Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».

Наталия Головко
Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».

I. Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности:

исследовательский, творческий, игровой.

По содержанию: воспитательно-образовательный.

По времени проведения: долгосрочный,

с сентября 2008 по май 2011 года.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».

II. Актуальность проблемы.

Я считаю, что человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.

Народно-прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру и торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Изобразительное народно-прикладное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка. Народно-прикладное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.

Осуществление изобразительной деятельности на материале народно-прикладного искусства способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности в приобретении новых знаний о мире, истории своей страны. Дети познают образцы народных произведений, воплощённые в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребёнка.

Народно-прикладное искусство способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

Большую роль оказывает народно-прикладное искусство в трудовом воспитании дошкольников. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка, у детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

В процессе овладения приёмами народного ремесла у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера, о необходимости добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

III. Цель проекта:

- развитие художественно-творческих способностей детей

дошкольного возраста средствами народно-прикладного

искусства.

IV. Задачи:

Развивать творческие способности детей посредством народно-прикладного искусства.

Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия; умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели.

Создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты.

V. Обеспечение проектной деятельности.

1. Методическое:

Г. С. Швайко, «Занятие по изобразительной деятельности в

детском саду», пособие для педагогов дошкольных учреждений,

Москва, 2006 г.

В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», Москва, 1987 г.

Т. Ф. Штепа, «Путешествие в мир изобразительного искусства родного края», Нальчик, 2006 г.

Н. Б. Халезова, «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», Москва, 1984 г.

З. А. Богатеева, «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», Москва, 1986 г.

Журнал «Дошкольное воспитание», №10, 2007 г.

Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 2007 г.

Материалы Интернет.

Перспективное планирование.

2. Материально-техническое:

Карточки с силуэтным изображением разных предметов, у которых одна или несколько частей круглой или овальной формы.

Игровой персонаж Петрушка.

Фигурки кукол из картона.

Глиняные игрушки, выполненные мастерами народно-прикладного искусства.

Иллюстрации из детских книг.

Альбом «Образцы народно-прикладного искусства».

Глина (пластилин, гуашь, акварельные краски, кисти разных размеров.

Творческие работы воспитателя и детей.

Образцы посуды из папье-маше.

Материалы для организации работы с родителями.

Компьютер для демонстрации презентации «Многоликость искусства».

Аудиозаписи фоновой музыки.

3. Диагностико-дидактическое:

Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, внимания, глазомера.

Игры и упражнения, направленные на формирование умения самостоятельно заканчивать стихотворный текст малой фольклорной формы (загадки, прибаутки, считалки, приговорки, заклички, небылицы, пословицы).

Диагностическая методика по определению уровня сформированности умения и навыков по изобразительной деятельности («Методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности», Г. Г. Григорьева).

Конспект занятия в средней группе «В гостях у дымковской красавицы».

Конспект занятия в старшей группе «Украсим кукольную мебель Городецким узором».

Конспект занятия в подготовительной группе «Настроение – цвет», (роспись матрёшки).

VI. Предполагаемый результат.

У детей развивается эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию. Дошкольники будут иметь представление о народно-прикладном искусстве, народных промыслах и их особенностях; научатся рисовать национальный орнамент, подбирать цвета в орнаменте, вырезать орнаменты различной конфигурации.

VII. Предмет экспериментального исследования.

Программно-методическое обеспечение по народно-прикладному искусству и художественно-эстетическому развитию детей.

VIII. Гипотеза проекта.

Если использовать многогранность народно-прикладного искусства в воспитании и обучении детей, то разовьются их эстетические качества, патриотическое чувство, творческие способности.

IX. Методы проекта.

Изучение литературы.

Мониторинговые процедуры.

Совместные игры.

Наблюдения.

Познавательные игровые занятия.

Игры – сказки.

X. Стратегия осуществления проектной деятельности.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МОУ «Гимназия №6» ДО №11 «Сказка»: с детьми 4-7 лет – в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребёнка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами – в условиях проведения активной методической работы.

XI. Этапы проекта:

1. Подготовительный:

№ п/п Мероприятие Срок проведения

1. Изучение методической литературы по теме: «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей дошкольников».

Май – июль, 2008 г.

2. Составление проекта по работе с детьми.

Июль, 2008 г.

3. Изготовление пособий.

Август, 2008 г.

4. Разработать консультацию по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».

Август, 2008 г.

5. Подбор диагностических методик.

Август, 2008 г.

2. Основной:

Работа с детьми.

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

Средняя группа

1. Диагностика.

1-2 неделя сентября

2. Занятие по рисованию «Возьми картинку – загадку и нарисуй отгадку». Сентябрь

3. Занятие по рисованию «Платочки и полотенца сушатся на верёвке». Октябрь

4. Рассматривание рисунков на домиках на участке.

Октябрь

5. Д/и «Закончи узор на коврике», аппликация.

Ноябрь

6. Знакомство со скульптурой малых форм.

Декабрь

7. Промежуточная диагностика.

Январь

8. Знакомство с искусством – рассматривание иллюстраций с изображением разной зимней погоды. Январь

9. Коллективная работа «Матрёшки встали в хоровод». Февраль

10. Знакомство с искусством. Иллюстрации к русским народным сказкам. Март

11. Игра «Цветы» с мозаикой из кругов и полукругов.

Апрель

12. Итоговая диагностика.

Май

13. Занятие «В гостях у дымковской красавицы».

Май

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

Старшая группа

1. Диагностика. 1-2 неделя сентября

2. Д/и «Подбери цвет и оттенок». Сентябрь

3. Д/и «Докончи узор на коврике», аппликация. Октябрь

4. Знакомство с искусством – рассматривание дымковских игрушек. Ноябрь, 1 неделя

5. Занятие по рисованию «Дымковский конь».

Ноябрь, 2 неделя

6. Рисование элементов дымковской росписи – колец в сочетании с кругами, точками, штрихами. Ноябрь, 3 неделя

7. Рассматривание сюжетных композиций из дымковских игрушек. Рисование и аппликация. «Весёлая ярмарка», коллективная работа. Ноябрь, 4 неделя

8. Знакомство с искусством – рассматривание керамической посуды, украшенной росписью. Декабрь, 1 неделя

9. Лепка «Тарелка с узором».

Декабрь, 2 неделя

10. Лепка «Кружка, украшенная цветком».

Декабрь, 3 неделя

11. Лепка «Устроим выставку посуды», коллективная работа. Декабрь, 4 неделя

12. Промежуточная диагностика.

Январь

13. Занятие по рисованию «Снегурочка возле ёлки». Январь

14. Экскурсия в краеведческий музей. Февраль

15. Знакомство с искусством – рассматривание предметов с городецкой росписью. Март, 1 неделя

16. Занятие по рисованию «Узор на полосе из бутонов и листьев». Март, 2 неделя

17. Занятие по рисованию «Узоры на кухонных досках». Март, 3 неделя

18. Коллективная работа «Украсим кукольную мебель городецким узором». Март, 4 неделя

19. Аппликация «Чашка с блюдцем».

Апрель

20. Экскурсия в школу искусств.

Май

21. Итоговая диагностика.

Май

22. Выставка совместных работ с родителями по народно-прикладному искусству. Май

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

Подготовительная группа

1. Диагностика. 1-2 неделя сентября

2. Игровое упражнение «Что разное и что одинаковое». Сентябрь

3. Д/и «Подберём краски для художников». Октябрь

4. Экскурсия в библиотеку Маяковского.

Октябрь

5. Занятие по рисованию «Снегири на ветке рябины».

Ноябрь

6. Знакомство с искусством – народная игрушка. Декабрь, 1 неделя

7. Лепка «Дымковские животные». Декабрь, 2 неделя

8. Занятие по рисованию «Расписные птицы». Декабрь, 3 неделя

9. Рисование и конструирование «Изготовим дымковских артистов для настольного театра». Декабрь, 4 неделя,

Свободная

деятельность

10. Промежуточная диагностика. Январь

11. Занятие по рисованию «Волшебный дом», коллективная работа. Январь

12. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Февраль

13. Праздник «Масленица». Февраль

14. Экскурсия в художественную школу на выставку народно-прикладного творчества. Март

15. Занятие по рисованию «Расцвели красивые цветы». Март

16. Знакомство с искусством – русское народно-прикладное искусство. Апрель, 1 неделя

17. Занятие по рисованию «Хохломские ложки».

Апрель, 2 неделя

18. Лепка «Настенные панно с хохломским узором». Апрель, 3 неделя

19. Занятие по рисованию «Настроение – цвет». Апрель, 4 неделя

20. Итоговая диагностика. Май

21. Экскурсия в музей г. Нальчика. Май

22. Выставка работ детей по теме «Народно-прикладное творчество». Май

Работа с родителями.

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

1. Родительское собрание по теме «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей дошкольников». Март, 2009 г.

2. Открытые занятия по рисованию, лепки, аппликации. Дни открытых дверей

3. Анкетирование и тестирование родителей на выявление их отношения к приобщению детей к народно-прикладному искусству. Октябрь, 2009 г.

4. Проведение совместных выставок, экскурсий, праздников. В течение проекта

5. Стендовая информация в родительском уголке. Регулярно

Работа с педагогами.

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

1. Консультация «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Май, 2009 г.

2. Обобщение и распространение опыта работы по теме «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников». Апрель – май, 2011 г.

3. Заключительный:

Презентация «Современные дети и народно-прикладное искусство», (апрель, 2011 г.).

Итоговая диагностика, (май, 2011 г.).

Обобщение опыта.

Распространение опыта через педагогическую прессу,

сайт ДО в Интернете

Публикации по теме:

Положение о проведении конкурса «Любимый сказочный герой» среди детейПоложение о проведении конкурса «Любимый сказочный герой» среди детей Прогимназия №15 «Солнышко…» 1. Цель конкурса: Активизировать совместное творчество детей и родителей. Задачи: 1.1. Содействие укреплению.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Профессии и труд
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 13:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...