Получи документы

Художественно-речевой педагогический проект «Корней Чуковский»

Наиля Сафиуллина
Художественно-речевой педагогический проект «Корней Чуковский»

Художественно-речевой педагогический проект

«Наш старый добрый друг Корней»

Актуальность

Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

Публикация «Художественно-речевой педагогический проект „Корней Чуковский“» размещена в разделах

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развитие культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.). Но в истории отношения человека с книгой были периоды взаимного тяготения и отчуждения: это – естественный ход жизни. Важно только не упустить момент смены приоритетов, так как, уходя из активной деятельности человека, книга унесет весь предыдущий духовный и практический опыт прошедших на Земле поколений, без которого человечество существовать не может.

На рубеже XX-XXI веков весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей длительности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействуя на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного, будит творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к ней и систематического чтения.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И. Чуковского, т. к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Литературные произведения К. И. Чуковского сопровождают ребенка с первых лет его жизни и выступают перед ним в единстве содержания и художественной формы.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Дети могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказок К. Чуковского позволяет детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; поэтические образы привлекают детское внимание, надолго запоминаются. Книги К. И. Чуковского пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды.

Его герои: добрый доктор Айболит, герой Ваня Васильчиков, бесстрашный Бибигон, крокодил, удалой комарик – вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство.

Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

Гипотеза

Целенаправленное общение старшего дошкольника с книгами К. И. Чуковского доставляющее ребенку удовольствие, будет вызывать интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души. Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений К. И. Чуковского, увлекая его процессом чтения общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Изучение литературных произведений. К. И. Чуковского способствует формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей. Родители воспитанников наряду с детьми являются активными действующими лицами.

Цели и задачи проекта

1. Приобщение старших дошкольников к ведущим темам деткой литературы, наиболее близким и понятным детям.

2. Знакомство детей с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимы для выявления художественных особенностей произведений К. И. Чуковского.

3. Обогащение познавательного, литературного, деятельностного опыта детей.

4. Активизация литературного творчества.

5. Развитие аналитических способностей на основе доступного детскому уровню анализа произведений с целью более глубокого проникновения в их смысл и художественную ценность.

6. Автоматизация поставленных звуков в связной диалогической и монологической речи.

7. Развитие умения слушать и слышать ребенка и взрослого, работать в коллективе детей, активно включаться в создание образов единой сюжетной линии, используя лингвистические и паралингвистические средства общения.

8. Работать над эмоциональной выразительностью речи.

9. Совершенствовать чувство ритма при исполнении стихотворений, песен, прозаического монолога.

10. Формировать навыки произвольной концентрации и переключения внимания с помощью смены образов, сольного и хорового пения.

11. Развивать навыки просодических компонентов речи при проговаривании и пении.

12. Учить координировать речь и движение ребенка.

13. Развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать пространственное воображение.

14. Активизировать влияние семейного воспитания на развитие дошкольника.

Приобщение родителей к проблеме детского чтения.

План реализации проекта

1. Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей.

2. Включение специалистов ДОУ в творческий процесс.

3. Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта.

4. Вовлечение детей и родителей в процессе решения задач.

5. Разработка плана мероприятий с участием родителей.

6. Организация проекта.

7. Анализ проектной деятельности. Проведение итогов. Обобщение опыта.

Мероприятия, направленные на реализацию проекта

1. Чтение произведений К. И. Чуковского

2. Викторина «Угадай сказку»

3. Мини-викторина «Угадай книгу»

4. Просмотр видеофильмов по сказкам К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Бармалей».

5. Конкурс рисунков «Любимый персонаж» (дети и родители)

6. Знакомство с творчеством писателя, экскурсия в библиотеку.

8. Беседы с детьми по прочитанным произведениям.

9. Тематическое занятие: «В гости к доктору Айболиту»

10. Инсценировка стихов и сказов К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Черепаха»

11. Создание библиотечки стихов и сказок писателя.

12. Организация библиографического пособия для родителей.

13. Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов к обыгрыванию произведений.

14. Экскурсия в детскую городскую библиотеку.

Тип проекта

по деятельности: творческий педагогический

по длительности: средней продолжительности

по содержанию: художественно – речевой

по количеству участников: групповой

по характеру контактов: в рамках ДОУ

Реализация проекта в разных видах деятельности

1. Познавательно-речевая деятельность

Сказки К. И. Чуковского :

«Тараканище»

«Муха-Цокотуха»

«Бармалей»

«Мойдодыр»

«Краденое солнце»

«Лимпопо»

«Крокодил»

«Федорино горе»

«Доктор Айболит»

Стихи:

«Бутерброд»

«Черепаха»

«Чудо-дерево»

«Туфелька»

«Путаница»

«Закалялка»

«Храбрецы»

«Обжора»

«Радость»

«Слониха читает»

«Поросенок»

«Федотка»

«Песня о бедных сапожках»

«Муха в бане»

2. Тематические занятия:

- Витамины укрепляют организм

- Знакомство с творчеством Чуковского

3. Беседы по содержанию знакомых произведений

4. Экскурсии в городскую детскую библиотеку

«Знакомство с творчеством К. Чуковского»

5. Художественно-изобразительная деятельность и трудовая

1. Конкурс детского творчества «Мой любимый персонаж»

2. Изготовление атрибутов к обыгрыванию произведений

3. Рисование и лепка персонажей из произведений К. Чуковского

7. Музыкально-театрализованная и досуговая деятельность

1. Инсценирование произведений, игры-драмматизации

«Муха-Цокотуха»

«Черепаха»

2. Викторина

«Угадай книгу»

3. Просмотр видеофильмов

«Муха-Цокотуха»

«Доктор Айболит»

«Бармалей»

8. Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Организация экскурсии в детскую городскую библиотеку.

2. Викторина «Угадай-ка»

3. Организация библиотечки

4. Совместное творчество «Мой любимый персонаж»

5. Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов к обыгрыванию произведений

6. Организация библиографического пособия для родителей

7. Консультативно-просветительская работа

8. Организация выставки «Экскурсия в Дом – музей Корнея Ивановича Чуковского».

План реализации художественно-речевого педагогический проекта

«Наш старый добрый друг Корней»

№ Мероприятия Цель Ответственные

1. Чтение литературных произведений

К. И. Чуковского

- сказки

-стихи

- загадки Познакомить детей с творчеством писателя, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой

2. Беседы по содержанию знакомых произведений Учить высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи

3. Разучивание с детьми стихотворений Чуковского

«Муха-Цокотуха», «Песня»,

«Доктор Айболит» Тренировать память, расширять кругозор, развивать речь, автоматизировать отдельные звуки.

4. Просмотр видеозаписи по произведениям Чуковского «Доктор Айболит», «Бармалей», «Федорино горе» Поддерживать интерес к знакомым произведениям

5. Настольные игры: «Мир сказок Чуковского», «Доктор Айболит» Учит играть парами по установленным правилам

6. Тематические занятия:

«Витамины укрепляют организм» Способствовать познавательно-речевому развитию в игровом взаимодействии, учить связности высказывания, упражнять в подборе слов множественного числа, воспитывать активность, самостоятельность, понимание ценности здоровья и желания не болеть

8. Выставка книг в книжном уголке К. И. Чуковского

(книги, иллюстрированные разными художниками) Приобщать к изобразительному искусству, учить видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания, привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

13. Конкурс детского творчества

«Мой любимый персонаж» Развивать творческие изобразительные способности; способствовать взаимодействию детей и взрослых в процессе игрового общения

15. Рисование и лепка персонажей из произведений К. Чуковского Вызывать интерес детей к творчеству К. Чуковского при помощи изобразительных средств; выражать свое отношение к сказочным персонажам

16. Инсценирование игры-драматизации

«Муха-Цокотуха» Развивать артистические способности на основе применения приобретенных знаний, речевых навыков и умений

17. Викторина «Угадай сказку» Развивать слуховую, зрительную память, формировать воображение – умение мысленно себе представить событие и героев литературных произведений.

18. Выставка «Экскурсия в Дом – музей Корнея Ивановича Чуковского» Познакомить детей с домом – музеем К. И. Чуковского

19. Экскурсия в городскую библиотеку Познакомить детей с творчеством писателя

21. Музыкально-театрализованное развлечение

«Что за чудо, эти сказки К. Чуковского» Закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову; расширять наряду с непосредственным опытом детей их литературный опыт

Публикации по теме:

Педагогический проект «Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности на основе здоровьесбережения» Педагогический проект "Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности на основе управления процессами здоровьесбережения".

Педагогический проект «Влияние синтеза искусства на развитие личности старшего дошкольника» Педагогический проект реализован в группе эстетического развития "Гармония". Рассчитан на детей 6-7 лет. Направлен на развитие творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-речевой педагогический проект «Корней Чуковский»
Опубликовано: 25 июня 2013 в 10:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД