Елена Горячкова
Проект «История и культура русского народа»
Проект старшей группы «История и культура русского народа»
Воспитатели: Горячкова Е. А., Полухина Ю. С.
Тип проекта : творческий
Продолжительность проекта : среднесрочный (февраль-апрель)
Возраст: 5-6 лет
Публикация «Проект „История и культура русского народа“» размещена в разделах
Проблема: В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, любил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев.
Актуальность: Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой : русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор : считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с культурными и духовными ценностями русского народа, его бытом, традициями.
- Познакомить с народными праздниками на примере масленицы, ярмарки
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к истории народа.
- Развивать творческие способности.
- Развивать словарь ребенка, диалогическую речь.
Воспитательные:
- Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
- Воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны.
- Воспитывать нравственные качества: дружелюбие, самостоятельность, патриотизм.
Участники проекта :
- дети
- воспитатели
- родители
Предполагаемый результат:
- Сформированная предметно- развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.
- Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании и художественно-эстетическом развитии детей
- Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
- Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
- Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Знают историю русского народного костюма, головных уборов.
- Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
- Различают изделия разных народных промыслов.
Реализация проекта
1. Подготовительный этап:
- Просмотр презентации «Славяне – наши предки»
- Создание условий для приобщения детей к декоративно - прикладному искусству
- экскурсия в Русский музей
- сбор материала по теме: книги, альбомы, репродукции, иллюстрации, аудиозаписи, мимио-проекты, презентации
- подготовка к созданию мини-музея
2. Основной этап:
Социально-коммуникативное развитие:
- Экскурсия в этнографический музей
- Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.
- знакомство с историей народного костюма, с его элементами.
- сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Кукла заболела»
- Праздник «масленица»
- народные игры : молчанка, фанты, гуси, у дяди Якова 12 сыновей
Познавательное развитие:
- Беседы: «Образ русского богатыря», «Что прячется в старинном сундуке», «как Масленица празднуется на Руси», «Пасха»
- дидактические игры: «мы разные, но мы вместе», «одень куклу», «что сначала, что потом»
- Мимио-проекты, презентации: «Гжель», «Золотая хохлома», «Дымка», «Наши предки славяне», «Широкая масленица»
- НОД: «Мастерская русских умельцев», «История русского костюма», «Кукла из глубины веков», «Русская изба. Посиделки», «Хорош квасок, коль шибает в носок», «Не красна изба углами - красна пирогами», «Игрушки далекого прошлого»
- Адаптированные рассказы: «Дымковская игрушка», «Хохлома», «Городецкая роспись»
- Просмотр мультфильмов: «Три богатыря», «Князь Владимир», «Добрыня Никитич»
- конструирование из ТИКО «шлем для богатыря»
- Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри».
- Знакомство с народными приметами.
Художественно-эстетическое развитие:
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
- Знакомство с народно-прикладным искусством (гжель, дымка, городец, хохлома)
- Рисование «Хохлома»
- Рисование «Гжель»
- Рисование «Дымковская игрушка»
- Рисование «Городец»
- Раскрашивание «Мандалы»
- Роспись деревянных изделий
- Декупаж тарелочек и яиц к пасхе
- Конструирование из бумаги «Пасхальные яица»
- изготовление тряпичных куколок
- Совместная работа воспитателя с детьми «Красна девица» (нитки)
- Прослушивание русско-народной музыки
- Разучивание элементов русско-народных танцев.
Речевое развитие:
- Ознакомление с пословицами: «Какова мастерица — такова и работа», «К большому терпению придет и умение» и т. п.
- Обогащение и активизация номинативного словаря: понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз.
- Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька) и т. д.
- отгадывание загадок о предметах быта.
- Чтение и прослушивание Былин: Святогор- богатырь, Илья Муромец и Соловей разбойник, Микула Селянинович, Вольга Всеславович, Алеша Попович, Добрыня Никитич, О наливном яблочке и сере, про Добрыню Никитича и змея, золотые гусли, куклы наших бабушек
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Прослушивание русско-народных сказок :
Физическое развитие:
- Русские народные подвижные игры : ловишки, колпачок, краски, я садовником родился.
Работа с родителями:
- Экскурсия в этнографический музей
- Конкурс «богатыри земли русской» (рисунки родителей с детьми)
- Оказание помощи в проведении ярмарки
- Оказание помощи в оформлении мини-музея по народно-прикладному искусству.
3. Заключительный этап
Подведение итогов проводится в виде досуга «Ярмарки мастеров»