Проект по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами туризма «Хочу всё знать»

ЕЛЕНА ШИТИКОВА
Проект по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами туризма «Хочу всё знать»

Проект

«Хочу всё знать»

В настоящее время важной задачей дошкольного образования является воспитание достойного подрастающего поколения. Выбор темы моей работы – «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами туризма» - не случаен, т. к. направлен не только на развитие физических качеств и формирование основ здорового образа жизни, но и на интеллектуальное, нравственное и познавательное развитие дошкольников.

В последнее время наблюдается отсутствие интереса у детей к событиям и жизнедеятельности окружающего мира. Ещё 30 лет назад у детей дошкольного возраста формировали уважение к труду, к учёбе, к старшим, доброту и честность. Установки, которые ребёнок получал в детском саду, совпадали с установками семьи и тем, что транслировали средства массовой информации, детской литературой. Средства массовой информации прежде регулярно показывали труд людей в самых разных сферах: сельском хозяйстве, производстве, науке, искусстве, …Героями газет и экранов были космонавты, хлеборобы, шахтёры, учёные. Сейчас герои прессы и телеэкрана – политики, бизнесмены и представители шоу – бизнеса. Сложно рассматривать их как пример, на который ребёнок может ориентироваться в построении образа будущего жизненного пути и моделей социального поведения. Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребёнок должен, прежде всего узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники, и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.

В наше время отмечается высокий уровень заболеваемость детей. Одной из причин высокой заболеваемости является педагогическая неподготовленность семьи. Здоровье человека, согласно С. В. Попова зависит на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, экологии, на 10% - от деятельности здравоохранения и на 50% - от самого человека, от его образа жизни, который он ведёт. Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и укреплению здоровья детей, тренируют физические качества.

Процесс познания данного проекта будет реализовываться в активной форме, т. е. дети будут получать информацию из окружающего мира через собственное познание. Дошкольники очень наблюдательны. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства. Наблюдательность ребёнка опирается на его любознательность. К сожалению многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми и уделять им времени. Данный проект делает и детей, и родителей его активными участниками.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Срок реализации: 2 года (долгосрочный)

Цель проекта: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами туризма.

Задачи:

- Познакомить с основами туризма, как одного из видов активного отдыха.

- Развивать интерес к здоровому образу жизни.

- Формирование основ духовного и нравственного развития дошкольников.

- Развивать эстетический, художественный вкус, творческую фантазию и воображение.

- Предоставлять возможность для реализации творческого потенциала.

- Познакомить с краеведением по этапам: семья, дом, улица, город, область, страна.

- Формирование традиционной картины мира.

- Развивать поисковую деятельность детей.

- Обогащение духовного мира ребёнка.

- Воспитание коллективизма, взаимоуважения, взаимовыручки, товарищества, ответственности.

Формы работы:

- Прогулки, экскурсии.

- Опыты и наблюдения.

- Ведение дневника наблюдений и опытов.

- Оформление книги экскурсий и походов.

- Беседы.

- Практическая деятельность.

- Решение проблемных ситуаций.

- Рассматривание иллюстраций, журналов, открыток.

- Просмотры видеофильмов.

- Чтение литературы.

- Дидактические и подвижные игры.

- Организация мини выставок.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

В основе проекта лежат следующие принципы:

- Принцип добровольности, где учитывается желание ребенка в принятии активного участия в познавательной деятельности.

- Принцип общности и разобщенности носит коллективный характер образовательного процесса и индивидуальный подход к каждому ребёнку.

- Принцип доступности, позволяющий детям с разным уровнем интеллектуального развития, одинаково активно участвовать в образовательном процессе.

- Принцип календарности, предполагающий планирование педагогического процесса согласно смене сезонов и природным явлениям.

Данная работа определяет следующие направления:

- Работа с детьми (походы, прогулки, викторины, образовательно-познавательная деятельность, и т. д.).

- Работа с родителями (консультации, совместные походы и праздники, викторины и т. д.).

- Работа с педагогами (консультации, мастер-классы, отчеты о проделанной работе и т. д.).

Условия реализации проекта:

-Организационные – т. к. данная деятельность связана с выносом занятий за территорию дошкольного учреждения, она должна быть спланирована так, чтобы оптимально обезопасить жизнь и здоровье воспитанников.

- Организационно-педагогические – для стимуляции активности воспитанников необходимо создать возможность для посещения музеев, памятников, достопримечательностей; обеспечить выезд на лоно природы, к водоёмам,лесные зоны и т. д.

- Организационно-дидактические – создание учебно-материальной базы, наличие методических и дидактических материалов.

- Организационно-технические – при отсутствии возможности знакомства с явлениями или событиями на местности, организация деятельности техническими средствами (мультимедийной установкой).

Этапы реализации:

Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе.

- организация туристической группы «Туристята»

-организация и работа кружка дополнительного образования «Туристята»

Основной этап

– прогулки, экскурсии, наблюдения, эксперименты;

проведение занятий;

- ведение дневников наблюдений и книги экскурсий;

проведение мероприятия

– проведение бесед;

организация мини выставок, фотовыставок;

рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);

просмотр видеофильмов;

Заключительный этап

– анализ результатов проекта.

- отчётные мероприятия (семинары, обобщение опыта работы, выпуски буклетов, выпуски методических пособий)

Предполагаемый результат:

- активный отдых – основа здорового образа жизни каждой семьи.

- сплочение родителей и детей, заинтересованность взрослых в совместной деятельности и успехе своего ребенка.

- повышение уровня развития физических качеств.

- повышение уровня исследовательно - познавательной активности

- знания детей в области краеведения, ориентировки в пространстве.

- умение реализовывать свой творческий потенциал.

Предполагаемые трудности:

- организация родительского сообщества для реализации целей и задач проекта

- природные условия в дни экскурсий и походов

Для достижения целеё и задач будут разработаны и внедрены следующие дополнительные проекты:

-«Край мой родной»

-«Лекарственные растения»

- «Райчихинск – мой город любимый!»

- «У природы нет плохой погоды»

- «Планета Земля»

- «Вечная память!»

- «Блиночки мои!»

Публикации по теме:

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Мои достижения. Сузик Светлана Анатольевна воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида №9 "Оленёнок".

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Проект по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами туризма «Хочу всё знать»
Опубликовано: 8 октября 2013 в 08:11
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...