Проект «География в детском саду-путь познания окружающего мира»

Ольга Недорезова
Проект «География в детском саду-путь познания окружающего мира»

Проект «География в детском саду-путь познания окружающего мира»

b]Введение[/b]

В наши дни, когда мир на грани экологической катастрофы, экологическое восприятие, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы в изучении окружающего мира должны даваться нами — дошкольными работниками.

Изучаю научно-методическую литературу и ресурсы интернета пришла к мысли, что изучение окружающего мира можно ввести через предмета «география». Но так как этот предмет не введен в программу ДОУ. В связи с этим существует потребность в разработке темы, совершенствовании организации, структуры, содержания и форм ведения географии в детском саду. Мною был разработан проект: «География в детском саду - путь познания окружающего мира». Данный проект направлен на формирование целостной картинки окружающего мира. Содержание проекта раскрывает средства и формы исследовательской деятельности детей, с учетом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира.

Основная часть

Выбор темы «География в детском саду - путь познания окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости поставленной задачи в этом проекте. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказывать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой.

В своем проекте «География в детском саду - путь познания окружающего мира» я применила новый методический подход к организации поисково-исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования. Главное достоинство данного проекта в том, что он дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют совместные действия: изучают окружающий мир, учатся беречь и любить природу.

Цель проекта: создание условий для развития элементарных естественно-научных представлений о земле, природе; развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Задачи:

1. развивать у детей представления о единстве окружающего мира и самого себя;

2. развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними, в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

3. расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

4. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;

5. воспитать любовь к природе, умение воспринимать ее красоту.

Этапы осуществления проекта:

1 этап — подготовительный

Задачи этапа:

• изучение научно-методической литературы;

• разработка проекта;

• анкетирование детей и родителей.

Ожидаемые результаты: разработка проекта «География в детском саду - путь познания окружающего мира».

2 этап — практический

Задачи этапа:

• внедрение проекта в группу детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности;

• экспериментальная проверка проекта.

Ожидаемые результаты:

• внедрение проекта в систему дополнительного дошкольного образования;

• развитие любознательности, самостоятельности, творческих способностей у детей;

• овладение элементарными представлениями о географии;

• устойчивый интерес к познанию новых знаний, желание заниматься в кружке.

3 этап — обобщающий

Задачи этапа:

• обработка данных, описание результатов деятельности;

• соотнесение результатов с целями;

• выявление степени удовлетворенности обучающихся, их родителей содержанием, организацией и результатами дополнительного дошкольного образования;

• подготовка аналитического отчета по результатам, методических рекомендаций.

Достижение цели и решение задач проекта обеспечивается путем реализации системы мероприятий, сгруппированных по ключевым направлениям деятельности, которые становятся основой для введения предмета «география» в систему дополнительного дошкольного образования. Активное участие в проекте «География в детском саду - путь познания окружающего мира» предполагает занятия в кружковой деятельности.

Форма занятия: кружковая работа.

Длительность проекта: 1 год.

Время проведения: 1 раз в неделю

Длительность занятия: 25 мин.

Базовые средства: беседы, опыты, эксперименты, игры, опорные карточки, календарь природы, карты «Физическая карта Мира», контурная карта мира, глобус.

Структура занятия:

- ставить проблему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблему;

- анализировать объект и явления;

- выдвигать гипотезы;

- осуществлять эксперимент;

- делать выводы.

Заключение

Мною, построенные занятия по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности, формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, через экспериментирование. Одной из задач проекта была заложить основы нравственного отношения детей к природе.

По окончанию учебного года ожидаемые результаты от данного проекта оправдались:

• Сформировались у детей элементарные естественно-научных представления о Земле;

• Повысился интерес к природе и к бережному отношению к ней;

• Дети пользуются специальной терминологией, пополнился словарный запас многими понятиями;

• Повысился рост уровня любознательности, наблюдательности;

• Дети самостоятельно делают выводы и выдвигают гипотезы;

• Улучшился психологический климат в группе;

• Произошло изменение отношения «Дети – Родители», «Родители - Воспитатели» (улучшилось взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность).

Приложение

Программа проекта

«География в детском саду - путь познания окружающего мира»

№ п/п Разделы, темы Практические работы

Подготовительный этап

Август

• изучение научно-методической литературы;

• разработка программы проекта «География в детском саду -путь познания окружающего мира».

Проект «География в детском саду -путь познания окружающего мира».

Практический этап

1-2 неделя Сентября

• опрос родителей и беседа с детьми о необходимости введения географии в дополнительную дошкольную подготовку.

Анализ полученных результатов исследования.

1. Сентябрь, Октябрь.

Мир вокруг нас.

- Плакат «Солнечная система».

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 3).

- Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Зачем Меркурию лен?» (о планетах Солнечной системы). (с. 4)

2. Изучение природы человеком. Естественные науки. - Знакомство с оборудованием для научных исследований (микроскоп, лупа, фонарь).

3. Планета Земля. - Плакат внутреннего строения Земли.

- Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «День и ночь» (с. 3)

4 Что у нас над головой? - Лепка коллективная работа моделей Солнца, Луны и звезд.

5 Что у нас под ногами? - Опыт «Камушки под лупой»

(гранит, известняк, кремень)

6 Мини досуг «Кладоискатели» - Закрепление знаний о природных ископаемых.

- Работа с родителями «Изготовление поделок из природного материала».

7 Сюжетно – ролевая игра: “Научная лаборатория”. - Закрепление полученных знаний;

- Приобретение навыков действий в экстремальной деятельности;

- Формировать творческие способности.

8. Ноябрь

Глобус. - Лепка модели Земли

9. Карта. - Работа с контурной картой,

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 5)

10 Стороны горизонта. - Прогулка с компасом, «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 7).

11 Времена года. - Плакат «Времена года».

- Работа с дидактическим материалом.

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 6)

- Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Подарок Земли» (про времена года). (с. 7)

12. Декабрь

Многообразие явлений природы. Извержения вулканов.

Опыт «Извержение вулкана».

- Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Самые высокие?» (про горы). (с. 12)

- Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Дружба ничего не боится» (о вулканах). (с. 13)

13. Землетрясения. Эксперимент «Землетрясение».

-Чтение:«География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Гора» (склон, вершина, пик, подошва). (с. 14)

14. Гром и молния. Опыт «Как получается электричество».

15. Листопад. -Эксперимент «Листопад».

-Работа с родителями «Осенний букет».

16. Январь, Февраль

Суша планеты. Материки.

-Глобус.

-карта полушарий.

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 7)

17.

Тепловые пояса.

- Опыт с настольной лампой.

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 10, 11)

18. Почва «Земля матушка» - Опыт «Свойства почвы».

19. Огород на подоконнике. - Эксперимент (цель: вырасти овощи на подоконнике).

20. Воды суши. Реки, озера, моря. -Карта полушарий.

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 8, 16, 18)

21. Вода. «Весёлая капелька.» Опыт «Свойства воды».

22. Вода. «Кто пьет воду?» Опыт «Живое и неживое».

23. Март

Планета Земля как среда обитания живых организмов.

- Дид. игра «Разнообразные животные».

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 12, 13, 20 «Живая природа»)

-Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Самые опасные» (про обитателей Амазонии: крокодиле, анаконде, пираньях). (с. 17)

24. Разнообразие материков.

- Глобус.

- Карта полушарий.

- Контурная карта полушарий.

- Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Счастливые земляне» (о расах и национальностях». (с. 22)

25. Апрель -Май

Я живу в России.

- Презентация «Особенности России».

-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 23)

26.

Мой дом Кузбасс.

- Достопримечательности Кузбасса (работа с наглядным материалом).

- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 25)

27. Моя малая Родина — Топки.

- Знакомство с достопримечательностями г. Топки.

- Экскурсия по г. Топки.

28. Итоговая работа. Я и моя семья в жизни города. - Совместная работа с родителям

«Семейный альбом».

29. Обобщающий этап

3-4 неделя Мая

• оценка эффективности реализации проекта «География в детском саду -путь познания окружающего мира»;

• анализ удовлетворенности потребностей дошкольников в изучении географии посредством анкетирования. Отчет-анализ.

Родительское собрание по итогам реализации проекта «География в детском саду - путь познания окружающего мира

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играя, изучаем природу» Играя, изучаем природу. Экологическое воспитание и воспитание красотой немыслимы без чувств восхищения природой. Цветы, трава, насекомые.

Практико-ориентированный проект по экологическому воспитанию «Птицы — наши друзья» Проект «Птицы – наши друзья». Актуальность. Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
Автор публикации:
Проект «География в детском саду-путь познания окружающего мира»
Опубликовано: 14 марта 2014 в 17:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стенгазета — коллективная работа «Дети — цветы жизни».
Перед праздниками всегда возникает вопрос, как и чем лучше украсить интерьер группы, тем более к такому торжественному событию, как выпуск ребят в...
Сценарий праздника для первой младшей группы «Здравствуй, детский сад!»
Праздник для 1 младшей группы «Здравствуй, детский сад! » Фанфары. Ведущий-воспитатель: Здравствуйте взрослые, здравствуйте, дети! Куда вы пришли мне...
Пасхальная горка своими руками. Для конкурса «Чьё яйцо скатится дальше»
Не так давно мы праздновали замечательные русские народные праздники: Вербное Воскресение, Пасха. Всем знакомы различные конкурсы с пасхальным яйцом....
Стенгазета «Моя семья»
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока...
Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе...
«Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности» Актуальность Сегодня одним из главных...