Проект «Классическая музыка — детям»

Ольга Орловская
Проект «Классическая музыка — детям»

Проект «Классическая музыка — детям»

Г

Го

Государственное бюджетное образовательное учреждение СЗАО

г. Москвы детский сад №915

Реализация в дошкольном образовательном учреждении

проекта

"Классическая музыка - детям"

Орловская О. Н. ,

воспитатель ГБОУ ДОУ № 915 города Москвы

Москва,2013

Программа "Классическая музыка - детям" в процессе развития музыкального восприятия старших дошкольников

Практическая деятельность по развитию музыкального восприятия старших дошкольников средствами классической музыки проходила в ГБОУ ДОУ № 915. В деятельности детского сада уделяется большое внимание задачам музыкального образования, а именно:

• развитию музыкального восприятия;

• формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса;

• приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

• развитию музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, гармонии, точности интонации);

• воспитание интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять её;

• развитие и любви к музыке своего народа и к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов;

• приобщение ребёнка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

• формирование умения использовать полученные навыки в быту и на досуге.

Реализуя поставленные задачи, необходимо помнить, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребёнку, поэтому использовать различные формы организации детской деятельности: занятия, совместную деятельность, праздники и развлечения, занятия в кружке. На музыкальных занятиях задействованы разнообразные виды музыкальной деятельности. Слушая музыку, мы знакомим воспитанников с художественным образом, музыкальными жанрами, вокальной и инструментальной музыкой, творчеством современных композиторов и композиторов-классиков, что способствует развитию памяти, внимания, художественного вкуса.

Реализуя разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми по музыкальному воспитанию, педагоги детского сада не только развивают музыкальные способности воспитанников, но и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого воспитанника.

Проект "Классическая музыка - детям" ГБОУ Детского сада №1597

Образовательная область: музыка

Области интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация

Вид проекта: Открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры, музыкальной школой, групповой, творческий, долгосрочный.

Цель проекта: формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки, развитие стремления к поиску форм для воплощения своего творческого замысла.

Цель достигается в процессе решения поставленных задач.

Задачи проекта:

• расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;

• развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность участников проекта;

• побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности

• познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т. ч народных разными исполнителями: вокалистами, музыкантами.

• создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки

• формировать единый детско-взрослый коллектив

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители;

Продолжительность проекта: (сентябрь 2012 г. - май 2013 г.)

Материалы и оборудование: DVD-проигрыватель, музыкальные центры, мультимедийная установка, компьютер(-ы, принтер, видеокамера, телевизор, аудио системы, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература, изоматериалы

Детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны) и др.

Основные формы реализации проекта:

• игровые занятия по слушанию музыки,

• интегрированные занятия,

• слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»,

• работа с познавательной литературой,

• продуктивная деятельность (изодеятельность,

музыкальные гостиные,

музыкальные викторины,

• релаксационные паузы,

• посещение концертов классической музыки,

• встречи с учениками музыкальной школы, музыкантами –исполнителями.

Этапы реализации проекта

1 этап:

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:

1. Обсуждение целей и задач проекта.

2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.

3. Заключение договоров о сотрудничестве с определенными организациями (дошкольными, школьными, государственными) и общественными объединениями.

4. Изучение компетентности родителей по теме проекта

2 этап:

1. Планирование работы воспитателей с детьми.

2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам

3. Пропаганда знаний о влиянии классической музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников.

4. Создание базы данных о детских музыкальных театрах, концертных залах города Москвы и ближайшего Подмосковья.

1. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.

2. Составление семейных мини-проектов «Классическая музыка дома».

3. Организация тематических выставок, создание фотогазет, мини-презентаций.

3 этап:

Мониторинг проектной деятельности. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.

Презентация проекта «Классическая музыка в детском саду».

Ожидаемый результат проектной деятельности:

• дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

• более глубокими и содержательными высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнится новыми словами

• самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

• находить яркие тембровые краски и воспроизводить музыку с помощью детских музыкальных инструментов

• различают на слух и дают название музыкальных произведений, автора музыки

• определяют характер музыки,передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

План работы по реализации проекта

«Классическая музыка в детском саду»

Направления работы Планируемые мероприятия Сроки проведения Ответственный

1 этап

Организация работы с педагогическим коллективом Составление плана работы по реализации проекта «Классическая музыка в детском саду». сентябрь 2012 Ст. воспитатель

Муз. руководитель

Консультация «Реализация проекта «Классическая музыка в детском саду»:Вопросы консультации:- цели и задачи проекта;- сроки реализации проекта;- этапы реализации проекта; октябрь 2012 Ст. воспитатель

Выбор тем воспитателями групп детского сада мини-проектов и создание коллекций музыкальных инструментов в группах детского сада. октябрь 2012 Ст. воспитатель

Составление перечня музыкальных детских театров и концертных залах для посещения воспитанниками детского сада. ноябрь 2012 Ст. воспитатель

Муз. руководитель

Подбор методической литературы для реализации данного проекта. декабрь 2012 Ст. воспитатель

Организация работы с родителями Анкетирование родителей в целях выявления музыкальных предпочтений в семье декабрь 2012 Ст. воспитатель

Муз. руководитель

2 этап

Организация работы с педагогами Составление плана работы и разработка конспектов для организации образовательной деятельности с детьми в группах детского сада. октябрь 2012 Воспитатели групп

Пополнение и подбор материала для создания музея музыкальных инструментов в детском саду: Постоянно Заведующий ГБОУ

Ст. воспитатель Муз. руководитель Воспитатели групп

Организация работы с родителями Создание базы данных о музыкальных детских театрах и концертных залах города Москвы,подборка музыкальных произведений для прослушивания октябрь 2012 Ст. воспитатель

Привлечение родителей к созданию музея музыкальных инструментов Постоянно Воспитатели групп

Консультация «Классическая музыка в семье» ноябрь 2013 Ст. воспитатель

муз. руководитель, воспитатели групп

Наглядная информация для родителей «Надо ли слушать классическую музыку», «Как вызвать интерес к классической музыке у ребёнка» ноябрь 2012 Ст. воспитатель

муз. руководитель, воспитатели групп

Разработка памяток для родителей «Как научить ребёнка слушать классическую музыку ноябрь 2012 Старший воспитатель.

Посещение концертных залов родителей совместно с детьми;

Посещение детского музыкального театра им. Н. Сац

родителей совместно с детьми В течении года Старший воспитатель.

Семинар для родителей «Роль музыки в жизни ребёнка» декабрь2012 Ст. воспитатель

муз. руководитель.

Итоговая выставка семейного творчества «музыкальные инструменты» Май 2013 Ст. воспитатель

3 этап

Мониторинг проектной деятельности:- анализ работы с детьми;- анализ работы с родителями;- уровень профессиональной компетенции педагогов детского сада. Май 2013 Заведующий ГБОУ

Ст. воспитатель. Муз. руководитель

Создание презентации «Классическая музыка в детском саду» Май 2013

Планирование работы с детьми

Планируемые мероприятия Сроки реализации Ответственный

Проведение тематических бесед Постоянно Муз. руководитель,

воспитатели групп

Концерт-беседа П. И. Чайковский «Детский альбом» сентябрь Муз. руководитель

Концерт ЦДТ «Дебют»

«Произведения композиторов, исполненные на народных музыкальных инструментах» октябрь воспитатель

Орловская О. Н.

Посещение Храма Христа Спасителя. Театрализованный гала-концерт «Москва-город великой истории»

детьми совместно с родителями

Октябрь воспитатель

Орловская О. Н. ,

муз. руководитель

Концерт классической музыки на духовых муз. инструментах

«Песня, танец, марш» 2 часть Ноябрь Старший воспитатель,

муз. руководитель

Творческая встреча с музыкантами из Симфонического оркестра

(артисты-родители) декабрь воспитатель

Орловская О. Н.

Концерт хоровой школы мальчиков и юношей «ДЕБЮТ»

Хоровые исполнения декабрь воспитатель

Орловская О. Н. ,

ст. воспитатель

Посещение Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского:

«Московские композиторы-детям Москвы» декабрь воспитатель Орловская О. Н. ,

ст. воспитатель

Посещение детских музыкальных театров

детьми совместно с родителями в течении года Старший воспитатель

В гостях у хоровой школы «Дебют»(день рождения-15лет) январь Воспитатель Орловская О. Н.

Концерт хоровой школы мальчиков и юношей «ДЕБЮТ» февраль 2013 Старший воспитатель,

воспитатель

Орловская О. Н. ,

муз. руководитель

Концерт классической музыки на духовых муз. инструментах

«Путешествие по временам года»

апрель 2013 Старший воспитатель,

муз. руководитель

Просмотр видеофильма о симфоническом оркестре;

Итоговая выставка семейного творчества «музыкальные инструменты» май 2013 Старший воспитатель,

муз. руководитель,

воспитатели групп

Концерт ЦДТ «Дебют»

«Произведения композиторов в хоровом исполнении»

Исполнители: Образцовый коллектив. Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Хоровая школа мальчиков и юношей «ДЕБЮТ».

Художественный руководитель Алла Олеговна Ястребова.

С этим коллективом детский сад сотрудничает около четырёх лет. Мы с большим удовольствием приглашаем их в гости. Трое мальчиков являются выпускниками детского сада.

Программа концерта:

«Песня про комара» (из оперы «Борис Годунов») М. П. Мусоргский,

«Хор мальчишек» (из оперы «Кармен») Ж. Бизе,

«Памятник солдату» Г. Голиков,

«Рождество витает в воздухе»(исп. на англ. яз.) музыка и слова Дж. Гэллина,

«Ты создаёшь тепло»(исп. на англ. яз.) муз. Д Шварца,

«Песня старого извозчика» муз. Богословского,

«Баллада о солдате» муз. Соловьёва-Седого,

«Я посею конопельку» обработка А. Абрамского,

«В сыром бору тропина» обработка А. Гречанинова,

«Ай, во поле липенька» обработка С. Благообразова,

«Danza,danza»(исп. на англ. яз) Ф. Дуранте,

«Лунная река»(исп. на англ. яз) муз. Г. Манчини.

Детям очень понравился концерт. Многие изъявили желание ходить в эту хоровую школу и научиться также хорошо петь.

Театрализованный гала-концерт «Москва-город великой истории»

в Храме Христа Спасителя

В программе главные роли исполняли солисты музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, народные артисты РФ А. Лошак и Л. Зимненко, а также известные хоровые коллективы города Москвы. Были показаны значимые события Российской истории через театрализованные номера, хоровые и танцевальные исполнения, дополнялось мультипликационными сюжетами. Дети не только знакомились с новыми композициями, но и с историей нашей Родины. Очень познавательный и интересный концерт, особенно если учесть, что он проходил в таком красивом и потрясающем Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Дети и родители получили огромное удовольствие.

Концерт «Московские композиторы – детям Москвы»

в Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского

Дети посетили концерт-встречу с народным артистом России, заслуженным деятелем искусств РСФСР, профессором, композитором Валерием Калистратовым из цикла "Московские композиторы - детям Москвы", где участвовали хоровые, хореографические и фольклорные коллективы образовательных учреждений города Москвы.

В гостях у хоровой школы «Дебют»

(день рождения-15лет)

Хоровой школе мальчиков и юношей «Дебют» 19 января исполнилось 15лет. Свой юбилей они отметили в концертном зале «Красный октябрь». Дети детского сада тоже были приглашены на праздник. Всем очень понравился концерт. Выступали все возрастные хоры этого коллектива: «Ералаш», «Источник», «Колибри», «Акцент», «Элегия» и «Легенда» (хоры девочек, «Экспромт», Ансамбль юношей, «Дебют», «Каданс». Звучали произведения композиторов-классиков.

Концерты классической музыки

«Песня, танец, марш»

Концерты были проведены в ноябре музыкальным руководителем и воспитателями нашего детского сада со старшими дошкольниками в первой половине дня.

Цель: развивать у детей представления о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш, их характерных особенностях; развивать музыкально-эстетический вкус.

На концертах были прослушаны:

- романсы и песни: «Однозвучно гремит колокольчик», «Дубинушка» русская народная песня; «Вдоль по Питерской» русская народная песня; «Ночь светла» ; «Утро туманное» В. Абаза, слова Тургенева; П. Чайковский «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома», С. Майкапар «Песня моряков»(«Бирюльки»).

- марши: С. Прокофьев «Марш» («Детская музыка»); П. Чайковский «Марш» (балет «Щелкунчик», «Марш» (опера «Пиковая дама»); Г. Свиридов «Военный марш»; П. Чайковский «Похоронный марш,соч. 40»; Ф Мендельсон «Свадебный марш».

- танцевальная музыка: Ф. Шопен «Вальс №7»; С. Прокофьев «Вальс» (балет «Золушка»); Г. Свиридов «Старинный танец» («Альбом пьес для детей»); Д. Шостакович «Танцы кукол: Вальс, Лирический вальс, Вальс-шутка, Гавот, Полька, Романс, Танец».

В процессе концертов дети легко определяли характер музыки, жанр. Они бурно и эмоционально реагировали на смены плавных, протяжных и звонких песен чётким, отчётливым, размеренным маршам и грациозным, подвижным танцам. Когда звучали песни, они охотно подпевали, когда играли марши, дети становились серьёзными и маршировали, а когда звучали танцы - дети веселились и подтанцовывали.

Концерт ЦДТ «Дебют»

«Произведения композиторов, исполненные на народных музыкальных инструментах»

Исполнители: Образцовый коллектив. Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Хоровая школа мальчиков и юношей «ДЕБЮТ».

Художественный руководитель Алла Олеговна Ястребова.

Дети из хоровой школы исполняли произведения известных композиторов на фортепиано и домре.

Программа концерта:

Фортепиано:

И. С. Бах «Буррэ до минор», Чулаки «Весёлая прогулка», Л. Бетховен «Соната до минор», П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица», С. Майкапар «В садике», А. Гречанинов «Мазурка», И. Брамс «Колыбельная».

Домра:

Н. Паганини «Венецианский карнавал», С. Майкапар. «Полька», С. Майкапар. «Скучный рассказ», Суслин. Сюита «Музыка для детей».

Таким образом, реализуется план проекта "Классическая музыка - детям". Планируются различные концерты, в том числе - Творческая встреча с музыкантами Симфонического оркестра, где исполнителями будут родители воспитанников детского сада.

Заключение

Как утверждают многочисленные исследования, проведенные учеными, психологами и педагогами-музыкантами, музыка способствует более активному развитию речи у детей дошкольного возраста, улучшает запоминание, зрительное восприятие и усвоение информации. Доказано, что благодаря музыке снижается психоэмоциональное напряжение, улучшаются внимание и моторная координация, повышаются показатели вербального и невербального интеллекта, а вызванные музыкой положительные эмоции стимулируют мотивацию и пробуждают интерес к миру.

Ученые, педагоги-музыканты отмечают, что музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкально-эстетическую культуру. Но это происходит лишь в том случае, если дети слушают высокохудожественные музыкальные произведения народной, классической и современной музыки. И классические произведения в этом процессе занимают важнейшее место благодаря

На начальном этапе вхождения в музыку важен эмоциональный отклик, интуитивное чувствование музыки ребенком. Поэтому, в репертуар для слушания необходимо включать для детей сложные инструментальные сочинения и не бояться, что дети такую музыку не воспримут; не ограничиваться кругом вокальных сочинений, якобы доступным детям ввиду присутствия текста.

Целью проекта «Классическая музыка в детском саду» является формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки, развитие стремления к поиску форм для воплощения своего творческого замысла.

Как показывает практика, реализация проекта позволяет отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повышает художественные требования к музыкальному репертуару в детском саду, а так же помогает использовать богатейшее культурное наследие города Москвы в музыкальном воспитании дошкольников. В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, их образная речь, активный словарь пополнится новыми словами. Дети различают на слух и дают название музыкальным произведениям, авторам музыки, определяют ее характер, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

Музыкальный язык - волшебный, завораживающий, но непростой. И задача педагогов – не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.

Список литературы

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. – Воронеж, 1998.- с. 208-317.

2. Бечак Б. А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 2001. – 280 с.

3. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В. Н. Максимова. М.: Музыка, 2004 - 256 с.

4. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.

5. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., - М., 1983. – 250 с.

6. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.

7. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.- с. 122-135.

8. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. – М., 1993. - с. 110-114.

9. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста – М., 2006.- с. 127.

10. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед. Институтов, учащихся пед. Колледжей, М., - 2001, - с. 223.

11. Мадорский Л. Р. Музыка начинается в семье М.: Знание, 1982.

12. Метлов Н. А. Музыка – детям. – М., 1985. – с. 142.

13. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2003. – с. 119.

14. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

15. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 345 с.

16. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.

17. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников,- М. ,1994. - 288 с.

18. Радынова О. П. Слушаем музыку. - М. ,1990. - 152 с.

19. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М. ,1982.- 94 с.

20. Рыцарева М. Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994. - 367 с. - 301 с.

21. Чернов А. А. Как слушать музыку. М., 2005. - 60 с.

22. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №9-10. 39-42 с.

Публикации по теме:

Анатация к проекту по адаптации «Легкое перышко»Анатация к проекту по адаптации «Легкое перышко» С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит множество изменений, и чтобы пребывание ребенка в.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Проект «Классическая музыка — детям»
Опубликовано: 13 июня 2013 в 23:55
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Весна в группе». Оформление помещения группы
«Весна в группе». Оформление помещения группы. Важной составляющей педагогического процесса, является оформление помещений группы. Психическое развитие,...
«Новогоднее кашпо» Мастер класс
«Новогоднее кашпо» Мастер класс. Добрый вечер! Коллектив педагогов продолжает придумывать что-то необычное и новое в оформлении детского сада в...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фотоотчет)
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Осенний утренник для детей старшей группы «Осень в гости к нам пришла»
Дети под песню "Осень пришла"- на носочках вбегают в зал и выстраиваются в 4 колоны, выполняют под музыку упражнение с листочками. Затем выстраиваются...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...