Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья»

Елена Ванина
Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», а также на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ», можно сказать, что современный период в российской истории и образовании время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, есть основной момент при переходе от возраста к возрасту». В связи с этим,

общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. В связи с этим сформировался социальный заказ, который отразился в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

нация государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации»этнокультурном и социально-политическом смыслах, национальности и народы.

национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности

составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.

В соответствии с Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 1010 годы" в целях совершенствования системы патриотического воспитания Правительство Самарской области разработало «Концепцию патриотического воспитания граждан Самарской области», основными положениями которой являются:

-военно-патриотическое

- духовно-нравственное

- Гражданское становление личности

-историко-краеведческое воспитание.

На основании этого, мы видим, какое серьезное внимание уделяет государство духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, развитию поликультурного образования.

А так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель: сформировать у детей 6-7 лет представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья посредством праздников.

Задачи:

1.1. Вызвать у детей 6-7 лет интерес к изучению духовной культуры народов Среднего Поволжья.

1.2. Сформировать у детей 6-7 лет представление о духовной культуры народов Среднего Поволжья посредством праздников.

1.3. Сформировать у детей 6-7 лет умение применять представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности.

1.4. Воспитывать этнотолерантное отношение к людям других национальностей.

2.1. Способствовать формированию осознанного отношения родителей к проблеме патриотического воспитания.

2.2. Привлечь родителей к пошиву национальных костюмов к праздникам.

2.3. Привлечь родителей к организации праздников и участию в них.

3.1. Обогатить уголок ряжения предметами, элементами народного костюма

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Диагностические методы:

беседы, диагностические задания, решение проблемных ситуаций, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей и педагогов.

Критерии и показатели сформированности представлений

детей 6-7 лет о духовной культуре народов Среднего Поволжья.

Название критерия Показатели

Когнитивный - представления о традициях

- представления об обычаях

- представления о языке

- представления о фольклоре

- представления об играх

Эмоционально-мотивационный

- наличие интереса к духовной культуре народов Среднего Поволжья

- наличие эмоционально-положительного отношения к духовной культуре народам Поволжья

- наличие желания изучать духовную культуру народов Поволжья

Деятельностный - умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья

- умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор

- умение играть в народные игры.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

I этап

Эмоционально-мотивационный

Цель: вызвать у детей 6-7 лет интерес к духовной культуре народов Среднего Поволжья.

Задачи:

- сформировать положительный интерес к духовной культуре народов Среднего Поволжья;

- вызвать желание изучать духовную культуру народов Среднего Поволжья;

- воспитывать стремление к познанию традиций, обычаев, духовных ценностей народов Среднего Поволжья

.

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей Результат

Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект

-чтение художественной литературы о традициях, обычаях, праздников, играх народов Среднего Поволжья;

- рассматривание иллюстраций, рассказывающих о жизни народов Среднего Поволжья

- рассматривание коллекции национальных костюмов, в уголок ряжения

- прослушивание музыки

- экскурсия в краеведческий музей - организует прослушивание произведений художественной литературы и музыкальных произведений народов Среднего Поволжья

- разрабатывает наглядный материал народов Среднего Поволжья

- организует народные игры.

- разрабатывает и организует экскурсию в краеведческий музей

- слушают произведения художественной литературы и музыкальных произведений народов Среднего Поволжья

-рассматривают наглядный материал народов Среднего Поволжья

- играют в народные игры.

-посещают краеведческий музей

- конспект экскурсии;

- оформленный уголок ряжения;

- аудиотека музыкальных произведений;

- библиотека произведений авторов Среднего Поволжья - наличие интереса к духовной культуре народов Среднего Поволжья

- наличие эмоционально-положительного отношения к духовной культуре народам Поволжья

- наличие желания изучать духовную культуру народов Поволжья

II этап Когнитивный

Цель: Сформировать у детей 6-7 лет представление о духовной культуры народов Среднего Поволжья посредством праздников

Задачи:

- сформировать уважение к традициям народов Среднего Поволжья

- развивать речевую память детей и словарный запас

- знакомить с подвижными играми народов Среднего Поволжья и находить сходства

- сформировать у детей желание изучать обычаи, традиции и фольклоре народов Среднего Поволжья.

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей Результат

Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект

Организация народных праздников: Сабантуй, масленница, балтай, акатуй - разрабатывает конспекты

- организует праздники

- привлекает родителей к организации народных праздников

- изготовление атрибутов к празднику

- участвуют в праздниках

Конспект праздников

- представления о традициях

- представления об обычаях

- представления о языке

- представления о фольклоре

- представления об играх

III этап Деятельностный

Цель: Сформировать у детей 6-7 лет умение применять представления о духовной культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности

Задачи:

- сформировать умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья

- сформировать умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор

- сформировать умение играть в народные игры.

Способы и формы работы

Деятельность педагогов и детей Результат

Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект

- Создание фото альбома «Национальные костюмы народов Поволжья».

- выставка детских рисунков национальный орнамент

- Досуговое мероприятие «Игры народов Поволжья».

- показ национальных танцев в народных костюмах - Подбирает фотографии, составляет фото альбом

- организует выставку детских рисунков

- конспект досугового мероприятия

- проведение досугового мероприятия

- подготовка костюмов к народным танцам - рассматривают фотографии в фотоальбоме

- участвуют в выставке

- участвуют в досуговом мероприятии Конспекты, альбом, - умение применять сформированные представления о традициях народов Среднего Поволжья

- умение правильно называть и различать национальные костюмы, обычаи, обряды и фольклор

- умение играть в народные игры.

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Всероссийский конкурс «Виват, Россия!»Всероссийский конкурс «Виват, Россия!» В 2012 году в России будет праздноваться немало важных исторических дат. Главная из них – 1150-летие зарождения российской государственности.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья»
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 11:23
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...