Конспект занятия в рамках проекта «Как появились названия у растений»

Юлия Кияметдинова
Конспект занятия в рамках проекта «Как появились названия у растений»

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Как появились названия у растений»

Образовательная область: «Познание. Формирование целостной картины мира»

Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность»

Оборудование: фотографии растений, схема «Растения в жизни человека», указка, магнитная доска.

Предварительная работа: экскурсия в парк, оформление гербария с травами и цветами для группы, организация выставки детских рисунков «Растения и цветы нашего края», выставка энциклопедий для детей в природном уголке, рассматривание открыток с лекарственными растениями.

Цель: расширение представления детей о многообразии и значении растительного мира средней полосы России.

Задачи:

- дать понятие о пользе растений для жизни и здоровья человека;

- развивать наблюдательность и внимание, продолжать развивать умение делать самостоятельные умозаключения;

- дать представление об образовании народных названий растений;

-поощрять речевую активность у детей;

-прививать любовь и бережное отношений к родной природе;

-продолжать закреплять знания о способах взаимодействия с растениями.

Организационный компонент

Сегодня мы с вами поговорим о растениях. Давайте рассмотрим схему «Растения в жизни человека». Зачем нужны нам растения? Может ли человек существовать без них?

(Дети с воспитателем рассматривают схему, делают выводы, для чего нужны растения людям)

Жизнь человека тесно связана с миром растений. Они служат нам пищей, лекарством,строительным материалом и сырьем для изготовления тканей.

В научном мире все растения имеют названия на латинском языке. Они очень сложны для произношения и запоминания. В обычной жизни мы привыкли называть растения более простыми словами. А вот откуда эти названия появились, нам придется с вами выяснить.

С давних времен люди наблюдали за растениями, подмечали особенности их внешнего вида, свойства, места произрастания. Свои впечатления они отражали в их отличительных названиях.

Давайте вместе понаблюдаем и обсудим некоторых представителей растительного мира. (Воспитатель обращает внимание детей на растения по порядку, рассматривают внешний вид и делают заключение).

1. Копытень

Это растение нередко можно встретить в лесах. Копытень стелется ковром по земле. Это низкорослое растение. Получил свое название за схожесть с отпечатком лошадиного копыта. Его корневища и свежие листья используют в народной медицине для лечения суставов и головных болей.

2. Медуница

В цветках медуницы много сладкого сока-нектара, из которого пчелы делают мед. Цветы медуницы бывают фиолетового, синего, голубого и красного цвета. Садоводы разводят медуницу как красивое садовое растение. Это растение применяется в народной медицине для лечения кашля и как кровоостанавливающее средство.

3. Иван-да-Марья

По старинной легенде в этот цветок превратились брат и сестра. Они всегда вместе: фиолетовые листочки - брат, а желтые цветки- сестра. Это растение также применяется в народной медицине как ранозаживляющее и противовоспалительное средство в виде отваров.

4. Недотрога

Недотрогу мы встречаем как в лесу, так и рядом с участком нашего детского сада в тенистых местах. Оно высокорослое и кустистое.

Это растение имеет особенность: если дотронуться до его плода (длинного тонкого стручка, он резко скручивается и «выстреливает» семенами. Так недотрога распространяется по земле.

Растение является лекарственным. Его используют при лечении желудка, используют как противовоспалительное средство.

5. Звездчатка

Во время прогулки в парк мы встречали это растение. Также его можно встретить по берегам рек, ручьев, в лесу, среди трав.

Рассмотрите внимательно цветки этого растения. На что они похожи?

Его белые цветки напоминают маленькие звездочки. Отсюда и такое название.

В народной медицине растения используют в виде водных настоев травы или свежего сока при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, для улучшения сердечной деятельности, укрепления нервной системы, болезнях печени, легких.

6. Одуванчик

Перед тем как рассмотреть следующее растение, попробуйте его угадать по описанию. Это растение имеет большую известность. Оно начинает цвести в мае, имеет желтые крупные цветки, в июне из них появляются плоды-семянки с белым хлопком, которые очень легко разносятся дуновением ветра. Что это?

Как вы думаете, почему люди назвали этот цветок именно так? Для чего одуванчику нужны белые парашютики на семенах? Одуванчик у садоводов и огородников считается сорняком, но его корни широко применяется как лекарственное растение. При помощи чая из этого растения лечат печень, желудок, повышают аппетит. Отвар этого растения используют в борьбе с некоторыми кожными заболеваниями.

7. Земляника

Название этому растению люди составили из двух слов. Это лесная ягода располагается близко к земле, чтобы ее сорвать, надо наклониться до земли и заглянуть под листочки. Люди говорили: «к земле приникла». Так и получилось название.

Земляника растет на лесных полянках и пригорках. Начинает созревать в июле. Эта душистая лесная ягода очень богата витаминами. Ее с удовольствием люди употребляют в пищу свежей, в виде варенья и компотов, а также в составе чая.

8. Вороний глаз

Обратите внимание на плод этого растения. Его ягода похожа на глаз ворона (черная и круглая).

Его можно встретить в лесах на затененных местах. Оно очень заметное.

Вороний глаз — ядовитое растение! Рвать его не стоит никогда!

9. Черника

Другое название «Ворон-ягода»

Как вы думаете, почему это растение так называют? Люди дали название растению из-за цвета ягод и того, что они чернят руки и рот.

Ягоды и листья черники широко применяют в лекарственных целях. Черника помогает восстанавливать зрение.

10. Мать - и - мачеха

Все вы видели этот первый весенний цветок. Он появляется на свет как только сойдет с пригорков снег и начнет припекать солнышко. Вначале появляются только желтые цветы, а позже выходят на свет широкие листья. Но откуда такое сложное название «мать-и-мачеха»? Люди подметили,что лист у этого растения на ощупь с одной стороны холодный, с другой-теплый и мягкий. Вот люди и сравнили: холодная и гладкая сторона-мачеха, а теплая мягкая сторона-мать.

Листья мать-и-мачехи используют в лечебных целях. Отвары из мать-и-мачехи применяют при лечении кашля и простуды.

11. Ежевика

Это кустистое растение можно встретить в садах, на просеках в лесу.

Как вы думаете, из-за какой особенности люди так забавно назвали это растение?

Стебли этого растения покрыты острыми шипами, как еж иголками. Собрать ежевику очень трудно.

Ягоды у ежевики черного или бурого цвета. Варенье из ягод ежевики очень вкусное и полезное. Ягоды богаты витаминами и микроэлементами, нужными для человека.

А сейчас предлагаю вам попробовать самостоятельно определить признаки, по которым были даны названия следующим растениям: подорожник, облепиха, колокольчик. (Дети самостоятельно высказывают свои предположения и делают умозаключения). Воспитатель добавляет к высказываниям детей информацию о лекарственных качествах этих растений, местах произрастания.

А. Подорожник

Листья подорожника обладают кровоостанавливающим свойством. Его также применяют в отварах при простуде и лечении легких.

Б. Колокольчик

Эти полевые цветы все реже можно встретить среди луговых трав и цветов. Это происходит из-за того, что люди часто бездумно собирают цветы охапками, используют земли где растут эти цветы под застройки. Все это приводит к исчезновению колокольчиков с лица земли.

В. Облепиха

Облепиха-садовое растение, очень популярное у садоводов-любителей. Его ягоды имеют кислый вкус. В них много витамина «С» и других витаминов. Облепиха хорошо нормализует давление у больных людей. Масло из косточек облепихи применяют в косметических и лечебных целях.

Итак, пора подвести итог нашей беседе. Люди, наблюдая за растениями, подмечали особенности их внешнего вила и строения, цвета, места произрастания и даже вкуса. Выделяя главный признак, люди и придумывали народные названия растениям, которые дошли до нашего времени.

Рефлексивный компонент

Цель данного проекта-расширение представления детей о многообразии и значении растительного мира средней полосы России. Для достижения выбранной цели был сформулирован ряд задач, которые удалось успешно осуществить в ходе интерактивной беседы с детьми. С большим интересом они рассматривали фотографии растений и делали выводы по образованию названий у растений. Дети получили знания о лекарственных свойствах некоторых растений, научились их распознавать и правильно обращаться с ядовитыми растениями. Дети активно принимали участие в практическом задании по определению признаков, которые легли в основу образования названий у данных растений. В перспективе продолжить работу с детьми по ознакомлению детей с многообразием растительного мира России. Совместно со специалистами ДОУ проложить экологическую тропу, где можно будет наблюдать не только за растениями, но и за насекомыми на территории ДОУ.

Публикации по теме:

Экологическая игра-проект «Узнай, назови, расскажи» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА-ПРОЕКТ «Узнай, назови, расскажи» Актуальность проекта Данная игра – проект позволит сформировать у дошкольников представления.

Использование схем-моделей при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с миром растений. В своей работе при знакомстве детей с миром растений я использую различные схемы-модели. Они помогают детям лучше ориентироваться в мире.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект занятия в рамках проекта «Как появились названия у растений»
Опубликовано: 2 ноября 2013 в 14:42
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе.
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...