать командные взаимодействия во время игры. Закреплять умение самостоятельно выполнять задание по наглядному образцу и словесному описанию

Игры с метанием

- «Ловишка с мячом» Цель: развивать внимание, учить детей взаимодействовать в команде.

Игры с бегом

- «Мы веселые ребята» Цель: упражнять детей в беге, умение ориентироваться в пространстве, выполнять действия по собственному плану.

- «Мышеловка» Цель: упражнять детей в беге, подлезании, осваивать командные взаимодействия во время игры.

- «Ловишки» Цель: учить детей бегать не наталкиваясь друг на друга, развивать реакцию, обучать детей ориентироваться по собственному плану.

Игры с прыжками

- «С кочки на кочку»Цель: Развивать ловкость, внимание, умение ориентироваться в пространстве, учить взаимодействию в команде.

Игры с лазанием

- «Медведи и пчелы» Цель: упражнять детей в лазании на гимнастическую стенку, развивать выносливость, быстроту реакций, внимание.

Игры народов Севера

- «Ручейки и озера» Цель: закреплять командные взаимодействия во время игры, развивать слуховое внимание, совершенствовать движения в необычных условиях.

- «Важенка и оленята» Цель: закреплять командные взаимодействия во время игры, развивать внимание, совершенствовать движения, работать по собственному плану, ориентируясь на правило, обобщенно определяющее способ действия.

- «Ловля оленей» Цель: закреплять командные взаимодействия во время игры.

Для поддержания интереса детей к подвижным играм усложняются их содержание, правила и задания.

В дошкольном возрасте подвижные игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазаньем) планирую на физкультурных занятиях. Каждую неделю детям предлагаются для разучивания одна новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца два-три раза в зависимости от сложности содержания. При разучивании новой подвижной игры дается четкое объяснение ее содержания. Отдельные элементы показываются и даже проигрываются. После объяснения сразу переходим к игре и в ходе ее уточняется то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

Важным моментом является распределение игры и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Чередуются физическая нагрузка с отдыхом, более подвижные с менее подвижными.

Очень важен индивидуальный подход к детям. Особого внимания требуют малоактивные дети их деятельность надо стимулировать, привлекая детей на роль водящего в организации подвижных игр, а также привлекая их выбирать детей на роль ведущего с помощью считалок и скороговорок.

Отмечая индивидуальные успехи каждого ребенка, обращаю внимание на умение его работать в коллективе.

В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игры соревновательного характера, игр – эстафет важная роль принадлежит воспитателю, поэтому помогаю детям разделиться на команды. В ходе игры слежу за четким выполнением заданий.

Особое значение имеют народные подвижные игры, формирующие основные двигательные навыки, положительно влияющие на развитие произвольного внимания дошкольников.

Проанализировав работу по использованию народных игр, в частности подвижных игр народов Севера, с целью знакомства с жизнью и бытом коренных народов ханты и манси, проживающих в Ханты-Мансийском национальном округе, убедилась, что дети не достаточно хорошо их знают.

Активное использование подвижных народных игр способствует развитию произвольного внимания, а также углублению знаний детей о народах нашей страны, их традициях и быте. Дети с большим интересом начинают относиться к своей истории, у них появляется желание узнать больше о людях других национальностей.

Предложенная организация подвижных игр на основе системного подхода позволяет выстроить свою работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу, сделать ее более прогнозируемой, ясной и структурно понятной, видеть и корректировать стратегию развития произвольного внимания каждого ребенка.

Выявление динамики после формирующего эксперимента осуществлялось по тем же методикам, что и на констатирующем эксперименте. Для этого в экспериментальную группу вошло 10 детей (5 мальчиков и 5 девочек). Дети с высоким и средним уровнями произвольного внимания в количестве 10 детей (5 мальчиков и 5 девочек) составили контрольную группу.

На основании данных, представленных в протоколе составлена сводная таблица, из которой видно, что уровень развития внимания у мальчиков и девочек практически одинаковый

. Мальчики более активны в играх, чем девочки. Все мальчики выполняли правила игры. Некоторые из них стремились находиться как можно ближе к ведущему. Дима и Вадим сосредоточены, не отвлекаются, погружены в игру. Алеша, Дима отвлекаются на различные раздражители, что говорит о не устойчивости внимания.

Девочки менее активны по сравнению с мальчиками. Девочки сосредоточены на процессе игры, не отвлекается, погружены в игровую ситуацию. Ведущий постоянно находится в поле ее зрения. Это говорит об устойчивости внимания.

Выводы.

Развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Наиболее оптимальными для развития внимания являются подвижные игры. Игры, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Исследование показало, что показатели произвольного внимания находятся на среднем уровне в целом по группе. Поэтому разработали и апробировали систему подвижных игр по формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, с учетом регионального аспекта.

Использование игр народов Севера, с целью знакомства с жизнью и бытом коренных народов ханты и манси, проживающих в Ханты-Мансийском национальном округе, способствует углублению знаний детей о народах нашей страны, их традициях и быте. Дети с большим интересом начинают относиться к своей истории, у них появляется желание узнать больше о людях других национальностей. Участие в народных играх воспитывает у детей и чувство коллективизма.

Следовательно, система работы по формированию и повышению уровня произвольного внимания в подвижных играх эффективна.

Публикации по теме:

Безопасность в подвижных и спортивных играх. Подвижные и спортивные игры, входящие в программу физического воспитания дошкольников характеризуется разнообразными движениями: бегом,.

Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению Внимание является основополагающей.

Изучение развития произвольного внимания у детей 6–7 лет Цель исследования – диагностика развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Среди психических явлений особое место занимает.

Описание опыта «Развитие физических качеств старших дошкольников в процессе организации подвижных игр и эстафет» Описание опыта педагогической деятельности: «Развитие физических качеств старших дошкольников в процессе организации подвижных игр и эстафет.

Особенности развития элементов произвольного внимания у дошкольников с ОВЗ Л. В. Кузнецова и Л. И. Переслени выделяют внимание, как базовый психический процесс, «питающий» все другие психические функции и виды деятельности.

Отчёт о проведённом экспериментальном исследовании «Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности» Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и.

Проблема развития творчества в подвижных играх Актуальность В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу.

Программа «Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста» Программа Групповое развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Внимание является основополагающей частью развития.

Психологические особенности развития произвольного внимания младших школьников Период развития человека с 6–7 до 10–11 лет в отечественной науке принято называть младшим школьным возрастом (по периодизации Д. Б. Эльконина.

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования возможными социальными и психологическими достижениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх»
Опубликовано: 2 ноября 2017 в 16:42
+154Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД