Проект к докладу «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

татьяна тарасова
Проект к докладу «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Разработали проект: «Экологическая тропа»

Актуальность проблемы: "Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека.

Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам.

Условиями реализации цели проекта необходимо считать следующие:

1. Использование окружающей среды как ресурс экологического воспитания и развития детей.

2. Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный, включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.

3. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели проекта по экологическому воспитанию детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.

4. Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.

5. Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.

Задачи:

Способствовать внедрению и развитию вариативных форм работы с детьми;

Способствовать повышению уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

Учить детей оценивать воздействие человека на природу;

Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;

Обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

Способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края;

Воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины;

Повысить экологическое просвещение родителей;

Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Объект исследования: Система экологического образования дошкольников через создание и оснащение уголка природы.

Предмет исследования: Условия эффективности применения живой и неживой природы и её влияние на эколого-краеведческое образование дошкольников.

Гипотеза: Если создать живой уголок в группах, на территории ДОУ, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры педагогов, детей и родителей.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Тип проекта: исследовательский, групповой.

Форма проведения: занятия, экскурсии, походы, экспериментальная деятельность, игры, развлечения.

Сроки реализации: долгосрочный

Реализация проекта через разные виды деятельности:

Направления Виды детской деятельности

1. Здоровье и физическое развитие.

2. Экологическое воспитание.

3. Детское экспериментирование.

4. Игровая деятельность.

5. Развитие речи,

художественная литература.

6. Изобразительная деятельность.

7. Трудовое воспитание.

8. Праздники и развлечения.

9. «Вместе с семьей».

Занятие по ЗОЖ «Путешествие в страну здоровья».

Беседа «»

Физкультурное развлечение «Веселые старты»

День здоровья «Мама, папа, я – спортивная семья».

Занятие по ОБЖ «Правила поведения в лесу».

Беседа «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и растений).

Занятие «Золотая рыбка просит помощи»

Беседа «Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты»

Экскурсия на речку.

Экскурсия в музей.

Занятие «Улетают журавли»

Занятие «Где зимуют лягушки».

Беседа «Все живое на Земле-родня».

Организация экологического уголка «Природа Колымы», «Животный и растительный мир Якутии», «Животные и растения Колымы, занесенные в красную книгу»

Занятие «Как звери к зиме готовятся»

Наблюдения за аквариумными рыбками.

Наблюдения за черепахами.

Наблюдения за улитками

Конкурс «Украсим детскую площадку»

Мультимедийные занятия: «Кто лишний», «Природа просит лишь взамен: чтоб люди были к ней добры».

Посадка комнатных цветов, уход, полив

Уход за черепашками, смена воды, мытье камушек

Изучение энциклопедий «», «Новая детская энциклопедия».

Занятие «».

Практикум (родители и дети) изготовление «Животные в лесу» из теста, для экологического уголка.

Сюжетно-ролевые игры: «Экологическая помощь»

Игра «Красный, желтый, зеленый»

Игровая ситуация: «Какой бывает вода»

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Детки на ветке»,

Чтение рассказов, экологических сказок.

Речевые физминутки.

Инсценировка «Сказка о рыбаке и рыбке».

Музыкальное развлечение-инсценировка «Берегите лес».

Конструирование из бумаги (оригами) животных.

Лепка сказочные цветы.

Лепка «Улитка»

Рисование «Рыбки плавают в аквариуме».

Конкурсе рисунков «Наш край».

Конкурс рисунков «Планета детства».

Работа в уголке природы «Мы – друзья природы».

Воздушные ванны для цветов.

Кормление рыбок, улиток, черепашек

«Волшебная вода» игры и развлечения.

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Изготовление атрибутов для подвижных, театрализованных игр

«Умелые руки не знают скуки».

Привлечение родителей к организации экологического уголка (пополнение комнатных и садовых цветов, речные и морские камни, ракушки, фотографии животных, и др.)

Этапы работы над проектом

этапы Формы работы с детьми и родителями Задачи Время проведения

1. 2. 3. 4.

I. 1. Анкетирование родителей «Экологическое образование в семье».

2. Создание сюжетной ситуации.

3. Поход на речку «Колыма».

4. Родительское собрание.

5. Занятие «Улетают журавли»

6. Наблюдение за рыбками

7. Заучивание пословиц, загадок.

Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

Развивать образное мышление, способность принимать решения.

Вызвать радость, эмоциональный подъем, уточнить представления детей о природных водоисточниках, способствовать оздоровлению детей.

Познакомить с содержанием проекта.

Закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека

Развивать интерес, познакомить с признаками и разнообразием рыб

Познакомить детей с пословицами и загадками о животных, растениях. Сентябрь

2-я неделя сентября.

3-я неделя сентября.

4-я неделя сентября.

1-я неделя октября.

2-я неделя октября.

3-я неделя октября.

4-я неделя октября

1. 2. 3. 4.

II. 1. Беседа с рассматриванием картин будущего экологического уголка «Природа Колымы», «Животный и растительный мир Колымы, занесенные в красную книгу».

Взаимодействие с родителями:

Привлечь родителей к пополнению материалов, относящихся к аквариуму, цветам (камни, ракушки, фотографии и др.)

2. Литературные посиделки «Сказки о животных»

3. Занятие «Ферма».

4. Экспериментирование «посадка цветов».

5. Конкурс детских рисунков «Наш край».

Предложить родителям изготовить рамки для рисунков.

6. Совместные прогулки на участке детского сада

Нацелить детей на создание экологического уголка. Побуждать к проявлению творческой инициативы.

Познакомить детей со сказками, вызвать эмоциональный отклик.

Формировать интерес к профессии фермер; расширить представление о труде сельских жителей.

Учить находить выход из сложившейся ситуации.

Объяснить детям причину вымерших отростков, развивать умение работать в группе, договариваться.

Развивать творческие способности, фантазию.

Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.

1-я неделя ноября.

2-я неделя ноября.

3-я неделя ноября.

4-я неделя ноября.

1-я неделя декабря.

2-я неделя декабря.

1. 2. 3. 4.

7. Беседа «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и растений).

8. Коллективное изготовление панно «Водоем». Рассказать детям о реке как среде обитания животных и растений, прибрежных растениях.

Упражнять детей в использовании различных материалов, развивать творчество. 3-я неделя декабря.

4-я неделя декабря.

III. 1. Лепка из пластилина «Цветик-семицветик» (барельеф).

2. Занятие «Рыбки просят помощи».

3. Консультация «Не причиняя вреда»

4. Музыкальное развлечение-инсценировка «Берегите лес»

5. Чтение и просмотр сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».

6. Исценировка «Сказка о рыбаке и рыбке».

Привлечь родителей к изготовлению костюмов, декораций.

Обратить внимание на красоту, учить создавать изображения по памяти, воспитывать самостоятельность.

Рассказать детям об источниках загрязнения рек, морей. Учить делать выводы, умозаключения.

Напомнить родителям о правилах поведения в природе.

Развивать музыкально-ритмические движения, пластичность.

Развивать связную речь, образные представления.

Развивать артистические способности, умение сопереживать героям. 3-я неделя января.

4-я неделя января.

1-я неделя февраля.

2-я неделя февраля.

3-я неделя февраля.

4-я неделя февраля.

IV. 1. Занятие «Как помочь загрязненной воде в аквариуме».

Способствовать проявлению желания у детей к самостоятельным наблюдениям за состоянием воды в аквариуме. Показать способу очистки загрязненной воды. 1-я неделя марта.

1. 2. 3. 4.

2. Практикум «Золотые рыбки», внесение новых питомцев.

3. Рисование напоминающих знаков:

«Не бросай мусор в воду»,

«Береги природу» и т. д.

4. Физкультурное развлечение «Веселые старты».

5. Беседа по ОБЖ «Правила поведения в лесу».

6. Презентация проекта «Природа и мы».

7. Практическая часть В игровой форме закрепить представления детей о золотых рыбках.

Развивать изобразительные навыки, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе.

Создать радостное настроение, желание участвовать в эстафетах и играх. Развивать двигательную активность.

Воспитывать навыки правильного поведения в лесу.

Подготовка к презентации: подготовить мультимедиа о проделанной работе

1. Уход за аквариумом, черепахами, улитками

2. Пересадка цветов, отделение розеток.

2-я неделя марта.

3-я неделя марта.

4-я неделя марта.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание в детском садуЭкологическое воспитание в детском саду Экологическое воспитание дошкольников приоритетное направление ДОУ. Детскому саду присвоен статус"Центр экологического образования" В.

Юные экологиЮные экологи "НЕ навреди!"- одна из заповедей общение человека с природой. Любовь, понимание и забота-это то, что ждет природа от каждого человека. Это.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Проект к докладу «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 04:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Медальки для пап»
Каждый год во всех образовательных учреждениях 23 февраля отмечается День защитника Отечества. К этому дню все педагогогические работники совместно с детьми...
Клоун из ткани. Мастер касс.
Рыжий клоун, рассмеши, Фокус детям покажи, В цирк пришли повеселиться, Посмеяться от души! Шляпа как сковорода, Носик как картошка. Клоун взрослый...
Мастер класс по изготовлению макета: «Зима в лесу»
Мастер класс по изготовлению макета: "Зима в лесу" Для работы с детьми зачастую приходится самим изготавливать необходимые пособия. Используя...
Страничка-лоскуток в книгу сказок Татьяны Кирюшатовой
Продолжается работа по созданию чудесной лоскутной книги сказок о ремеслах автора Татьяны Кирюшатовой. Меня эта замечательная идея захватила полностью. Может...
Разновидности театров  (фотоотчет)
Одним из самых популярным и увлекательным направлением в дошкольном возрасте является театрализованная деятельность. Принимая участие в театрализованных...