Проект «Гипс, музеи, зоосад». Старшая группа.

Валентина Валерьевна Саясова
Проект «Гипс, музеи, зоосад». Старшая группа.

В своей работе с детьми я стараюсь приобщать их к истокам русской народной культуре, знакомить их с традициями своего народа, с историей своего края. Родители многих наших детей работают на Пешеланском гипсовом заводе «Декор-1», основанном в 1933году. Этот завод связан с историей жизни многих Красноборских (и не только) семей. Многие ребята вместе с родителя присутствуют на территории завода во время праздников, которые постоянно устраивают руководители предприятия.

Знакомя ребят с историей предприятия, его продукцией, я реализую свой цели: расширяю кругозор детей, воспитываю уважение к людям любого труда, желание больше узнать о своём крае.

Представляю вашему вниманию проект «Гипс. Музеи. Зоосад», который включает в себя несколько занятий.

Тема: Гипс. Музеи. Зоосад.

Образовательная область. Познание, ознакомление с окружающим.

Вид проекта. Познавательно-исследовательский.

Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатель.

Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Проблема. Дети мало информированы о работе своих родных на Пешеланском гипсовом заводе, о предприятии, которое известно на всю страну.

Цель. Сформировать у участников проекта позицию, способствующую воспитанию основ нравственности и патриотизма, желание больше знать о своём крае.

Задачи

-- дать достоверные представления об истории создания Пешеланского гипсового завода; формировать интерес к изучению родного края; расширять знания детей о профессиях, познакомить со свойствами гипса;

-- развивать чувство уважения к людям любого труда, любовь к родным местам, способствовать интеллектуальному развитию;

-- воспитывать интерес к окружающему миру, к разным видам народного творчества, к гжельской росписи.

Ожидаемые результаты. Знание истории становления завода, значение добычи гипсового камня. Выработка навыков работы с гипсом, интереса к изучению своего края в будущем. Знание многих профессий и их значение в жизни завода. Создание выставки «Поделки из гипса».

Предварительная работа. Работа родителей с детьми: познакомить со своей профессией или профессиями родных, которые работают на ПГЗ «Декор-1».

Вспомнить элементы гжельской росписи. Подбор фотографий по теме, брошюр и альбомов, материала для исследования (гипсовый камень, формовочный гипс).

Ход мероприятия.

«Становление Пешеланского гипсового завода «Декор-1».Добыча гипсового камня и его переработка».

Цель. Закреплять знания детей о местонахождении завода «ПГЗ «Декор-1»,

о том, как и зачем добывают гипс. Расширять знания детей о разнообразии

профессий. Воспитывать уважение к людям труда, интерес к истории своего края. Развивать речь детей, обогащать их словарный запас (кайло, шахта, дизелевоз и др.) , привлечь родителей к составлению рассказа о своей профессии.

На нашей Нижегородской земле есть место, которое богато огромными гипсовыми месторождениями. Кто может сказать, где добывают гипсовый камень? (Ответы детей: Пешелань, Бебяево). Вы все немного правы, но давайте уточним. Месторождения гипса находится в селе Бебяево,

Проект «Гипс, музеи, зоосад». Старшая группа.

но они относятся к Пешеланскому гипсовому заводу, который добывает гипсовый камень и перерабатывает его. Вы знаете, ребята, что на заводах много техники, разных механизмов, машин. Но главными работниками, конечно же, остаются люди. Многие ваши родители работают именно на Пешеланском заводе. Расскажите, пожалуйста, всем нам о том, какую должность занимают ваши родители и родные, какую работу они выполняют. (Рассказы детей:

Данил Г. «Моя мама работает цветоводом. Она сажает цветы, кустарники, ухаживает за ними: поливает, пропалывает, выращивает рассаду.

Ангелина Л. «Мой папа работает водителем на автопогрузчике. Он грузит в вагоны и машины плиты, гипс. Мой крёстный работает грузчиком. Он тоже помогает загружать всё и ещё он раскладывает гипс в мешки.

Лера. В «Мой папа работает в цехе, где заливают плиты. Он тоже их заливает.» И т. п.)

Спасибо, молодцы! Из ваших рассказов всем становится ясно, что на заводе

трудится много людей разных профессий и труд каждого человека важен и незаменим никакими машинами. Вы немного рассказали, что изготавливают из гипса (плиты,). А знаете ли вы, как именно добывают гипсовый камень и как получается сам гипс, прежде чем что-то из него сделать? (Нет) Сегодня, с помощью моего рассказа и фотографий мы с вами побываем на шахте и на самом заводе, и всё узнаем. Согласны! (Да).

И так…Месторождения гипсового камня находятся глубоко-глубоко под землёй. Ещё очень давно, в старину наши предки знали об этих месторожде

ниях. (18 век.). Крестьяне для своих нужд вели добычу гипсового камня в самодельных ямах, пещерах (штольнях).Они отбивали, конечно же, в ручную с помощью кайла (зарисовать на доске) куски, лопатами грузили сырьё в тележки и увозили домой на свои хозяйственные нужды. Но страна нуждалась в новых строительных материалах и в больших количествах. Поэтому руководство страны обратило внимание на добычу гипсового камня. И в 1933г. началась промышленная добыча гипсового камня, т. е. люди стали работать на предприятии (образовался завод) и добывать сырьё не для себя, а для всей страны.

Люди обучались новым профессиям, получали специальное образование, ведь работая на заводе человек должен обладать специальными знаниями, умениями. И за это они получали соответствующую зарплату. Добыча гипсового камня сначала продолжалась всё с помощью тех же примитивных инструментов, кайла и лопаты, горнорабочие добывали сырьё, но грузили его уже не в тележки, а вагонетки (1 тонна).

Каждый рабочий должен был за свою смену нагрузить 7 таких вагонеток,

сам дотолкать её до главной внутренней железной дороги, где на поверхность её вывозила лошадь

. В распоряжении шахты (шахта- это пересечение очень многих лабиринтов, ходов - нарисовать примерную схему) было порядка 6 лошадей, которые жили в шахте и никогда не выходили на поверхность. Был специальный конюх, который ухаживал за ними (кормил, поил и т. п.)

В 70-е г. (это ребята, когда я ещё даже не родилась)уже на смену кайлу, лопате и лошадям пришла современная, для того времени, техника. Куски гипсового камня стали не долбить, а применять взрывчатый способ добычи, породогрузочные машины грузили сырьё в более вместительные вагонетки (3тонны,

эти вагонетки тащили дизелевозы.

В том месте, где взяли гипсовый камень, остаются огромные пустые места (как пещеры) и чтобы они не обвалились, между ними ставят прочные «колонны». Так сама шахта растёт и образует гигантский лабиринт. Представьте себе, ребята, сколько мужества, отваги нужно иметь человеку

чтобы работать на огромной глубине под землёй в этих лабиринтах. Поэтому

профессия шахтёра очень трудная, но уважаемая. Ведь кто же, как ни они бу

дут добывать гипс.

После того как гипсовый камень добыт, его дизелевоз везёт на переработку, на завод.

. На заводе много специальных зданий, где гипсовый камень дробят, т. е. измельчают,

обжигают в специальных огромных печах, откуда и выходит сам гипс. Что же делают из гипса? (Ответы детей). Какую-то часть упаковывают в мешки на продажу (в любом строительном магазине вы его можете увидеть)

. Из строительного гипса на заводе льют гипсостружечные блоки, гипсовые и гипсостружечные плиты, которые вам всем хорошо известны.

Что у вас в хозяйстве, ребята, построено из них? (Ответы детей: дом, баня, сарай, гараж и т. п.).Что ещё делают из гипса и какие его свойства мы с вами узнаем на другом занятии.

Давайте вспомним, ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали на занятии? О каких профессиях вы услышали впервые? Какие бы вы хотели задать мне вопросы?

Продолжение следует.

Публикации по теме:

Доклад — опыт работы по теме: «Жизнь, традиции и обряды кубанских казаков»Доклад — опыт работы по теме: «Жизнь, традиции и обряды кубанских казаков» Работа в этом направлении носит актуальный характер. Я часто замечаю в нашей современной молодёжи бездуховность, безнравственность, потерю.

Проект «Куклы русского народа» Проект: «Куклы русского народа» Вид проекта: краткосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества для детей. Участники проекта:.

Автор публикации:
Проект «Гипс, музеи, зоосад». Старшая группа.
Опубликовано: 4 ноября 2012 в 10:05
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Пушистые елочки». Ручной труд в подготовительной группе
Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все, а главное сделать...
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика на музыкальных занятиях» (фотоотчет)
Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу! Если психически устал...
Мастер-класс по созданию иллюстрации к сказке «Как курочка хлеб испекла»
Перед началом работы обязательно прочитайте детям сказку, а затем попросите самих слушателей рассказать сказку. Ребенок непременно воспользуется и...
Фотовыставка «Портрет ребенка в лучах солнца»
В нашей дружной и веселой первой младшей группе"Светлячок", постоянно проходят интересные события. Тёплой, яркой, солнечной и необычайно по семейному нежной...
Лэпбук «Наш город нам дорог!»
Как только увидела впервые лэпбук в сети, сразу поняла, насколько разносторонен, креативен и интересен это вид пособия, как для педагога, так и для детей....