Наталья Конникова

Тема: «Космическое путешествие»

Цель: систематизировать элементарные представления детей о планетах Солнечной системы, о планете Земля, о её спутнике – Луне, о Солнце, о звёздах и созвездиях.

Задачи:

1. продолжать формировать умения выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны, умение оперировать противоречиями,анализировать проблемные ситуации. (ТРИЗ)

2. развивать любознательность, познавательную и поисковую активность.

3. обогащать словарь детей, умение отвечать на вопросы распространёнными предложениями.

Публикация «Занятие по познавательному развитию „Космическое путешествие“» размещена в разделах

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «ОБЖ».

Рассматривание схемы – плаката «Космос», набора открыток «Первый в мире», беседы о Луне, солнце, планетах Солнечной системы.

1. Поздоровайтесь с гостями и назовите себя по имени ласково, улыбнитесь друг другу, подарите друг другу хорошее настроение.

Ребята, скоро наша страна отмечает праздник «День космонавтики». Исполняется 54 года с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.

А вы ребята хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.).

2. Дети, сегодня рано утром в наш детский сад поступил тревожный сигнал радиограммы с неизвестной планеты «Туами» : «Пока наш друг мчался в бесконечном пространстве неба, то и дело, лавируя между звездами, метеоритами и хвостами планет (слайд 1- с звездами, метеоритами) его планету Туами захватили злые пираты: Туамитяне подают нам сигнал SOS и просят помощи. Поможем им? (фоном звучит песня про планету Туами)

---Ответы ребят. Но чтобы добраться до их планеты, нам нужно пролететь через весь воздушный океан, через многие другие, соседние планеты. Не испугаетесь трудностей, не передумаете? А на чем мы с вами полетим вы узнаете, отгадав загадку:

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета)

---Ответы ребят. «На ракете!»,

А почему не на самолете, не на воздушном шаре?

---Ответы детей. ( подсказываю вопросами: Воздушным шаром можно управлять? Куда ветер, туда и шар; А на самолете: Земля притягивает все к себе. Как бы высоко ни бросили камень, он обязательно упадет на Землю. Как бы высоко человек ни подпрыгнул, он все равно опустится обратно (Попробуйте) Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро лететь! Самолет не может лететь так быстро!

Значит, для путешествия нам нужно сконструировать ракету. Перед вами на экране расположен набор фигур, как можно их назвать одним словом? (геометрические). Сейчас кто-то из вас станет конструктором и нарисует чертеж космической ракеты. Ну что ж, а теперь по чертежу мы сконструируем ракету из модулей.

Ну вот, мы с вами готовы - ракета сконструирована, пора отправляться в космос. Ребята, а нам нужна специальная одежда для космоса? (Ответы ребят) Скафандр надежно нас защитит от холода, от жары, в нем есть запас воздуха на случай аварии и радио для того, чтобы разговаривать с товарищами. В нем не жарко и не холодно и дышится легко.

- Внимание, внимание! Проверить всем свои скафандры, занять свои места и наш экипаж отправляется в полет.

«Ждет нас быстрая ракета,

Для полета на планету,

Отправляемся сейчас,

Туамитяне, ждите нас!» (кружимся вокруг ракеты.)

Имитация движений в соответствии со словами

«Аккуратно нужно сесть, (садимся на стульчики, которые находятся в обручах)

Чтобы приборы не задеть.

Кресло быстренько займи,

пристегни свои ремни»

Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,. 1 Старт! (включается космическая музыка, открывается слайд с изображением космоса).

- Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки.

Встаньте и попробуйте полетать: медленно, плавно дуйте на салфетку, и ловите его всеми частями тела: плечиками, ручками, носиком, коленками, носочками. (под музыку).

Внимательно посмотрите в иллюминатор, что там видно? (на экране появляется слайд 3 со звездами)

---Ответы ребят (много звезд и планет).

-Как вы думаете, могут ли звезды падать? (звезда-это огромный раскаленный шар, подобно солнцу, упасть на землю не может, он сгорает на полпути. Эти небесные камни называют метеорами, а те камни, которые долетели до поверхности планет называются метеоритами. При ударе метеорита, образуется воронка, которая называется кратер.

Поверхность многих планет состоит из кратеров. Хотите посмотреть, как они образуются?

Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”

- Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).

)

В центре нашей галактики «Млечный путь» расположена самая большая звезда - наше солнце!

--А какое оно, наше солнце?

---ответы детей) Да, оно горячее, дарит нам всегда ласковое тепло; опасное, тк может убить все живое, но у Земли есть защита- воздушная оболочка.

Ребята, а почему солнце называют солнышко? (так ласково называют, потому что любят его) А почему его любят? (А еще солнце –великий труженик, работает оно без отдыха круглые сутки) Давайте вместе подумаем сколько профессий у солнца:

Солнце светит как гигантская лампочка, от него всегда светло, значит как его можно назвать? (осветитетелем)

Солнце греет? Оно отапливает всю планету, значит оно является отопительной системой нашей планеты.

А теперь ребята, сделайте глубокий вдох! Как вы думаете, кого мы должны благодарить за такой вкусный воздух? Деревья, траву и солнце. С помощью солнечных лучей растения вырабатывают кислород, которым дышат все живые существа на нашей планете. На солнце нельзя долго смотреть открытыми глазами. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули.

– Давайте нарисуем звезду глазами.

-Ребята, а вы знаете сколько планет вращаются вокруг солнца? (Сейчас вместе посчитаем)

---Ответы ребят.

Давайте посчитаем: (пальчиковая гимнастика)

По порядку все планеты

Назовё т любой из нас: Раз Меркурий,

Два … Венера,

Три … Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон. (На слайде 4 появляются по очереди планеты)

Ребята, а теперь вам нужно расставить планеты по мере удаления их от солнца.

Предлагаю вам разделиться на подгруппы и собрать планеты в одно целое, чтобы поближе увидеть их цвет и размеры.

Посмотрите, дети, на небо в иллюминаторы - окна нашего корабля, звёзды сигналят нам какими - то группами, созвездиями. Это нам с планеты Туами посылают сигналы, надо расшифровать их язык. Посмотрите, кто изображен на космовизоре?

Ребята, вам в бортовых журналах нужно соединить цифры от 1 до 7, чтобы получилось созвездие!

Ребята, вы настоящая команда, у вас получилось созвездие малой медведицы.

Посмотрите, пожалуйста, на что похоже созвездие?

---Ответы ребят (На ковш)

Посмотрите на ручку этого ковша, самая крайняя точка-звезда- называется полярной! В старину ее называли колом, а остальные звезды ковша – овцами, которые всю ночь бродят на привязи вокруг кола. Так вот, полярная звезда укажет нам на планету Туами.

Все дальше и дальше ракета в космическом пространстве. Вот мы приближаемся к далекой, неизвестной, еще никем не обнаруженной планете Туами. А теперь все в круг, беремся за руки. Команде корабля приготовиться к посадке!

Дети садятся в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх.

Начинаем считать: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10… Посадка! Руки опускаем со звуком: «У-у-у». На землю приземляются, а на туами притуамляются!

Мы на планете, не спешите, вас могут подстерегать опасности. Будьте осторожны! Помогайте друг другу!

– Ребята, давайте осмотримся… Что же мы здесь видим? (звучит песня «Живет повсюду красота»)

На полу разбросаны разноцветные обручи (кратеры). Посмотрите, какая необычная поверхность у этой планеты – фиолетовое небо, желтые горы, коричневые реки, сказочные цветы! Как это непохоже на нашу земную природу!

– А как приятно вспомнить все то, что связано с родной Землей!

А где же пираты? Какую удивительную планету хотят они уничтожить! Им, наверное, не хватает доброты, ярких красок, они ведь все время ходят в черных очках и все видят в черном цвете.

На экране появляется слайд пиратов в черном и звучит голос за кадром:

«Добро, красота ….нам звездным пиратам этого не понять!»

Нам не нравится, что вы все видите в черном цвете, что вы хотите захватить планету и уничтожить всех жителей на ней. У нас есть к вам условие! Снимите свои очки, а после этого можете делать все, что угодно…

Ребята, но и у пиратов есть к нам условие, они хотят сыграть в пиратскую рулетку (мимио)

Мы ответили на все ваши вопросы, теперь и вы выполняйте наши условия.

(Слайды красивых мест природы 3 штуки)

Голос за кадром: «Что я вижу, что кроме черных цветов есть другие цвета…небо, а ваш разноцветных луг весь зеленый…» ( Антонов: как легко взорвать планету)

Ребята, а какая природа у нас с вами?

---ответы детей

Я же говорила, что красота всех делает добрыми, всех кто увидел красоту и сумел ее понять, не может быть пиратами, не может приносить зло, хочется, чтобы навсегда исчезли стекла ненависти, зла. (за кадром негромко звучит песня)

Голос за кадром: Когда прилетите на свою планету, расскажите о нашей планете, пусть берегут свой луг, свои озера, свою красоту!

Ребята, мы расскажем о планете Туами другим ребятам?

---ответы детей (Обязательно расскажем) А в память о нашем путешествии нам дарят значки путешественника!

Садимся в ракету, беремся за руки….отсчет пошел 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1… Вам понравилось наше путешествие? А о том, что вы запомнили, расскажете в группе своим друзьям!

До свидания, ребята! До новых встреч!

Уходят под песню «Планета Туами»

Детский исследовательский проект «Этот загадочный космос» Вид проекта: детский исследовательско-творческий проект. Продолжительность: среднесрочный. Участники: дети старшего дошкольного возраста,.

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Освоение космоса» Целевая аудитория: родители и дети старшего дошкольного возраста Уважаемые родители! Вашему вниманию представлен образовательный маршрут.

Опубликовано: 21 апреля 2015 в 01:02