Проект по овладению двигательными умениями и навыками «Хорошо двигаемся — красиво говорим»

Елена Порошина
Проект по овладению двигательными умениями и навыками «Хорошо двигаемся — красиво говорим»

Проект

«Хорошо двигаемся – красиво говорим»

Автор:

Порошина Елена Борисовна,

учитель-логопед,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 317» г. Пермь

География проекта: Обследование уровня моторного развития детей 3-4 лет, игровые упражнения, логопедическая гимнастика.

Срок реализации проекта: с 01.10.2012 г. по 15.05.2013 г.

Краткая аннотация проекта

Проект «Хорошо двигаемся – красиво говорим» предполагает получение знаний, умений и навыков в области развития общей, мелкой и артикуляционной моторики через выполнение индивидуальных заданий непосредственно организованной деятельности в группе, логопедическом кабинете, а также в совместной деятельности с воспитывающими взрослыми: в группе, дома, на прогулке.

Проект предполагает овладение двигательными умениями и навыками в соответствии с индивидуальными возможностями, речевыми нормами и образовательными стандартами.

Проект направлен на совершенствование и развитие двигательных возможностей детей, осознанное воспроизведение ими тех или иных действий, способствующих улучшению общей, мелкой и артикуляционной моторики, укреплению здоровья.

Проект также ориентирован на развитие эмоциональной сферы и личности ребёнка, в частности, формирование умений имитировать мимику и считывать эмоции, правильно реагировать в затруднительной ситуации – говорить об этом.

Автор проекта Порошина Елена Борисовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 317», специалист высшей квалификационной категории, имеет звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации», стаж педагогической деятельности 20 лет.

Участниками проекта являются дети младшего дошкольного возраста от 3 до 4, 5 лет, воспитатели и родители.

Этот проект необходим для повышения речевых возможностей, через укрепление здоровья, развитие и коррекцию имеющихся проблем у детей в области двигательных умений общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Обоснование необходимости проекта

Неполноценная двигательная деятельность, задержки в развитии сенсорной и эмоциональной сфере, накладывают отпечаток на формирование речи младших дошкольников.

Многие исследователи отмечают недостаточную устойчивость внимания, тенденцию к снижению психической работоспособности, низкий уровень мнемических функций, в особенности вербальной памяти [2, 6, 7]. Дети с речевой патологией часто забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Им трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, путают, где право, а где лево. Недостаточная сформированность в интеллектуальной и эмоциональной сфере ребёнка достаточно индивидуальны, их нельзя типологизировать по логопедическому диагнозу [9]. В большей степени они зависят от этиологии дефекта, сопутствующих нарушений (органических травм, функциональных расстройств) и социального опыта ребёнка [4, 5].

Для детей 3 лет с речевой патологией характерны отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков [3]

Чем меньше возраст ребёнка, тем эффективнее и быстрее осуществляется устранение двигательных нарушений и недостатков физического развития. Значение двигательной активности очень велико для развития и формирования биологической основы, на которой в дальнейшем возникает всё богатство нормальных поведенческих реакций человека [8].

Двигательная активность в дошкольном возрасте является важнейшим фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка. Причём после каждой очередной двигательной нагрузки происходит не просто восстановление затраченной организмом энергии в связи с его деятельностью, а избыточное восстановление, то есть фаза суперкомпенсации [1]. Поэтому роль развития движений в современном дошкольном образовании становится всё более значимой и актуальной, поскольку гармоничное развитие ребёнка невозможно без комплексного подхода к формированию основ его здорового образа жизни.

Цели и задачи проекта

Цель проекта – развитие у детей двигательных навыков и умений для повышения уровня моторного развития общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, способствующих совершенствованию речевых возможностей младших дошкольников.

Задачи:

1. Формировать желание выполнять различные двигательные упражнения.

2. Совершенствовать процессы развития двигательных способностей и качеств.

3. Способствовать овладению двигательными умениями и навыками в соответствии с индивидуальными возможностями, речевыми нормами и образовательными стандартами.

4. Активизировать словарный запас.

5. Развивать эмоциональные качества, речевую активность и инициативу.

6. Укреплять здоровье.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

Срок реализации проекта рассчитан с 01.10.2012 г. по 15.05.2013 г.

За этот период будет проведена предварительная работа с учётом диагностических данных уровня развития моторных умений детей 3-4 лет за сентябрь-октябрь 2012 г.

На основе результатов обследования будут выявлены уровни моторного развития детей, преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации НОД. В качестве диагностических средств будут использованы методы и средства контроля, которые должны отвечать следующим требованиям:

• Быть простыми и доступными.

• Быть применяемыми для массовых обследований в любых условиях внешней среды и не требовать дорогостоящего инвентаря.

• Позволять количественно и качественно оценить показанный результат.

• Исключать (по возможности) влияние предыдущего двигательного опыта и функциональных особенностей развития.

В результате обследования тесты показали, что уровень моторного развития младших дошкольников не полностью соответствует нормативным показателям. Таким образом, будем кроме традиционных средств и методов обучения использовать нетрадиционные, коррекционные разработки и включать опыт специальной педагогики.

Поскольку моторное развитие детей образует неразрывное единство с их психическим и речевым развитием, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения этой цели должны проходить через все виды организации жизни в ДОУ: в первую очередь развивать интерес к играм повышающим уровень моторного развития.

В ходе реализации поставленных целей и задач разработаны и предлагаются следующие мероприятия:

• Утренняя гимнастика с речевым сопровождением.

• Речевые минутки с музыкальным сопровождением.

• Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика.

• Анализ и оценка моторных умений воспитателями, родителями и логопедом.

• Совместные мероприятия с детьми и родителями.

Основные мероприятия будут проводиться на основе годового плана на 2012-2013 уч. года

Опыт, накопленный во время реализации проекта будет распространяться через:

• Создание индивидуальных образовательных маршрутов по развитию моторных умений детей.

• Создание новых форм, средств и методов обучения, способствующих повышению уровня моторного развития детей младшего дошкольного возраста.

• Введение специальных игр в режимные моменты.

• Повышение уровня моторных нагрузок (общей, мелкой, артикуляционной) в НОД и режимные моменты.

• Углублённую разработку авторских методических материалов, в основе которых: интерес ко всем видам двигательной деятельности, комплексы артикуляционной, мио- гимнастик, картотеки игр по развитию мелкой моторики с учетом гендерных и возрастных особенностей, блочно-тематического планирования.

• Ознакомление и вовлечение других дошкольных учреждений в совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.

В результате применения стандартных и нетрадиционных методов обучения дети младшего дошкольного возраста должны успешно овладеть моторными умениями и навыками, о чём будут свидетельствовать данные обследования моторного уровня детей 3-4 лет.

Конкретные ожидаемые результаты

Реализация проекта будет способствовать повышению интеллектуальной, речевой физической работоспособности у младших дошкольников, что позволит им иметь равные стартовые возможности при переходе в средние группы ДОУ.

Дальнейшее развитие проекта

Дальнейшее развитие проекта будет направлено на включение в процесс специалистов ДОУ: педагога-психолога, инструктора по физвоспитанию, что позволит открыть возможности более детально и глубоко разработать и реализовать работу по развитию моторики, дыхания, эмоций, речи у детей младшего дошкольного возраста.

Для этого предполагается

• Создать команду единомышленников: учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, воспитатели, родители.

• Разработать и апробировать комплексы игр и упражнений для девочек и мальчиков с речевым озвучиванием и музыкальным сопровождением.

• Создать индивидуальные образовательные маршруты по развитию моторных умений детей младшего дошкольного возраста

• Повысить уровень овладения моторными, речевыми умениями, навыками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Велитченко В. К., Физкультура для ослабленных детей. – М.: Терра-спорт, 2000. – 166 с.

2. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи детей. – СПб.: Речь, 1993. – 70 с.

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студ. высш. учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

4. Горбунова, О. В. Анализ речевого развития старших дошкольников с речевой патологией, в ходе эксперимента с использованием средств оздоровительной аэробики на мячах // Адаптивная физическая культура. - 2008. - №3 (35) – С. 45

5. Коррекционная педагогика: Основа обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова; Под ред. Б. П. Пузанова. - 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 160с.

6. Лапшин, В. А., Пузанов, Б. П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1990. – 250 с.

7. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 680с.

8. Соловьева, Т. В. Оздоровительно-коррекционная направленность занятий физическими упражнениями с дошкольниками, имеющими нарушения речи // Адаптивная физическая культура. - 2006. - №3 (27) – С. 57

9. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: учеб. пособ. – 2-е изд., испр. – М. Изд. МПСИ; Воронеж; Издат. НПО «МОЖЭК», 2003. – 400с.

Публикации по теме:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических игр и упражнений по лексической теме «Посуда» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок" Проект "Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Деревья и листья
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Проект по овладению двигательными умениями и навыками «Хорошо двигаемся — красиво говорим»
Опубликовано: 7 января 2014 в 13:37
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Занятие в средней группе на тему «Насекомые»
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз- росой умылась Два- изящно покрутилась Три- нагнулась и присела На четыре- улетела. ( и еще раз. Молодцы...
Фотоотчёт «Последний месяц весны»
Фотоотчёт «Вот и последний месяц весны»! Отметим День победы, Мы майским теплым днем, Прославим своих дедов, И на парад пойдем, Мы славой их...
Статья «Педагогическая культура семьи»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю». А. С....