Проект «Я хочу в школу!»

Ксения Горшкова
Проект «Я хочу в школу!»

ПРОЕКТ «Я хочу в школу

подготовительной гр. № 14 «Зайчата»,

время проведения 2012-2013год.

Участники- дети, родители,

воспитатель:Горшкова К. В.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л. А.

Актуальность проекта.

Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.

Проблема: Внешняя мотивация к учёбе в школе.

Обоснование проблемы:

1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.

2. Несформированность волевых качеств школьника.

3. Низкие логико–мыслительные процессы.

Цель проекта:

подготовить детей подготовительной группы к успешной учёбе в школе.

Задачи проекта:

Формирование у детей правильного представления о школе;

Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;

Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;

Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);

Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

Тренировка положительной школьной учебной мотивации;

Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;

Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

Повышение грамотности и компетенции родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Субъекты проекта:

Воспитатели;

Дети старшего дошкольного возраста;

Родители.

Срок реализации проекта:

Учебный 2012 – 2013 гг.

Ожидаемый результат:

Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;

Накопление большого багажа знаний о школе;

Снижение тревожности и у детей и у родителей;

Изменение мотивации детей к школьному обучению;

Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;

Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.

Организация проекта:

1 этап. Постановка проблемы.

Перед началом работы по подготовке детей к школе мы провели диагностическое обследование (диагностика психолога) и проективное рисование «Я в школе». Нас заинтересовали 3 показателя, ярко прослеживающиеся во всех рисунках: мотивация, тревожность и страх перед школой и интерес к школе. Результаты несколько огорчили: лишь несколько детей отражают в рисунках учебно-познавательный мотив обучения (в их работах отражена учебная деятельность). У большинства же воспитанников преобладание внешней и игровой мотивации к учебе: «иду в школу, потому что так надо», «там много ребят, с которыми интересно поиграть…» и т. п.

Особый интерес к теме «Школа» возник у детей после диагностического собеседования с психологом и разговора с родителями о выборе школы.

В ходе обсуждения темы мы предложили детям ответить на вопросы: что мы знаем о школе, что мы хотим узнать о школе, как мы это можем узнать?

По ответам на поставленные вопросы были определены темы для изучения:

Что такое школа?

Какие бывают школы?

Чему учат в школе?

Какими школы были раньше?

Как и где учились наши родители?

Многие родители стараются создать эмоционально-привлекательный образ школы: «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Они полагают, что тем самым прививают ребенку заинтересованное отношение к школе.

В действительности же ребенок, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду, может надолго потерять интерес к учебе. Причин для таких эмоций школа предоставляет достаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение в оценке учителя и привычной родительской похвалы и т. п.

Иногда родители используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «Ты же двух слов сказать не можешь, как ты на уроках будешь отвечать?» Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Можно понять их боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.

Гипотеза:

Воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о возможных трудностях на пути приобретения знаний и во взаимоотношениях со сверстниками и учителем, если создать предметно-развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, а также если повысится компетенция родителей в формировании у детей «позиции школьника».

2 этап. Организация реализации проекта.

Направление работы с детьми

• Экскурсия в школу №75: посещение кабинетов, знакомство с учителями, просмотр фильмов-презентаций.

• Встреча и беседа с учениками 1-ых классов «Лучшие помощники в учёбе!».

• Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка»

• Просмотр мультфильмов на тему «Школа» (м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу», «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»).

• Дидактические игры на развитие внимания, памяти, усидчивости, терпения (д/и «Третий лишний», «Чего не стало», д/и «»Какие предметы помощники в учебе?», д/и «Собери портфель» и т. п.).

• Цикл занятий по развитию речи на темы трудолюбия, о нравственных качествах человека: «Для чего нужны руки» (по произведениям Пермяка, «Маленькое дело лучше большого безделья»

• Часы общения по детским рисункам на темы: «Кем я хочу стать, «Крепкое тело – здоровый дух!», «Уроки доброты» и т. д.

• Цикл занятий в детской библиотеке.

• Использование пословиц и поговорок о трудолюбии, дружбе; скороговорок и пословиц о цифрах, замысловатых вопросов.

• Цикл интегрированных занятий (с участием родителей, проведение игр-викторин.

Проективное рисование «Я в школе», рисование «Дошкольник – первоклассник»

• Рассматривание картин о школьной жизни

• Чтение худ литературы про школу: С. Маршак «Первое сентября», Алексин «Первый день», В. Воронкова «Подружки идут в школу», Э. Мошковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», В. Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».

• Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность», стихов А. Барто «В первый класс», М. Бородецкого «Первоклассник», М. Садовского «Первое сентября», загадки, пословицы и поговорки школьной тематики

• Целевая прогулка к школе (школьный двор, спортивная площадка)

• С/р игра «Школа», «Первоклассник»

• Анкетирование родителей и детей.

• Встречи и беседы с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками

• Экспрессивный этюд «Учитель встречает учеников» (дети в качестве учителя).

Направление работы с родителями

• Выступление учителей 1 классов на родительском собрании.

• Просмотр с родителями презентации «Хочу в школу (в качестве консультации).

• Дни открытых дверей в школе.

• День самоуправления в детском саду.

• Консультации специалистов.

• Наглядная информация.

• Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

• Родительское собрание «Готовим детей к школе» (совместно с детьми)

• Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы».

• Семинар-практикум «В семье первоклассник», «Игры для подготовки детей к школе»

• Организация фото-выставки «Наши мамы и папы – школьники»,

• Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу

• Тренинговые занятия с психологом: («Знакомство», «Мотивационная готовность», «Формирование самооценки», «Первый раз в первый класс»).

• Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников», «Что нельзя говорить школьнику», «Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)»

• Родительское собрание «Пора в школу» (подготовка к новой социальной роли «родителя первоклассника»).

3 этап. Презентация проекта:

Интеллектуально-развлекательная викторина «Счастливый случай», праздник «Путешествие в страну АБВГДейку», выпускной бал, фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники», альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики, иллюстраций «Все о школе», выставка книг о школе в Центре чтения.

Продуктивная деятельность с детьми:

Выставки детских работ, театрализованные мероприятия, фото-выставка

«Как мы готовимся к школе, творческое рисование «Я в школе, создание альбома загадок на тему «Школьные принадлежности».

Основные методы исследования:

теоретический анализ научной литературы,

наблюдение,

беседы,

тестирование:

«Тест тревожности» методика Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

«Хочет ли ребёнок идти в школу тест Л. Г. Нагаева,

анкетирование родителей.

Проект «Я хочу в школу!»

Результат:

Диагностика: на конец учебного года у большинства детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения. Проведено проективное рисование «Я в школе» в начале и в конце проекта. По рисункам можно судить об эффективности проведённой работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников – мотивация у большинства детей приобрела оптимальный характер (учебно-познавательный).

Накопление большого багажа знаний о школе (у детей и их родителей);

Снижение тревожности и у детей и у родителей;

Изменение мотивации детей к школьному обучению;

Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе

Организована для родителей фотовыставка – отчёт «Мы будущие школьники, где можно было увидеть проделанную работу по проекту.

Праздник «Путешествие в страну АБВГДейку», выпускной бал – прощание с детьми.

Использованные материалы:

http://vospitatel.com.ua/zaniatia/valeologiya/vot-ya-kakoi.html

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/programma-po-podgotovke-detei-k-shkole-«tropinka-k-shkole»

Жукова О. И. «Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе». «Астрель», Москва; 2007 г.

Затулина Г. Я. «Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте». «Центр педагогического образования», Москва; 2008 г.

Рогалевич Н. Н. «100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе». Москва, АСТ; 2007 г.

Управителева Л. В. «Подготовка к школе в детском саду». Ярославль, Академия развития; 2006 г.

Публикации по теме:

Программа клуба для родителей «Первоклашка» В программе представлено тематическое и перспективное планирование заседаний клуба, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Осень
  • Праздники
Автор публикации:
Проект «Я хочу в школу!»
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 13:40
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...