Межгрупповой исследовательский проект «Край родной, навек любимый»

Елена Латникова
Межгрупповой исследовательский проект «Край родной, навек любимый»

«Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков».

Попов И. Н.

Тема проекта:"Край родной, навек любимый".

Тип проекта:открытый, межгрупповой, исследовательский.

Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Участники проекта:Латникова Е. Н., дети подготовительной группы, родители. Проект реализуется в сотрудничестве с музеем г. Морозовска, детской библиотекой.

Сроки реализации: 2013-2014год.

Актуальность проекта:

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Цель проекта:

Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.

Основные задачи:

*Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем Донского края.

*Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие города.

*Углубление знаний детей о профессиях, с культурным наследием края.

*Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

*Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).

План действий:

1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном крае? Что хотим узнать?

2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.

5. Обсуждение результатов.

6. Определение перспектив проектирования.

Перспективный план работы по проекту «Край родной, навек любимый»

Рассматривание картин, книг и открыток о родном крае:

Работа с книгой-альбомом «Морозовск»;

Рассматривание репродукций картин с изображением Донского края;

Рассматривание альбома А. Щербакова «Донские пейзажи».

Поисково-собирательная работа:

Знакомство с историей города на основе материалов (интернет)

Сбор личных вещей, книг, фотографий.

Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу.

Изготовление схем:

«Наш город для детей».

Целевые прогулки:

К лицею №1.

По близлежащим улицам.

В парк.

На стройку дома по ул. Ворошилова.

Экскурсии:

Экскурсия в школу искусств.

Экскурсия в детскую библиотеку.

Беседы :

«Чем славится Донской край?».

«Мой родной город»

«Улицы, по которым мы ходим».

Занятия:

Познавательное занятие «Наш город».

Познавательное занятие «Что мы знаем о своей маленькой родине?»

Дидактические игры:

Ассоциации – город».

«Словарик казака».

«Что где находится» (схемы, карты).

Викторины:

«Знатоки родного города»

Праздники:

Праздник города

Праздник «Нам весело живется» (День рождения детского сада)

Чтение художественной литературы:

В. Степанов. Что мы Родиной зовем.

В. Степанов. Наш дом.

М. Шолохов. Донские рассказы

Оформление альбомов :

«Мы живем в Морозовске».

«Наш любимый детский сад»;

"Наши выпускники".

Самостоятельная художественная деятельность детей: Рисование «Наша улица – прошлое и будущее».

Изготовление макета «Мой детский сад»

Рисование «Что мы видели»

Сюжетно-ролевые игры:

«На стройках города».

«Железная дорога».

«ДПС»;

«Больница»

Конкурсы, выставки:

Конкурс «Семейные умельцы» (поделки)

Выставка «Моя семья» (художественная деятельность)

Приложение.

Знакомство с творчеством донских поэтов – любителей. Стихотворение Губаревой В. 5 класс с. Сарочеркасская

В просторах России-матушки

Так много морей и рек!

Красивей всех – Дон-батюшка,

Он в сердце моем навек!

Куда бы судьба не забросила,

Тропинка за мной следит.

По этой тропинке узенькой

Домой я вернусь хоть на миг.

Знайте: дороже золота

Мне батюшки Дона вода.

Милая моя родина,

Как я люблю тебя!

Донской край Попов И. Н. г. Ростов на Дону

Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков.

Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручен.

Прекрасный здесь живет народ.

Казаки - мир его зовет.

Казак – опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

***

Любимый край степной.

Любимый край Донской

И луг цветущий здесь весной.

И степь Донская всегда со мной

И вся вот эта красота …

Казачья Родина моя!

А. Леонов, г. Волгодонск

ДОНСКОЙ КАРАВАЙ

Как сладко пахнет хлеб зерном,

Спеченным на листе капустном;

Какая корочка на нем,

И как хрустит он вкусно!

В земле проклюнулось зерно

Кинжальчиком едва заметным,

Пригрелось под лучом оно

И закачалося под ветром.

И — стебель к стеблю — на простор,

Как будто протянуло стрелы.

От синих вод до синих гор.

И вот зерно созрело.

И ветер гнет, и дождь сечет,

Но в бункера зерно течет,

Шумит донской волною;

И солнца свет роняет след

Над золотой стернею.

А мы садимся у стола,

Друг друга поздравляя,

Что вот уже пришла пора

Донского каравая.

Еще он отдает зерном,

Спеченным на листе капустном;

Какая корочка на нем,

И как хрустит он вкусно!

Синева

Гляжу в окно, а за окном

Такая синева кругом:

И Дон, и вербы над водой

Залиты светлой синевой.

Апрель выходит на поля,

Посевы просыпаются,

А небу синему земля

Счастливо улыбается.

Алексей Данилов г. Белая калитва

РОДНАЯ ПЕСНЯ

Как берёт она, песня казачья,

За живое, за душу, до слез.

Да и как же могло быть иначе,

Если жил с этой песней и рос.

Ты послушай, как любо играют

Казаки у вечерних костров.

И откуда берут-выбирают

Жемчуга сочных песенных слов.

То она над станицей казачьей

Величавою птицей парит.

То вприсядку пойдет, то заплачет.

То душевно с тобой говорит.

Песню эту не вытеснить новой,

И казак не расстанется с ней.

Ведь ее высекают подковы

Вороных да буланых коней.

Ей всегда подпоет ветер вольный,

Ее музыка - сабельный звон.

И сама она так же раздольна,

Как отец ее батюшка-Дон.

СЛОВАРЬ КАЗАЧЬИХ СЛОВ

ай - или

баз - помещение или навес для скота

банить - приводить в порядок

пол, обмазывая глиной

бесяка - чёрт

бирюк - волк

божничка - полка для иконы

брухаться - бодаться, меряться силами

буерак - овраг, поросший лесом

бурсак - хлеб продолговатой формы,

сухие лепёшки

взвар - компот из сушёных фруктов

забурунный - скандальный

завеска - женский передник

загород - ограда

заложка - задвижка

занудиться - измучиться

запутляться - сбиться с дороги

зыркать - быстро водить глазами

кагала - ватага

каймак - густые пенки

катух, котух - хлев для

мелкого рогатого скота

колготиться - беспокоиться

ссориться

корчик - разливательная ложка

кровиночка - обращение к детям

ноня, ноне, нонче - сегодня

откель, откеда - откуда

очунеть - придти в себя

прокудной - шаловливый, проказный

расхлебениться - принять

неряшливый вид

турсучить - трепать

ухондокаться - устать

халошина - часть штанов

на одну ногу

худоба - домашний скот

цебарка - железное ведро

чакан - рогоз

выкидывать коники - совершать из ряда

вон выходящие поступки

гутарить - говорить

дружечка - милая, милый

жалечка - милая, дорогая

курень - квадратный казачий дом

с четырёхскатной крышей

кучугур - песчаный бугор

кушири - густые заросли

лабуниться - угодливо добиваться

ладанка - мешочек со щепоткой родной

земли

муздыкаться - нянчиться

невладанный - не бывший в

употреблении

нехай - пусть

рахунка - порядок

трошки - немного

чирики - мягкие туфли,

сапоги с отрезанным голенищем

шалаться - бродить без дела

Из книги "Казачий Присуд" автор В. А. Дронов

Ресурсы:http://kazakdon.ru/kazachij_slovarj.html

http://donzem.ru/2012-10-15-22-17-12/history.html

http://www.tourblogger.ru/blog/mify-donskogo-kraya.html

http://pedsovet.su/load/321-1-0-37590

Публикации по теме:

Проект «Славянск-на-Кубани — мой край, для меня ты просто рай!» Образовательная область. Познание,ознакомление с окружающим миром. Вид проекта. Исследовательский,информационный. Участники проекта. Дети старшего.

Стихотворение о родном крае. «Моя Родина — Сибирь». Мы живем в Сибири, Красноярском крае, Нет просторов шире, нет полей бескрайней. В нашем крае много и лесов и речек. Родиной гордится каждый.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Деревья и листья
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Межгрупповой исследовательский проект «Край родной, навек любимый»
Опубликовано: 17 сентября 2013 в 08:19
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...