Проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

Татьяна Вытнова
Проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения.

Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка дошкольника от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. Кроме этого, в соответствии с ФГТ дошкольное образовательное учреждение должно реализовывать образовательную область “ Здоровье” основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание данной образовательной области направлено в том числе и на формирование представлений о здоровом образе жизни.

Содержание и характер деятельности по решению задач по формированию здорового образа жизни зависят и от ценностей всей семьи, эрудиции в вопросах здоровья, понимания родителями ответственности перед детьми за качество их здоровья. Ведь семья является моделью для своего ребёнка. Поэтому важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ, формированию знаний о здоровье человека, мотивации на его сохранение, является взаимодействие с семьями воспитанников. Ведь Федеральные государственные требования ориентируют нас на то, что семья является полноправным участником образовательного процесса.

Наше дошкольное учреждение определило приоритетные задачи в работе с детьми и родителями по формированию начальных представлений здоровом образе жизни, а именно:

-создание условий для приобщения дошкольников к ЗОЖ через организацию предметной среды,взаимодействие с семьями воспитанников, использование ресурсов социокультурной среды;

- поддержка семьи,объединение усилий дошкольного учреждения и семьи по приобщению дошкольников к ЗОЖ.

-формирование системы знаний у детей о своем здоровье,о ЗОЖ, мотивации на сохранение и укрепления здоровья, мотивации на приобщение к здоровому образу жизни.

Кроме этого нами были определенны пути решения задач-

формированию представлений, а впоследствии и навыка детей вести ЗОЖ способствует предметно-развивающая среда в детском саду. Именно микро и макро среда, в которой живет и действует малыш, в значительной степени способствует его физическому и социокультурному развитию. В детском саду отдельно выделены и функционируют дополнительные помещения:

- физкультурный зал;

- мини -тренажерный зал;

- «Комната природы» в которой отдельно выделены: живой уголок, экологическая комната (в ней проводится с детьми непосредственно образовательная деятельность по приобщению и формированию представлений о ЗОЖ).

- мини - музей краеведения, в котором для воспитанников и их родителей представлена экспозиция «История спорта», где дети знакомятся с историей Российского спорта, Олимпийских игр, спортивной символикой. Здесь же размещены дипломы и спортивные награды воспитанников, выпускников, и даже сотрудников детского сада, материалы о спортивных достижениях семей воспитанников. Экспозиция существует уже пять лет, и постоянно пополняется. На наш взгляд,эта форма работы педагогического коллектива имеет особое значение т. к. это способствует пропаганде основ ЗОЖ,спорта как у воспитанников детского сада,так и у их родителей.

-медицинский блок (который состоит из: процедурный кабинет, изолятор, медицинский кабинет)

Огромным ресурсом, который помогает в решении поставленных задач является тесное и разностороннее взаимодействие с социокультурной средой.

- работа с учреждениями здравоохранения:с Детской городской поликлиникой №10,с Лечебно-физкультурным диспансером (специалисты проводят осмотр детей)

- взаимодействие с Детско- юношеским центром «Магнитная стрелка». Во главу угла ставим пропаганду здорового образа жизни и приобщение воспитанников к физкультуре и спорту. Семейные команды нашего дошкольного учреждения ежегодно вместе с нашими педагогами принимают участие в городских соревнованиях «Домашний очаг», «Мама, папа, я – спортивная семья», ежегодных туристических слетах. А для воспитанников старшего дошкольного возраста сотрудники центра организуют тематические игры- занятия по туризму и краеведению, где дети учатся ставить палатки, пользоваться компасом, ориентироваться по карте.

- более десяти лет наше дошкольное учреждение сотрудничает с МБОУ СОШ № 27 (заключен договор о взаимодействии и составляется план совместной работы на каждый учебный год, где организовано военно-патриотическое объединение «Стрельцы» это кадетский класс. За эти годы стали традиционными мероприятия: «Посвящение в «КаДетки», «День защитника Отечества», «Мы будущие солдаты!», показательные выступления кадетов для наших воспитанников к государственным праздникам. Одной из задач сотрудничества является –пропаганда ЗОЖ.

- Важным содержанием работу с детьми наполняет сотрудничество с «Центром патриотического воспитания «Отечество». С помощью Центра организуем спортивно – патриотические праздники: «Спартакиада», «Мы юные пожарные», экскурсии воспитанников в воинскую и пожарную части г. Дзержинска, на площадь Героев.

Работа детского сада по формированию и приобщению дошкольников к основам ЗОЖ, строится на основе тесного взаимодействия с семьями воспитанников и ведется по следующим направлениям:

- Просветительская деятельность (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

- Практически-действенная деятельность (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, обеспечение полноценного эмоционального общения с детьми).Эта деятельность направлена на приобщение родителей к участию в мероприятиях организуемых педагогическим коллективом ДОУ для детей, родителей, к мероприятиям организуемым коллективами социума.

Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ и обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ это вовлечение их в досуговые и оздоровительные мероприятия с детьми в детском саду, изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультирование родителей, наглядная агитация.

В данном направлении широко используются следующие формы работы с семьями воспитанников:

- Консультирование родителей (в групповых родительских уголках, на стенде «Со спортом мы дружны»);

- «Дни открытых дверей» (2 раза в год с организацией открытых НОД с участием родителей);

- Участие в родительских собраниях;

-Участие в спортивных праздниках, развлечениях;

- «Дни здоровья»(ежеквартально)

- Участие родителей в туристических походах (в осенний, весенне-летний периоды)

- Ежегодные туристические слеты (организуемые детско-юношеским центром»Магнитная стрелка»)

- Регулярные выпуски фотогазеты «Вот как мы живем!» (на стенде)

- Печать фотогазеты «Наша спортивная жизнь»,с освещением спортивных мероприятий в ДОУ.

-Организация выставок, экспозиций в мини-музее краеведения детского сада.

-Привлечение родителей к участию в туристических походах и природоохранных и здоровьесберегающих акциях

С привлечением родителей создаются экспозиции в мини-музее (созданы экспозиции – «История спорта», «Наша спортивная гордость», «Спортивные семьи» и т. д.). Организуются выставки семейных спортивных достижений, совместные праздники, походы, туристические слеты. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных соревнованиях, туристических слетах, природоохранных и здоровьесберегающих акциях, конкурсах. Итогами мероприятий для родителей, организуемых с детьми, стали регулярные выпуски фотожурнала «Наша спортивная жизнь» и фотогазеты «Вот как мы живем!». Результатами привлечения родителей к мероприятиям организуемых с детьми в ДОУ стало укрепление связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера.

Параллельно с этим внутри дошкольного учреждения ведется педагогическая работа с детьми по формированию системы знаний о своем здоровье,о ЗОЖ. Работа с детьми организуется в следующих формах:

НОД по физической культуре, утренняя гимнастика, динамические паузы,

интегрированные НОД по физической культуре с другими образовательными областями (Познание, Музыка, Художественное творчество, закаляющие мероприятия (по оздоровительной технологии Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник») ;, гимнастика после дневного сна.

Важной стороной работы с детьми является мероприятия по оздоровлению воспитанников. Ежегодно для этого организуются следующие мероприятия (по плану оздоровительно-профилактической работы):

- осуществление системы закаливающих мероприятий с учетом состояния здоровья детей (по оздоровительной технологии Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник»);

- организация работы с ослабленными и часто болеющими детьми (под руководством старшей медицинской сестры);

- ежедневная гимнастика после сна;

- оздоровление фитонцидами (в соответствии с планом);

- С – витаминизация третьих блюд;

- НОД по физической культуре на воздухе (с детьми старшего дошкольного возраста);

- спортивные секции и кружки: секция «Степ-аэробика» – для детей старших, подготовительных к школе групп; кружок «Здоровишки»- для детей средних групп.

С целью снижения заболеваемости воспитанников ежегодно проводятся следующие мероприятия:

(по плану оздоровительно-профилактических мероприятий):

- организация режима;

- профилактическая работа с детьми;

- организация двигательного режима;

- работа по профилактике плоскостопия и нарушение осанки;

- оздоровление фитонцидами;

- закаливание с учетом состояния здоровья детей;

- фито - лечение (которое организует старшая медицинская сестра– дети пьют фито отвары два раза в неделю).

По результатам анализа состояния физкультурно-оздоровительной работы за 2011/12 учебный год показал,что в отчетном году МБДОУ «Детский сад №10» посещало 208 ребенка, из них: ясли – 38 детей, сад – 170 детей.

Состав детей по группам здоровья:

уч. год 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11

Гр. зд. всего ясли сад всего ясли сад все

го ясли сад всего ясли сад все

го ясли сад

1 гр. зд. 14 9 5 22 4 18 45 5 40 28 -- 28 8 -- 8

2 гр. зд. 164 46 118 136 39 97 117 29 88 124 26 98 145 37 108

3 гр. зд. 22 7 15 45 4 41 38 4 34 56 12 44 54 1 53

4 гр. зд. - - - - - - - - - - - - -- -- --

Т. о. из сравнительной таблицы видно, что в отчетном 2010/11 годах из вновь поступивших детей нет ни одного ребенка с 1 группой здоровья (как и в2009/10 году), а основной процент из вновь поступивших детей это дети со 2 группой здоровья - 17 % (37 человек), 0,04% (1 человек) – с 3 группой здоровья. В сравнении с 2009/10 годах общее количество детей в 2010/11 годах с 1 группой здоровья составляет 0,3% (8 человек, со 2 группой здоровья 70% (145 человек, и с 3 группой здоровья-26% (54 человека, т. е. увеличилось количество детей со 2 и 3 группами здоровья, и уменьшилось количество детей с 1 группой здоровья.

Уровень заболеваемости

2005/ 06

сентябрь

- май

(в детоднях) 2006/07

сентябрь

– май

(в детоднях) Разница 2007/ 08

Сентябрь

– май

(в детоднях) Разница 2008/09

сентябрь

– май

(в детоднях) Разница 2009/10 сентябрь

– май

(в детоднях) Разница 2010/11 сентябрь

– май

Разница

Ясли 1139 1074 65 724 350 560 164 601 178 524 -76

Сад 2207 1495 712 916 -579 1242 -326 1340 348 1676 336

Всего 3346 2569 777 1640 -929 1802 -162 1990 198 2200 210

Т. о., как видно из таблицы заболеваемость в МБДОУ 2010/11 отчетный год в сравнении с 2009/10 г. увеличилась на 210 детодня в цело по дошкольному учреждению. В 2009/10 уч. году в сравнении с 2008/09 годом также произошло увеличение заболеваемости на 178 детодня. (основной процент заболеваемости детской заболеваемости произошел в период вспышки ОРВ в городе, в следствии чего был объявлен карантин в образовательных учреждениях в 2010/11,2009/09 учебных годах) .Но как было сказано выше в группах раннего возраста видна положительная динамика по снижению заболеваемости (-76 детодня) Но по сравнении с общими городскими показателями заболеваемости, заболеваемость в нашем МБДОУ за 2010 год меньше на 45% ,в 2009 году- на 55 %, в 2008 году- на на 50%.

Таким образом,подводя итоги мы сделали следующие выводы,что:

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников - это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни. Данная работа имеет больший успех, когда ведется в тесном сотрудничестве с семьей. Целенаправленная работа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников, способствует позитивной динамике уровня освоения воспитанниками образовательной программы в образовательной области «Здоровье»,. А так же способствует росту активной родительской позиции.

Наши воспитанники, семейные команды и педагоги являются активными участниками муниципальных, городских спортивных мероприятий и конкурсов, были неоднократными победителями и лауреатами конкурсов. Все это становится возможным только при поддержки идей педагогов родителями воспитанников.

Публикации по теме:

Диагностика по ЗОЖ для старших дошкольников. Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма.

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
Опубликовано: 21 марта 2013 в 15:15
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...