Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».

Наталия Головко
Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».

I. Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности:

исследовательский, творческий, игровой.

По содержанию: воспитательно-образовательный.

По времени проведения: долгосрочный,

с сентября 2008 по май 2011 года.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».

II. Актуальность проблемы.

Я считаю, что человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.

Народно-прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру и торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Изобразительное народно-прикладное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка. Народно-прикладное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.

Осуществление изобразительной деятельности на материале народно-прикладного искусства способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности в приобретении новых знаний о мире, истории своей страны. Дети познают образцы народных произведений, воплощённые в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребёнка.

Народно-прикладное искусство способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

Большую роль оказывает народно-прикладное искусство в трудовом воспитании дошкольников. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка, у детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

В процессе овладения приёмами народного ремесла у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера, о необходимости добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

III. Цель проекта:

- развитие художественно-творческих способностей детей

дошкольного возраста средствами народно-прикладного

искусства.

IV. Задачи:

Развивать творческие способности детей посредством народно-прикладного искусства.

Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия; умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели.

Создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты.

V. Обеспечение проектной деятельности.

1. Методическое:

Г. С. Швайко, «Занятие по изобразительной деятельности в

детском саду», пособие для педагогов дошкольных учреждений,

Москва, 2006 г.

В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», Москва, 1987 г.

Т. Ф. Штепа, «Путешествие в мир изобразительного искусства родного края», Нальчик, 2006 г.

Н. Б. Халезова, «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», Москва, 1984 г.

З. А. Богатеева, «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», Москва, 1986 г.

Журнал «Дошкольное воспитание», №10, 2007 г.

Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 2007 г.

Материалы Интернет.

Перспективное планирование.

2. Материально-техническое:

Карточки с силуэтным изображением разных предметов, у которых одна или несколько частей круглой или овальной формы.

Игровой персонаж Петрушка.

Фигурки кукол из картона.

Глиняные игрушки, выполненные мастерами народно-прикладного искусства.

Иллюстрации из детских книг.

Альбом «Образцы народно-прикладного искусства».

Глина (пластилин, гуашь, акварельные краски, кисти разных размеров.

Творческие работы воспитателя и детей.

Образцы посуды из папье-маше.

Материалы для организации работы с родителями.

Компьютер для демонстрации презентации «Многоликость искусства».

Аудиозаписи фоновой музыки.

3. Диагностико-дидактическое:

Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, внимания, глазомера.

Игры и упражнения, направленные на формирование умения самостоятельно заканчивать стихотворный текст малой фольклорной формы (загадки, прибаутки, считалки, приговорки, заклички, небылицы, пословицы).

Диагностическая методика по определению уровня сформированности умения и навыков по изобразительной деятельности («Методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности», Г. Г. Григорьева).

Конспект занятия в средней группе «В гостях у дымковской красавицы».

Конспект занятия в старшей группе «Украсим кукольную мебель Городецким узором».

Конспект занятия в подготовительной группе «Настроение – цвет», (роспись матрёшки).

VI. Предполагаемый результат.

У детей развивается эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию. Дошкольники будут иметь представление о народно-прикладном искусстве, народных промыслах и их особенностях; научатся рисовать национальный орнамент, подбирать цвета в орнаменте, вырезать орнаменты различной конфигурации.

VII. Предмет экспериментального исследования.

Программно-методическое обеспечение по народно-прикладному искусству и художественно-эстетическому развитию детей.

VIII. Гипотеза проекта.

Если использовать многогранность народно-прикладного искусства в воспитании и обучении детей, то разовьются их эстетические качества, патриотическое чувство, творческие способности.

IX. Методы проекта.

Изучение литературы.

Мониторинговые процедуры.

Совместные игры.

Наблюдения.

Познавательные игровые занятия.

Игры – сказки.

X. Стратегия осуществления проектной деятельности.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МОУ «Гимназия №6» ДО №11 «Сказка»: с детьми 4-7 лет – в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребёнка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами – в условиях проведения активной методической работы.

XI. Этапы проекта:

1. Подготовительный:

№ п/п Мероприятие Срок проведения

1. Изучение методической литературы по теме: «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей дошкольников».

Май – июль, 2008 г.

2. Составление проекта по работе с детьми.

Июль, 2008 г.

3. Изготовление пособий.

Август, 2008 г.

4. Разработать консультацию по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».

Август, 2008 г.

5. Подбор диагностических методик.

Август, 2008 г.

2. Основной:

Работа с детьми.

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

Средняя группа

1. Диагностика.

1-2 неделя сентября

2. Занятие по рисованию «Возьми картинку – загадку и нарисуй отгадку». Сентябрь

3. Занятие по рисованию «Платочки и полотенца сушатся на верёвке». Октябрь

4. Рассматривание рисунков на домиках на участке.

Октябрь

5. Д/и «Закончи узор на коврике», аппликация.

Ноябрь

6. Знакомство со скульптурой малых форм.

Декабрь

7. Промежуточная диагностика.

Январь

8. Знакомство с искусством – рассматривание иллюстраций с изображением разной зимней погоды. Январь

9. Коллективная работа «Матрёшки встали в хоровод». Февраль

10. Знакомство с искусством. Иллюстрации к русским народным сказкам. Март

11. Игра «Цветы» с мозаикой из кругов и полукругов.

Апрель

12. Итоговая диагностика.

Май

13. Занятие «В гостях у дымковской красавицы».

Май

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

Старшая группа

1. Диагностика. 1-2 неделя сентября

2. Д/и «Подбери цвет и оттенок». Сентябрь

3. Д/и «Докончи узор на коврике», аппликация. Октябрь

4. Знакомство с искусством – рассматривание дымковских игрушек. Ноябрь, 1 неделя

5. Занятие по рисованию «Дымковский конь».

Ноябрь, 2 неделя

6. Рисование элементов дымковской росписи – колец в сочетании с кругами, точками, штрихами. Ноябрь, 3 неделя

7. Рассматривание сюжетных композиций из дымковских игрушек. Рисование и аппликация. «Весёлая ярмарка», коллективная работа. Ноябрь, 4 неделя

8. Знакомство с искусством – рассматривание керамической посуды, украшенной росписью. Декабрь, 1 неделя

9. Лепка «Тарелка с узором».

Декабрь, 2 неделя

10. Лепка «Кружка, украшенная цветком».

Декабрь, 3 неделя

11. Лепка «Устроим выставку посуды», коллективная работа. Декабрь, 4 неделя

12. Промежуточная диагностика.

Январь

13. Занятие по рисованию «Снегурочка возле ёлки». Январь

14. Экскурсия в краеведческий музей. Февраль

15. Знакомство с искусством – рассматривание предметов с городецкой росписью. Март, 1 неделя

16. Занятие по рисованию «Узор на полосе из бутонов и листьев». Март, 2 неделя

17. Занятие по рисованию «Узоры на кухонных досках». Март, 3 неделя

18. Коллективная работа «Украсим кукольную мебель городецким узором». Март, 4 неделя

19. Аппликация «Чашка с блюдцем».

Апрель

20. Экскурсия в школу искусств.

Май

21. Итоговая диагностика.

Май

22. Выставка совместных работ с родителями по народно-прикладному искусству. Май

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

Подготовительная группа

1. Диагностика. 1-2 неделя сентября

2. Игровое упражнение «Что разное и что одинаковое». Сентябрь

3. Д/и «Подберём краски для художников». Октябрь

4. Экскурсия в библиотеку Маяковского.

Октябрь

5. Занятие по рисованию «Снегири на ветке рябины».

Ноябрь

6. Знакомство с искусством – народная игрушка. Декабрь, 1 неделя

7. Лепка «Дымковские животные». Декабрь, 2 неделя

8. Занятие по рисованию «Расписные птицы». Декабрь, 3 неделя

9. Рисование и конструирование «Изготовим дымковских артистов для настольного театра». Декабрь, 4 неделя,

Свободная

деятельность

10. Промежуточная диагностика. Январь

11. Занятие по рисованию «Волшебный дом», коллективная работа. Январь

12. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Февраль

13. Праздник «Масленица». Февраль

14. Экскурсия в художественную школу на выставку народно-прикладного творчества. Март

15. Занятие по рисованию «Расцвели красивые цветы». Март

16. Знакомство с искусством – русское народно-прикладное искусство. Апрель, 1 неделя

17. Занятие по рисованию «Хохломские ложки».

Апрель, 2 неделя

18. Лепка «Настенные панно с хохломским узором». Апрель, 3 неделя

19. Занятие по рисованию «Настроение – цвет». Апрель, 4 неделя

20. Итоговая диагностика. Май

21. Экскурсия в музей г. Нальчика. Май

22. Выставка работ детей по теме «Народно-прикладное творчество». Май

Работа с родителями.

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

1. Родительское собрание по теме «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей дошкольников». Март, 2009 г.

2. Открытые занятия по рисованию, лепки, аппликации. Дни открытых дверей

3. Анкетирование и тестирование родителей на выявление их отношения к приобщению детей к народно-прикладному искусству. Октябрь, 2009 г.

4. Проведение совместных выставок, экскурсий, праздников. В течение проекта

5. Стендовая информация в родительском уголке. Регулярно

Работа с педагогами.

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

1. Консультация «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Май, 2009 г.

2. Обобщение и распространение опыта работы по теме «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников». Апрель – май, 2011 г.

3. Заключительный:

Презентация «Современные дети и народно-прикладное искусство», (апрель, 2011 г.).

Итоговая диагностика, (май, 2011 г.).

Обобщение опыта.

Распространение опыта через педагогическую прессу,

сайт ДО в Интернете

Публикации по теме:

Положение о проведении конкурса «Любимый сказочный герой» среди детейПоложение о проведении конкурса «Любимый сказочный герой» среди детей Прогимназия №15 «Солнышко…» 1. Цель конкурса: Активизировать совместное творчество детей и родителей. Задачи: 1.1. Содействие укреплению.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 13:20
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...