Проект «Интеллектуальная мозаика» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми старшего дошкольного возраста.

Анастасия Ларионова
Проект «Интеллектуальная мозаика» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми старшего дошкольного возраста.

Проект «Интеллектуальная мозаика»

по использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность

Содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми.

Еще в середине XVII века Ян Амос Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, что постоянно детям было, что делать. «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».

В современной педагогике приоритетной является вопрос о создании условий для интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и развития его личностных качеств. Наиболее эффективным способом в решении этого является использование проектной деятельности.

Проектная деятельность позволяет воспитателю решать множество психолого-педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности педагога и ребенка становится более увлекательным.

В МДОУ Д/С №95 был разработан и реализован проект, направленный на интеллектуальное развитие дошкольников посредством внедрения логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Интеллектуальная мозаика».

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Задачи:

•анализ и выявление приоритетных направлений в современной педагогике;

•изучение новых технологий и различных теоретических подходов к развитию интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста;

•выявление более эффективных методов совместной деятельности с детьми.

В работе с детьми по методу проекта целесообразно использовать такие формы организации педагогического процесса:

•НОД с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

•Включение интеграции в образовательные области («Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество»);

•Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры, конструирование из палочек, моделирование по рисунку по схеме;

•В развивающей среде «Игротека»;

•Круглый стол «Смекалочка» (логические игры с блоками и палочками);

•Папки-передвижки советы родителям по организации игр с блоками и палочками;

•Семинар-практику для родителей по использованию блоков и палочек в домашних условиях;

Интеллектуальные соревнования «Давайте вместе поиграем».

Участники проекта: воспитатели, дети старшего возраста, родители.

Конечный результат: ребенок, умеющий

•ориентироваться в новой нестандартной ситуации,

•решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту,

•планировать этапы своей деятельности,

•устанавливать причинно-следственные связи,

использовать способы преобразования,

•принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях,

•ориентироваться в некоторых источниках информации,

•делать выводы из полученной информации,

•задавать вопросы на интересующую тему,

•понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем,

•вести простой диалог,

•выбирать способы действия из усвоенных ранее.

Сроки реализации проекта: два учебных года.

План реализации проекта

Палочки Кюизенера

1. Тема: «Цвет, формы, размер».

Задачи: - Различать и группировать палочки по цвету;

- Осваивать эталоны цвета и их названия;

- Определять, что все одноцветные палочки одинаковы

по длине;

- Развивать зрительный глазомер.

Игры: «Ленточки в подарок», «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки»,

«Построим мост», «Палочка мерка».

2. Тема: «Понятия высокий – низкий, широкий – узкий, длинный

–короткий».

Задачи: - Учить детей измерять объекты;

- Развивать ориентировку в пространстве, зрительный

глазомер;

- Развивать представления о высоте, ширина, длине;

- Развивать умение конструировать.

Игры: «Играем с цветом», «Поезд», «Заборы», «Мосты», «Плоты»,

«Лесенки».

3. Тема: «Составление ковриков».

Задачи: - Различать умение выбирать полоски по длине;

- Развивать зрительный глазомер;

- Формировать навык составления фигур из палочек.

Игры: «Коврики для зверят», «Собери рисунок», «Цветные коврики», «Составление рисунков».

4. Тема: «Развитие у детей количественных представлений».

Задачи: - Углубить знания детей о составе числа из двух

меньших чисел;

- Учить сравнивать рядом стоящие числа;

- Развивать умение соотносить количество предметов с

цифрой;

- Формировать умение строить числовой ряд;

- Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число,

которое оно обозначает;

- Закреплять прямой и обратный счет;

- Формировать навык самоконтроля.

Игры: «Измерение с помощью палочки - мерки», «Дополни»,

«Подбери цифру», «Цветные числа», «Как узнать номера домов

на новой улице», «По порядку становись», «Составь число»,

«Больше – меньше», «Найди дом для палочки»,

«Конструирование цифр»,

«Разведчики», «Число головоломка», «Что пропустили»,«Весы»,

«Магазин игрушек», «Составь поезд», «Считаем ступеньки».

Блоки Дьенеша

1. Группа: «Выявление и абстрагирование свойств».

Задачи: - Развивать умение выявлять в предметах от одного до

четырех различных свойств (цвет, форма, размер,толщина)

и абстрагировать один из них от других;

-Развитие устойчивой связи между образом свойств и

словом,которое его обозначает;

-Следовать определенным правилам при решении

практических задач;

-Самостоятельно составлять алгоритм простейших

действий (линейный алгоритм);

-Развитие способности к анализу, абстрагированию, умения

строго следовать правилам при выполнении цепочки

действий (разветвленный алгоритм, выращивание дерева).

Игры: «Найди клад», «Угадай-ка», «Помоги муравьишкам»,

«Автотрасса», «Необычные фигуры», «Где, чей гараж?».

2. Группа: «Сравнения, классификация, обобщения».

Задачи: - Развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам;

- Развивать умения по самостоятельно выделенным

свойствам;

- Развивать умение сравнения предметов по заданным

свойствам.

Игры: «Дорожки», «Домино», «Поймай пару», «Две дорожки»,

«Поймай тройку».

3. Группа: «Логические действия и операции».

Задачи: - Развивать умение производить логические операции «не»,

«и», «или»;

- Развивать умение расшифровывать (декодировать)

информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о

предметах по их знаково-символическим обозначениям;

- Развивать логическое мышление, умение кодировать

информацию о свойствах предметов с помощью знаков

символов и декодировать ее;

- Развивать классификационные умения;

- Развивать способность к анализу, сравнению,

обобщению;

- Развивать умения разбивать множества по одному свойству

на два подмножества производить логическую операцию

«не».

Игры: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов»,

«Где спрятался мышонок?», «Угадай, какая фигура?», «Засели

домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?», «Построй

дом», «Раздели блоки», «Рассели утят», «Рассели жильцов по

домам».

Публикации по теме:

Создание условий для формирования предпосылок логического мышления у дошкольников Создание условий для формирования предпосылок логического мышления у дошкольников посредством использования в работ логических блоков Дьенеша.

Играем и занимаемся с блоками Дьенеша.Играем и занимаемся с блоками Дьенеша. В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей средствами математики.

Библиотека изображений:
  • Пазлы
  • Пазлы
  • Головоломки
Автор публикации:
Проект «Интеллектуальная мозаика» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 21 декабря 2012 в 23:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...