Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья»

Елена Ванина
Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», а также на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ», можно сказать, что современный период в российской истории и образовании время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, есть основной момент при переходе от возраста к возрасту». В связи с этим,

общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. В связи с этим сформировался социальный заказ, который отразился в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

нация государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации»этнокультурном и социально-политическом смыслах, национальности и народы.

национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности

составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.

В соответствии с Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 1010 годы" в целях совершенствования системы патриотического воспитания Правительство Самарской области разработало «Концепцию патриотического воспитания граждан Самарской области», основными положениями которой являются:

-военно-патриотическое

- духовно-нравственное

- Гражданское становление личности

-историко-краеведческое воспитание.

На основании этого, мы видим, какое серьезное внимание уделяет государство духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, развитию поликультурного образования.

А так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель: сформировать у детей 6-7 лет представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья посредством праздников.

Задачи:

1.1. Вызвать у детей 6-7 лет интерес к изучению духовной культуры народов Среднего Поволжья.

1.2. Сформировать у детей 6-7 лет представление о духовной культуры народов Среднего Поволжья посредством праздников.

1.3. Сформировать у детей 6-7 лет умение применять представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности.

1.4. Воспитывать этнотолерантное отношение к людям других национальностей.

2.1. Способствовать формированию осознанного отношения родителей к проблеме патриотического воспитания.

2.2. Привлечь родителей к пошиву национальных костюмов к праздникам.

2.3. Привлечь родителей к организации праздников и участию в них.

3.1. Обогатить уголок ряжения предметами, элементами народного костюма

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Диагностические методы:

беседы, диагностические задания, решение проблемных ситуаций, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей и педагогов.

Критерии и показатели сформированности представлений

детей 6-7 лет о духовной культуре народов Среднего Поволжья.

Название критерия Показатели

Когнитивный - представления о традициях

- представления об обычаях

- представления о языке

- представления о фольклоре

- представления об играх

Эмоционально-мотивационный

- наличие интереса к духовной культуре народов Среднего Поволжья

- наличие эмоционально-положительного отношения к духовной культуре народам Поволжья

- наличие желания изучать духовную культуру народов Поволжья

Деятельностный - умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья

- умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор

- умение играть в народные игры.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

I этап

Эмоционально-мотивационный

Цель: вызвать у детей 6-7 лет интерес к духовной культуре народов Среднего Поволжья.

Задачи:

- сформировать положительный интерес к духовной культуре народов Среднего Поволжья;

- вызвать желание изучать духовную культуру народов Среднего Поволжья;

- воспитывать стремление к познанию традиций, обычаев, духовных ценностей народов Среднего Поволжья

.

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей Результат

Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект

-чтение художественной литературы о традициях, обычаях, праздников, играх народов Среднего Поволжья;

- рассматривание иллюстраций, рассказывающих о жизни народов Среднего Поволжья

- рассматривание коллекции национальных костюмов, в уголок ряжения

- прослушивание музыки

- экскурсия в краеведческий музей - организует прослушивание произведений художественной литературы и музыкальных произведений народов Среднего Поволжья

- разрабатывает наглядный материал народов Среднего Поволжья

- организует народные игры.

- разрабатывает и организует экскурсию в краеведческий музей

- слушают произведения художественной литературы и музыкальных произведений народов Среднего Поволжья

-рассматривают наглядный материал народов Среднего Поволжья

- играют в народные игры.

-посещают краеведческий музей

- конспект экскурсии;

- оформленный уголок ряжения;

- аудиотека музыкальных произведений;

- библиотека произведений авторов Среднего Поволжья - наличие интереса к духовной культуре народов Среднего Поволжья

- наличие эмоционально-положительного отношения к духовной культуре народам Поволжья

- наличие желания изучать духовную культуру народов Поволжья

II этап Когнитивный

Цель: Сформировать у детей 6-7 лет представление о духовной культуры народов Среднего Поволжья посредством праздников

Задачи:

- сформировать уважение к традициям народов Среднего Поволжья

- развивать речевую память детей и словарный запас

- знакомить с подвижными играми народов Среднего Поволжья и находить сходства

- сформировать у детей желание изучать обычаи, традиции и фольклоре народов Среднего Поволжья.

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей Результат

Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект

Организация народных праздников: Сабантуй, масленница, балтай, акатуй - разрабатывает конспекты

- организует праздники

- привлекает родителей к организации народных праздников

- изготовление атрибутов к празднику

- участвуют в праздниках

Конспект праздников

- представления о традициях

- представления об обычаях

- представления о языке

- представления о фольклоре

- представления об играх

III этап Деятельностный

Цель: Сформировать у детей 6-7 лет умение применять представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности

Задачи:

- сформировать умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья

- сформировать умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор

- сформировать умение играть в народные игры.

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей Результат

Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект

- Создание фото альбома «Национальные костюмы народов Поволжья».

- выставка детских рисунков национальный орнамент

- Досуговое мероприятие «Игры народов Поволжья».

- показ национальных танцев в народных костюмах - Подбирает фотографии, составляет фото альбом

- организует выставку детских рисунков

- конспект досугового мероприятия

- проведение досугового мероприятия

- подготовка костюмов к народным танцам - рассматривают фотографии в фотоальбоме

- участвуют в выставке

- участвуют в досуговом мероприятии Конспекты, альбом, - умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья

- умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор

- умение играть в народные игры.

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Всероссийский конкурс «Виват, Россия!»Всероссийский конкурс «Виват, Россия!» В 2012 году в России будет праздноваться немало важных исторических дат. Главная из них – 1150-летие зарождения российской государственности.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья»
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 11:23
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...