Проект «Я сам». Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Люция Федотова
Проект «Я сам». Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Составила и провела воспитатель: Федотова Л. М. МАДОУ МО г. Нягань.

Цель: Совершенствовать умения детей самостоятельно одеваться в

правильной последовательности.

Задачи: 1) Обучать детей порядку одевания и раздевания (по схеме).

2) Научить самостоятельно одеваться в правильной последовательности, прибегая к помощи взрослого в трудных для него случаев (застегивании и расстегивании)

3) Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

ВМЕСТЕ ВОСПИТЫВАЕМ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Самостоятельность - одна из важнейших черт личности. С появлением тенденции действовать по принципу «Я сам» при правильном воспитании, заметно меняется отношение ребенка к взрослым, у него начинают устанавливаться с окружающими гуманные отношения, поскольку малыш способен уже выполнять поручения взрослого, оказывать помощь сверстнику. В дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка - малыша привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Дети в этом возрасте усваивают все основные культурно - гигиенические навыки, учатся понимать, легко и правильно их выполнять. Поэтому задача взрослого -поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой тогда, когда ребенок говорит: «Я сам!» Взрослые зачастую торопятся прийти на помощь ребенку, делая за него все, им кажется, что ребенок не может выполнить самостоятельно, а взрослые делают это быстро. Этим самым Вы, уважаемые родителей приносите вред воспитанию вашего ребенка, так как такие действия лишают ребенка самостоятельности, подрывают у него веру в себя, приучают надеяться на других. Полезнее будет вам, взрослым потратить время ка то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. Особое внимание надо уделять детям 3-4 лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляет большое удовольствие. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном детстве, сохраняются на всю жизнь. Требование ребенка «Я сам» отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, и прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащение его деятельности новым содержанием. Очень важно помочь вашему малышу заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

В приобщении малышей к здоровому образу жизни особо важно овладеть основами гигиенической культуры, которая осваивается через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке. На 4 -ом году жизни ребенок должен овладеть практическими умениями:

УМЫВАНИЕ: 1. Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть их, прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях, вызывающих затруднения. Руки мыть, не разбрызгивая воду. 2. Знать свое полотенце и пользоваться им, замечать грязные руки и испытывать неприятные чувства по поводу грязных рук у себя и у сверстников. 3. Радоваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой платок.

Воспитание навыков культурного поведения. Культура поведения проявляется в опрятности, аккуратности, в умении красиво есть, во взаимоотношениях с взрослыми и детьми, в речи. У культурного человека должны быть выработаны манеры, привычки, нормы поведения, которые всегда, всюду, во всем выражали бы его высокую внутреннюю красоту. С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости. Здороваться, прощаться, приветствовать знакомых, родных, друзей на только дома, но и в детском саду, в общественных местах. Уметь извиняться за причиненную неприятность. При общении с просьбой говорить: «Пожалуйста, будьте добры!» обращаться ко всем взрослым на «вы». Называть взрослых по имени и отчеству, товарищей - по имени. Не вмешиваться в разговор взрослых. Благодарить за еду, при выходе ставить стул на место. 1. Вежливыми нужно быть, прежде всего, нам самим в общении друг с другом. 2. Отсутствие требовательности к детям и контроля за их поведением приводит к распущенности. 3. Требуя от ребенка определенных действий, нельзя сводить воспитание к простой дрессировке, иначе ребенок привыкнет все делать без побуждения своих нравственных чувств 4. Используйте все удобные случаи поупражнять ребенка в правильном поведении: семейные праздники, дни рождения, поездки в гости, праздники в детском саду.

Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании.

В одевании: 1. Ребенок должен научиться самостоятельно одеваться в правильной последовательности, прибегая к помощи взрослого в трудных для него случаях при застегивании и расстегивании. 2. Ребенок должен знать свой шкафчик, порядок складывания одежды. 3. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. В случае загрязнения одежды обращаться к воспитателю. Вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;

индивидуальная палка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);

постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы (желателен специальный мешок);

удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы;

шнурки для обуви с твердыми наконечниками;

достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготках, шортах;

соответствующий голове ребенка размер ворота, удобные застежки на платьях, кофточках).

В умывании: устойчивая подставка под ноги (расстояние от нее до края раковины должно быть примерна 55 см, а до крана - 65-70 см, т. е. равняться расстоянию от пола до согнутой в локте руки ребенка); постоянное и удобное место для зубной Пасты, щетки, стаканчика или подставки для нее (при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма); отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части; удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету или орнаменту полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца -40-50 см в ширину, 50-70 см в длину).

При приеме пищи: стул в соответствии со столом (расстояние от сиденья до крышки стола должно равняться 18-1 9см). Под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сиденья стула -25-28см); небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка; на доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.

Рекомендуем разучить с детьми следующие стихи:

З. Александрова. «Что взяла, клади на место».

Это Оленьке известно: Что взяла, клади на место!

Только девочка мала: Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку, на паркет кладет подушку.

Прячет ботики в буфет. Все на месте или нет?

Если мама промолчала, надо делать все сначала:

На буфет нести подушку, на паркет поставить кружку, сунуть ботики в кровать.

Кажется, не так опять? Оля смотрит виновато:

Нет, стояло все не там.

Помогите ей, ребята,

Все расставить по местам.

И. Муравейка. Я сама

- Давай будем одеваться.

- Я сама! Я сама!

- Пойдем, будем умываться.

- Я сама! Я сама!

- Ну идем хоть причешу я.

Я сама! Я сама!

- Ну давай хоть накормлю я.

- Я сама! Я сама!

Педагогическая диагностика

1. Для выявления отношения детей к самообслуживанию используется методика "Солнышко и тучка". Педагог предлагает разложить 6 картинок, изображающих разные виды детской деятельности в детском саду, среди которых есть картинка с изображением одевания. Фиксируется, где оказалась данная картинка. "Солнышко'' - люблю этим заниматься, "тучка" - это мне не нравится.

2. Для выявления успешности овладения процессом одевания воспитатель наблюдает за ребенком, фиксируя, как освоен целостный процесс, характер детской самостоятельности и помощи, необходимой ребенку, а также время, затраченное на одевание на прогулку.

3. Для уточнения умения завязывать, зашнуровывать и пр. целесообразно использовать специальные пособия. Оценка осуществляется на основе успешности выполнения задания и затраченного на это времени.

Публикации по теме:

Проект мойдодырия Наша миссия - великое искусство -Знания в дошкольников вложить, Это нужно делать столь искусно, Чтоб при этом научить их жить. Правда, через.

Схема для одеванияСхема для одевания Схема для одевания - очень важный инструментарий для обучения детей дошкольного возраста правилам одевания на прогулку, а в обратном порядке.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Проект «Я сам». Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 19:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фото-отчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему.
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...