Лучший педагог года

Проект «Говорящие пальчики»

Оксана Прохорова
Проект «Говорящие пальчики»

Проект «Говорящие пальчики»

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»

И. П. Павлов

Название проекта : «Говорящие пальчики».

Автор проекта : Прохорова Оксана Александровна – воспитатель второй младшей группы №3 «Светлячки» МБДОУ детский №317

Тип проекта : познавательно –исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный с октября 2014 года по май 2015 года.

Публикация «Проект „Говорящие пальчики“» размещена в разделах

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3 -4 года.

Актуальность проекта :

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяют гармоничное развитие ребенка.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.

Исходя из этого, у нас возникла идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук.

Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста.

Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи средствами сенсомоторных игр.

Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей второй младшей группы.

Цель педагогического проекта : способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи проекта :

Для детей

1. Способствовать развитию речи как средства общения.

2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.

3. Обучение детей сенсомоторным играм.

4. Обогащение игрового опыта, через создание новых игровых пособий, способствующих развитию мелкой моторики.

Для педагогов МБДОУ №317

1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.

2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей раннего возраста.

3. Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.

4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет.

5. Проанализировать влияние сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи детей второй младшей группы.

6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

Для родителей

1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей четвертого года жизни.

2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей второй младшей группы.

Этапы реализации проекта

• Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую совместную игровую деятельность, влияющую на речевое развитие каждого ребенка.

• Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи малышей средствами сенсомоторных игр.

• Обогащение опыта работы по данному направлению с педагогом- логопедом.

Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, массаж ручек с помощью массажных мячей.

Продукт проекта :

• Картотека пальчиковых игр.

• Картотека консультаций для родителей.

• Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.

• Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в второй младшей группе.

• Уголок по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет.

• Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.

Подведение итогов

• Уголок по сенсомоторному развитию детей второй младшей группы.

• Конкурс на лучшую игру среди родителей.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап (сбор информации по теме)

Содержание работы Срок

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук:

- упражнения с элементами массажа;

- упражнения для кисти рук;

- игр и упражнений с различными предметами,

- динамические упражнения;

- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности:

- игры с предметами,

- разного вида шнуровки,

- пальчиковый театр,

- картотека игр для пальчиков.

3. Работа с педагогами

Консультация у педагога- логопед по проведению пальчиковых игр.

4. Работа с родителями:

Консультации

- «Поиграйте с ребенком дома»

- «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей»

Конкурс на лучшее пособие

Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики По ходу реализации проекта

По ходу реализации проекта

Ноябрь - май

Основной (практический) этап

Заключительный этап

Содержание работы срок

1. Подведение итогов и анализ:

– Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

– Анкетирование родителей (для определения результативности работы).

2. Постановка задач на будущее. Май

№ Виды деятельности Цели и задачи

1. Изучение тематики, формулировка проблемы Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.

2. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

3. Консультации на тему: «Пальчиковые игры», «Речь на кончиках пальцев». Пригласить на консультацию на собрание логопеда рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

4. Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта

5. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

8. Диагностика уровня развития речи и мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании речевого развития детей 3-4 лет.

9. Анализ проделанной работы по проекту «Говорящие пальчики Проанализировать результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

План выполнения проекта

Ожидаемые результаты

- У детей возрос интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и массажными упражнениям).

- Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи.

- Значительно повысились внимание и память детей.

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»

И. П. Павлов

Публикации по теме:

Логопедическая игра «Говорящие пальчики» В нашей работе никуда не деться от повторений, особенно при автоматизации звуков, поэтому приходиться свою деятельность превращать в занимательное.

Развивающее пособие «Свинка» для детей раннего возрастаРазвивающее пособие «Свинка» для детей раннего возраста Известно, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Говорящие пальчики»
Опубликовано: 2 ноября 2014 в 18:23
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД