Лучший педагог года

Игры с кольцами Луллия для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ, ЗПР

Марина Заботкина
Игры с кольцами Луллия для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ, ЗПР

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №14 «Боровичок»

Проект

Игры с кольцами Луллия для развития речи детей

дошкольного возраста с ОВЗ, ЗПР

Подготовила:

Учитель-логопед

Заботкина Марина Владимировна

Городской округ город Бор

Содержание

I. Актуальность данной методики …. 2

II. Историявозникновения «Кругов Луллия»…. 4

III.Цель и задачи, ожидаемые результаты…. …. 5

Публикация «Игры с кольцами Луллия для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ, ЗПР» размещена в разделах

IV.Применение колец Луллия…. 6

V. Заключение…. 7

VI. Игры с «Кольцами Луллия» …. 8

VII. Литература ….15

Приложение…. …16

I.Актуальность данной методики

В настоящее время накоплен достаточные большой опыт (логопедов и дефектологов) по преодолению и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР и ЗПР.

Но часто обучение и воспитание детей с ОНР и ЗПР сводится к запоминанию и воспроизведению однотипных приемов действия, однообразных способов решения заданий.

Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) обуславливают специфику нарушений речи детей с ОНР и ЗПР, которые преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Практически у всех можно констатировать недостаточную сформированность аналитико-синтетической деятельности во всех видах мышления, сниженную способность к творческому созданию новых образов, замедленный процесс формирования мыслительных операции, низкий уровень знаний и представлений об окружающей действительности. Соответственно нарушения в познавательной деятельности влияют и на языковую функцию.

Нарушения звукопроизношения у детей с ОНР и ЗПР встречаются гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития. Чаще всего нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.

Следует отметить, что свистящие звуки являются звуками, артикуляторно менее сложными, чем шипящие. Однако, преобладание нарушений свистящих звуков, по-видимому, связано с недоразвитием речеслухового анализа у детей с ОНР и ЗПР.

Отмечается недостаточность речевой моторики у детей с ЗПР, которая особенно ярко проявляется в движениях языка. Движения языка характеризуются неточностью, излишним напряжением, трудностью удержания позы, переключения от одного движения к другому. У некоторых детей движения языка хаотичны, неорганизованны, замедленны.

Часто речь таких детей напряженная, аритмичная. При этом отдельные слоги и слова ребенок произносит четко, однако, спонтанная речь неясная, смазанная.

Наличие в структуре нарушений речи при ЗПР нарушений звукопроизношения обусловливает необходимость специальной логопедической помощи данной категории детей. Но незрелость психических процессов и эмоционально-волевой сферы делают результативность традиционных методов работы по коррекции звукопроизношения зачастую труднодостижимыми.

Автоматизация поставленного звука в речи у детей с ОНР и ЗПР занимает более длительное время. Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки.

Вызвать интерес, сформировать положительный эмоциональный настрой, суметь организовать деятельность детей по коррекции звукопроизношения – эти задачи в той или иной степени решаются в процессе коррекционной работы над звукопроизношением.

Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия».

II. История возникновения «Кругов Луллия»

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР и ЗПР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

III. Цель и задачи, ожидаемый результат.

Цель:Развитие речи ребенка, как ее лексической стороны, так и грамматической.

Задачи:-Закреплять произношения поставленных звуков в речи;

-Развивать фонематические процессы;

-Уточнять и активизировать словарный запас;

-Совершенствовать слоговую структуру слова;

-Совершенствовать развитие связной речи.

-Совершенствовать навыки звукового анализа.

Ожидаемый результат:

- Создание условий для учебно-игровой деятельности;

- Развитие речи и познавательных способностей;

- Развитие внимания, памяти, произвольности, восприятия, логического мышления;

- Развитие коммуникативных навыков совместной деятельности;

-Углубление знаний об окружающей действительности.

IV.Применение колец Луллия.

Пособие используется в работе с детьми от 3 до 7 лет. Задачи в обучении ставятся в соответствии с каждым возрастом.

«Кольца Луллия» можно использовать в любой организованной совместной деятельности педагога с детьми.

Например:

Коммуникативная деятельность - используются круги с изображением звуков и предметов с этими же звуками (в конце, середине, начале слов).Используются круги с буквами и слов, предметов с этой буквой. Закрепление произношения поставленных звуков в речи. Составление слов из слогов, предложений из слов.

Познавательно – исследовательская деятельность - круги для игр с экологическим содержанием (животное и его жилище, животные и их детёныши, птицы и их хвосты, деревья и их листья, плоды и т. д., а также круги с изображением предметов разных размеров (больше – меньше и т. д., с цифрами (состав числа).

Восприятие художественной литературы и фольклора - круги с изображением сказочных героев и их жилищ или предметов.

Универсальность пособия «Кольца Луллия» заключается в следующем: используя лишь несколько колец можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к использованной игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием заменяют самостоятельно кольца, комбинируют задания, пытаются самостоятельно определить цель и правила игры.

Существует множество комбинаций, нужно только хорошо пофантазировать.

Эффект игры огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи, развитие творческого мышления и воображения, обогащение словарного запаса, и многое другое.

Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Считаю, что Кольца Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач. Практическая значимость их очевидна и заслуживает внимания.

Очень рекомендую всем коллегам использовать это пособие в своей работе с детьми.

V. Заключение.

Благодаря играм и упражнениям, у детей повышается интерес к занятиям, увеличивается словарный запас, формируется грамматический строй речи, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Данные игры делают работу над выразительностью речи более увлекательной, стимулируют речевое творчество детей. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в занятия, психологически раскованы и уверенны на занятиях. Поэтому использование методов и приёмов «Колец Луллия» в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым. Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

VI. Игры с «Кольцами Луллия»

Дидактическое упражнение «Слоговая цепочка»

Например, выбран слог па. Второе снизу кольцо вращать до тех пор, пока не будет найдена соответствующая буква, чтобы получилось слово с тремя буквами (пар). Затем слово можно изменить, подобрав соответствующую букву на следующем кольце (парк) и т. д. Просит детей назвать получившееся слово (парки); определить в нем количество букв (звуков); назвать гласные буквы (согласные); определить место заданной буквы (звука) в слове; определить, какое слово короче, доказать и т. д.

Также можно такой вариант по лексической теме: «Ягоды».

Дидактическое упражнение «Слоговая цепочка»

Цель: обучение детей, слоговому анализу слов, дифференцируя понятия «слог», «слово». Знакомим детей с игровым полем и объясняет задачу: построить цепочку слов. К заданному слогу (мы, который определен на верхнем, самом малом по диаметру кольце, нужно подобрать на следующем кольце слог (ло, чтобы получилось слово (мыло). Затем к последнему слогу (ло) в получившемся слове, на третьем кольце также подобрать соответствующий слог (жка). Получилось слово ложка и т. д. В секторе, получается цепочка из нескольких слов : мыло - ложка – ложкари. Детям предлагаем назвать получившиеся слова; определить, чем они похожи; назвать слова, например, со слогом мы, определить его место в слове; назвать слова, о которых можно сказать – моя, мой, мои, мое и т. д.

Дидактическое упражнение «От буквы к предложению»

Цель: обучение детей анализу и синтезу предложений, распространенных с использованием предлогов, дифференцируя понятия «буква», «слог», «слово», «предложение», «предлог». Руководство: Знакомить детей с игровым полем и объясняет задачу: построить цепочку: буква-слог-слово-предложение. К выбранной букве на верхнем малого диаметра кольце следует подобрать слог с заданной буквой, обозначенном на втором кольце. Затем подобрать слово с заданным слогом, предложение с заданным словом и, наконец, подобрав соответствующий предлог на нижнем самого большого диаметра кольце, изменить данное предложение, сохранив смысловую составляющую данного предложения. Предложить назвать оба предложения; определить, какое из них короче (длиннее) и почему; назвать слова в предложении; определить их порядок; назвать ключевое слово в предложении; определить в нем количество слогов, их порядок; придумать слова с заданным слогом и т. д.

Дидактическое упражнение «Знаешь ли ты? Расскажи»

Цель: обучение детей связной речи с опорой на план рассказа. Руководство: Знакомить детей с игровым полем и

объясняет задачу: нужно выстроить цепочку в указанном секторе, соответствующую одному, выбранному

животному. Выбрав на верхнем, самом малом по диаметру кольце, животное, о котором хочется рассказать, установи

его на уровне. На оставшихся нижних кольцах следует подобрать ему соответствующую среду обитания,

употребляемую пищу, детенышей. На нижнем кольце нужно определить часть его тела. По выстроенному сектору

(плану) детям предлагается составить описательный рассказ, предварительно проведя с ними работу по активизации

словаря: подбор слов-действий, признаков, метафор; по умению грамматически правильно с использованием

отработанных слов, составлять разного типа предложения. Результат при использовании игрового пособия очевиден:

представленная возможность самостоятельно организовывать свою деятельность, анализировать, делать выводы,

развивает у детей активную позицию в познании окружающего мира, закрепляет ранее приобретенные речевые умения и

приучает детей подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.

Игры на подбор пары

«Найди где живет?»

«Назови детеныша

«С чьей ветки детки?»

«Крылья, ноги, клювы»

«Подбери место обитания

Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обученияграмоте.

«Найди заданный звук в начале, середине и конце слова»

Игры с элементом случайности в установке колец

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в

окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот.

Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям.

Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучения грамоте :

«Чей нос, чей хвост?»

«Назови сколько

«Уменьшаем, увеличиваем»

Варианты колец каждый педагог может выбирать самостоятельно, придумывать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и сами дошкольники.

VII. Литература:

1. Сидорчук Т. А., ЛелюхС. В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: Практическое пособие. -4-е изд. ,испр и доп. : АРКТИ, 2016.-80с. (Растем умными Технология ТРИЗ) (Технология ТРИЗ).

2. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок. Методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2016.-28с. : ил. -Растем умными (Технология ТРИЗ).

3. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : АРКТИ, 2016.-40с. : ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ).

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста «Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Лото «Имя признака» Игровое действие: Составление рассказа.

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи Предлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой и направленного на формирование коммуникативной функции речи. Для.

Игры для детей дошкольного возраста для развития умения общаться Развитие коммуникативных способностей ИГРА «СОВУШКА - СОВА». Цель: формирование внимания, воспитание выдержки. Возраст: дети дошкольного.

Коммуникативные игры для развития навыков общения детей дошкольного возраста «Пожелания» Цель: воспитывать интерес партнера по общению. Материал: «палочка пожеланий» Ход: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?.

Консультация для воспитателей «Словесные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста» Актуальность Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным.

Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста» Содержание 1. Литературный обзор состояния вопроса. 1.1История темы педагогического опыта в педагогике. 1.2. Основные понятия, термины в описании.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания,.

План по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2016 г. Предполагаемая дата окончания работы: июль 2017 Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как.

План по самообразованию воспитателя Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя».

Словесно-развивающие игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Мир, окружающий нас, устроен интересно и сложно. Все в природе кажется загадочным. Но любознательный ум человека всегда стремился к разгадке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с кольцами Луллия для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ, ЗПР
Опубликовано: 15 января 2017 в 11:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД