Лучший педагог года

Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

Юлия Шевченко Светлана Удовенко
Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» в рамках реализации инновационной деятельности «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края».

Удовенко С. Ю. ,

Шевченко Ю. С. ,

воспитатели.

Актуальность проекта.

Публикация «Проект „Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности“» размещена в разделах

Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.). Важнейшую роль в этом выполняет сюжетно-ролевая игра, в процессе которой каждый ребенок проходит школу общения и взаимодействия с другими детьми, осознает себя и окружающую действительность, осваивает стили и модели поведения – входит в культуру и общество, социализируется.

Отражение в играх знаний о мире, о людях разных профессий, их взаимоотношениях и способах поведения в различных ситуациях невозможно без соответствующей предметно-пространственной среды, наполненной адекватным игровым материалом. Игровая предметно-пространственная среда позволяет создать в миниатюре общественную жизнь взрослых, помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений, поэтому игрушки и игровой материал должны

отражать гендерную идентичность дошкольников.

Особо важным в педагогической практике является совместное создание детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей каждому участнику проявить себя в художественном творчестве, показать индивидуальный вкус и мастерство, знания об окружающем мире и отношениях между людьми. Неудивительно, что одной из целей деятельности нашей группы является воспитание у мальчиков и девочек гендерной идентичности в процессе игровой деятельности, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

Вид проекта - краткосрочный, групповой, творческий.

Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Сроки реализации: с 1декабря 2015 г. по 1 апреля 2016 г.

Цель проекта : создание условий РППС с учетом гендерной принадлежности для социализации ребенка в обществе посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи проекта :

• Формировать представления детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных) посредством ролевых игр.

• Развивать способы взаимодействия, характерные для мужского и женского типов поведения, через знакомство детей с русским фольклором и русскими традициями в семейном воспитании.

• Прививать нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек посредством игровой деятельности.

• Повысить активность родителей в совместной деятельности по созданию условий для ролевых игр с учетом гендерного подхода.

Гипотеза реализации проекта

Реализация проекта позволит :

во-первых, объединить усилия воспитателей группы и родителей воспитанников для углубленного погружения ребенка в игровое пространство, позволяющее дошкольнику открывать для себя свой пол

(физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д., формировать ценностное отношение к себе, к противоположному полу, к своей семье;

во-вторых, расширить формы сотрудничества с родителями, повысить компетентность родителей и педагогов в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты проекта :

У детей :

- определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

- осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);

- умение налаживать и регулировать контакты в совместной игре, поддерживать дружелюбную атмосферу;

- проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни.

У родителей:

- активное взаимодействие родителей и педагогов в создании игрового пространства с учетом гендерного подхода;

- повышение компетентности родителей в воспитании гендерной идентичности у дошкольников;

- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позицию партнеров.

У педагогов:

- повышение компетентности педагогов в воспитании гендерной идентичности у дошкольников через игру;

- создание в группе дизайнерского проекта развивающей предметно-пространственной среды с учетом гендерного подхода;

- организация клубной деятельности, как одной из форм взаимодействия с семьями своих воспитанников.

Этапы реализации проекта :

Этапы. Цели деятельности. Деятельность

педагогов и детей. Деятельность родителей.

Вводный.

1. Изучить методическую литературу по проблеме гендерного воспитания.

2. Выявить уровень педагогической компетентности родителей по гендерному воспитанию.

3. Выявить уровень гендерной идентичности у детей.

4. Подготовить условия для организации ролевых игр.

1. Накопление и систематизация информации по проблеме:

1. Н. А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях»

2. Т. Н. Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду»

3. В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман «Мальчики и девочки два разных мира»

4. А. М. Щетинина, О. И. Иванова «Полоролевое развитие детей 5- 7 лет»

5. Интернет – ресурсы. Журналы «Обруч», «Дошкольное воспитание».

2. Проведение анкетирования родителей по гендерному воспитанию.

3. Выявление гендерной идентичности у детей : тест-опрос детей «Любимые игры мальчиков (девочек?»,

рисуночный тест для детей «Кем я хочу стать».

4. Анализ РППС для сюжетно-ролевых игр.

5. Сбор материала в тематические папки:

- семья,

- ребенок и его сверстники,

- художественная литература о мальчиках и девочках,

-материал о защитниках отечества и профессиях. 1. Анкетирование родителей по теме:

- «Умеем ли мы воспитывать будущих мужчин (женщин)»,

- «Какие мальчики и девочки?».

2. Онлайн консультация для родителей по проблеме полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

3. Участие родителей в подготовке атрибутов к ролевым играм, изготовление нестандартного оборудования для игр: чехлы – трансформеры для ролевых игр.

4. Сбор фотографий на тему «Моя семья».

5. Знакомство с познавательной, художественной литературой, русским фольклором о народных играх для мальчиков и девочек.

Основной 1. Формирование у детей гендерной идентичности в процессе игровой деятельности.

1. Чтение художественной литературы о труде взрослых, о семейных традициях.

2. Продуктивные виды деятельности : - изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

- оформление фотоальбома «Моя семья».

3. Презентация творческих рисунков детей «Папин портрет», «Галстук для папы», «Кружка для папы», «Милой мамочки портрет», «Весенний букет»

4. Круглый стол для детей и родителей «Мальчики и девочки»

5 .Создание альбомов «Я как мама (я как папа)».

6. Моделирование ситуаций: «Я и моя семья», «Кто живет в твоем сердце».

7. Беседы с детьми «- Одежда для девочек и мальчиков»,

- «В чем сила и слабость мальчика»

- «Может ли семья обойтись без мамы»

8. НОД: «Давайте познакомимся» : (Упражнение «волшебная ромашка»; игра «познакомимся

получше»)

Цель:

Выявить и закрепить понятия ребенка о себе как о представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек, способствовать формированию позитивного отношения к себе.

9. Дидактические игры:

- «Кто знает больше профессий?»

- «Подбери одежду для девочки, мальчика»

- «Где чьи инструменты»

-«женская и мужская работа»

- «Подбери головной убор»

10. Проведение праздников и развлечений:

- дни рождения,

- празднование календарных праздников (8 марта, 23 февраля)

11. Подготовка консультаций для родителей и педагогов «Воспитываем мальчиков», «Какой мальчик не любит поиграть, какая девочка не любит поболтать!», «Пять заповедей отцовства». 1. Участие в фотоконкурсе:

-«Мисс шляпка». 2. Оформление творческой работы «Мода», «Наши прически», «Мой любимый герой».

3. Участие в групповом празднике: «Маленькая красавица».

4. Проведение мастер-класса с гендерной направленностью (с девочками) : «продукты разные нужны, блюда разные важны».

5. Организация клуба «Мастера» : изготовление деревянных игрушек (машинок, свистулек и др.).

4. Участие семей в мероприятиях и конкурсах группы и МБДОУ.

5. Участие в совместной творческой продуктивной деятельности детей :

- рисунки «Мой папа (мама)»;

- «Моя мама – рукодельница»;

- изготовление кормушек для птиц.

Итоговый Получение продукта, результата проектной деятельности.

1. Сбор и обработка материала: сравнение стартовых и полученных результатов, обобщение, выводы.

2. Оформление дизайнерского проекта РППС группы с учетом гендерного подхода.

3. Презентация проекта на уровне МБДОУ д/с № 56 и в СМИ, интернете. 1. Оформление Благодарственных писем родителям за активное участие в проектной деятельности.

Заключение проекта.

Реализация проекта началась с изучения материала по вопросу «Особенности гендерного развития», которые показали, что формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка, воспитания ребенка в гендерной направленности дошкольного возраста важна и актуальна. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, был оформлен консультативно-практический материал, направленный на тему гендерного воспитания в семье и детском саду.

Постановка проблемной ситуации для детей «Каким должен быть папа, какой должна быть мама» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в игре и в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я – мальчик (девочка)», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, мастер-классы, позволили детям ярко осознать себя по отношению к сверстникам, к противоположному полу, к семье.

О создании уникального нестандартного игрового оборудования для сюжетно-ролевых игр детей была опубликована презентация мастер – классов на сайте Маам. ru

Итогом реализации проекта явился круглый стол для детей и членов их семей : «Мальчики и девочки», где дети представляли творческие работы «Папин портрет», «Мамин портрет», рассказывали о тех семейных традициях, которые бережно хранятся в семьях воспитанников. В конце мероприятия состоялась обзорная экскурсия в групповом помещении по созданию развивающей предметно - пространственной среды с учетом гендерной принадлежности.

На наш взгляд, проект является первым шагом в воспитании полоролевой идентичности ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я мальчика (девочки).

Публикации по теме:

Гендерное воспитание детей младшего возраста посредством взаимодействия детского сада и семьи Проект «Гендерное воспитание детей младшего возраста посредством взаимодействия детского сада и семьи» План работы по самообразованию.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности В. А. Сухомлинский писал: «Сердцевина человека.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельностиФормирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Китайская пословица Одним из эффективных методов познания.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе игр и игровых ситуаций. Андреева О. Н., воспитатель МБДОУ д/с №56 «Солнышко», г. Белгород Мамонова Ж. В., воспитатель МБДОУ д/с №56 «Солнышко», г. Белгород Игра.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе музыкально-образовательной деятельности. Музыкальные занятия в образовательной программе детского сада являются обязательными наряду с математикой, развитием речи, окружающим миром.

Использование макетов в игровой деятельности детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9» Еманжелинского муниципального района Челябинской области.

Моделирование в процессе игровой деятельности детей младшего дошкольного возрастаМоделирование в процессе игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Наиболее эффективным методом развития математических, геометрических представлений и конструкторских навыков детей являются дидактические.

Перспективный план «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомление с природой» Сентябрь 1. Формирование основ экологического мировоззрения и культуры. Беседа «Что такое экология?» «Что такое природа?» А. А. Плешакова,Стр.

Приобщение детей дошкольного возраста к театрально-игровой деятельности Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами.

Проект «Гендерное воспитание в раннем дошкольном возрасте» Пояснительная записка Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
Опубликовано: 9 августа 2017 в 14:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД