Межгрупповой исследовательский проект «Край родной, навек любимый»

Елена Латникова
Межгрупповой исследовательский проект «Край родной, навек любимый»

«Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков».

Попов И. Н.

Тема проекта:"Край родной, навек любимый".

Тип проекта:открытый, межгрупповой, исследовательский.

Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Участники проекта:Латникова Е. Н., дети подготовительной группы, родители. Проект реализуется в сотрудничестве с музеем г. Морозовска, детской библиотекой.

Сроки реализации: 2013-2014год.

Актуальность проекта:

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Цель проекта:

Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.

Основные задачи:

*Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем Донского края.

*Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие города.

*Углубление знаний детей о профессиях, с культурным наследием края.

*Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

*Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).

План действий:

1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном крае? Что хотим узнать?

2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.

5. Обсуждение результатов.

6. Определение перспектив проектирования.

Перспективный план работы по проекту «Край родной, навек любимый»

Рассматривание картин, книг и открыток о родном крае:

Работа с книгой-альбомом «Морозовск»;

Рассматривание репродукций картин с изображением Донского края;

Рассматривание альбома А. Щербакова «Донские пейзажи».

Поисково-собирательная работа:

Знакомство с историей города на основе материалов (интернет)

Сбор личных вещей, книг, фотографий.

Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу.

Изготовление схем:

«Наш город для детей».

Целевые прогулки:

К лицею №1.

По близлежащим улицам.

В парк.

На стройку дома по ул. Ворошилова.

Экскурсии:

Экскурсия в школу искусств.

Экскурсия в детскую библиотеку.

Беседы :

«Чем славится Донской край?».

«Мой родной город»

«Улицы, по которым мы ходим».

Занятия:

Познавательное занятие «Наш город».

Познавательное занятие «Что мы знаем о своей маленькой родине?»

Дидактические игры:

Ассоциации – город».

«Словарик казака».

«Что где находится» (схемы, карты).

Викторины:

«Знатоки родного города»

Праздники:

Праздник города

Праздник «Нам весело живется» (День рождения детского сада)

Чтение художественной литературы:

В. Степанов. Что мы Родиной зовем.

В. Степанов. Наш дом.

М. Шолохов. Донские рассказы

Оформление альбомов :

«Мы живем в Морозовске».

«Наш любимый детский сад»;

"Наши выпускники".

Самостоятельная художественная деятельность детей: Рисование «Наша улица – прошлое и будущее».

Изготовление макета «Мой детский сад»

Рисование «Что мы видели»

Сюжетно-ролевые игры:

«На стройках города».

«Железная дорога».

«ДПС»;

«Больница»

Конкурсы, выставки:

Конкурс «Семейные умельцы» (поделки)

Выставка «Моя семья» (художественная деятельность)

Приложение.

Знакомство с творчеством донских поэтов – любителей. Стихотворение Губаревой В. 5 класс с. Сарочеркасская

В просторах России-матушки

Так много морей и рек!

Красивей всех – Дон-батюшка,

Он в сердце моем навек!

Куда бы судьба не забросила,

Тропинка за мной следит.

По этой тропинке узенькой

Домой я вернусь хоть на миг.

Знайте: дороже золота

Мне батюшки Дона вода.

Милая моя родина,

Как я люблю тебя!

Донской край Попов И. Н. г. Ростов на Дону

Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков.

Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручен.

Прекрасный здесь живет народ.

Казаки - мир его зовет.

Казак – опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

***

Любимый край степной.

Любимый край Донской

И луг цветущий здесь весной.

И степь Донская всегда со мной

И вся вот эта красота …

Казачья Родина моя!

А. Леонов, г. Волгодонск

ДОНСКОЙ КАРАВАЙ

Как сладко пахнет хлеб зерном,

Спеченным на листе капустном;

Какая корочка на нем,

И как хрустит он вкусно!

В земле проклюнулось зерно

Кинжальчиком едва заметным,

Пригрелось под лучом оно

И закачалося под ветром.

И — стебель к стеблю — на простор,

Как будто протянуло стрелы.

От синих вод до синих гор.

И вот зерно созрело.

И ветер гнет, и дождь сечет,

Но в бункера зерно течет,

Шумит донской волною;

И солнца свет роняет след

Над золотой стернею.

А мы садимся у стола,

Друг друга поздравляя,

Что вот уже пришла пора

Донского каравая.

Еще он отдает зерном,

Спеченным на листе капустном;

Какая корочка на нем,

И как хрустит он вкусно!

Синева

Гляжу в окно, а за окном

Такая синева кругом:

И Дон, и вербы над водой

Залиты светлой синевой.

Апрель выходит на поля,

Посевы просыпаются,

А небу синему земля

Счастливо улыбается.

Алексей Данилов г. Белая калитва

РОДНАЯ ПЕСНЯ

Как берёт она, песня казачья,

За живое, за душу, до слез.

Да и как же могло быть иначе,

Если жил с этой песней и рос.

Ты послушай, как любо играют

Казаки у вечерних костров.

И откуда берут-выбирают

Жемчуга сочных песенных слов.

То она над станицей казачьей

Величавою птицей парит.

То вприсядку пойдет, то заплачет.

То душевно с тобой говорит.

Песню эту не вытеснить новой,

И казак не расстанется с ней.

Ведь ее высекают подковы

Вороных да буланых коней.

Ей всегда подпоет ветер вольный,

Ее музыка - сабельный звон.

И сама она так же раздольна,

Как отец ее батюшка-Дон.

СЛОВАРЬ КАЗАЧЬИХ СЛОВ

ай - или

баз - помещение или навес для скота

банить - приводить в порядок

пол, обмазывая глиной

бесяка - чёрт

бирюк - волк

божничка - полка для иконы

брухаться - бодаться, меряться силами

буерак - овраг, поросший лесом

бурсак - хлеб продолговатой формы,

сухие лепёшки

взвар - компот из сушёных фруктов

забурунный - скандальный

завеска - женский передник

загород - ограда

заложка - задвижка

занудиться - измучиться

запутляться - сбиться с дороги

зыркать - быстро водить глазами

кагала - ватага

каймак - густые пенки

катух, котух - хлев для

мелкого рогатого скота

колготиться - беспокоиться

ссориться

корчик - разливательная ложка

кровиночка - обращение к детям

ноня, ноне, нонче - сегодня

откель, откеда - откуда

очунеть - придти в себя

прокудной - шаловливый, проказный

расхлебениться - принять

неряшливый вид

турсучить - трепать

ухондокаться - устать

халошина - часть штанов

на одну ногу

худоба - домашний скот

цебарка - железное ведро

чакан - рогоз

выкидывать коники - совершать из ряда

вон выходящие поступки

гутарить - говорить

дружечка - милая, милый

жалечка - милая, дорогая

курень - квадратный казачий дом

с четырёхскатной крышей

кучугур - песчаный бугор

кушири - густые заросли

лабуниться - угодливо добиваться

ладанка - мешочек со щепоткой родной

земли

муздыкаться - нянчиться

невладанный - не бывший в

употреблении

нехай - пусть

рахунка - порядок

трошки - немного

чирики - мягкие туфли,

сапоги с отрезанным голенищем

шалаться - бродить без дела

Из книги "Казачий Присуд" автор В. А. Дронов

Ресурсы:http://kazakdon.ru/kazachij_slovarj.html

http://donzem.ru/2012-10-15-22-17-12/history.html

http://www.tourblogger.ru/blog/mify-donskogo-kraya.html

http://pedsovet.su/load/321-1-0-37590

Публикации по теме:

Проект «Славянск-на-Кубани — мой край, для меня ты просто рай!» Образовательная область. Познание,ознакомление с окружающим миром. Вид проекта. Исследовательский,информационный. Участники проекта. Дети старшего.

Стихотворение о родном крае. «Моя Родина — Сибирь». Мы живем в Сибири, Красноярском крае, Нет просторов шире, нет полей бескрайней. В нашем крае много и лесов и речек. Родиной гордится каждый.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Птицы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Межгрупповой исследовательский проект «Край родной, навек любимый»
Опубликовано: 17 сентября 2013 в 08:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Отчет о проведенном мероприятии «1 июня-День защиты детей»
1 июня в саду прошел удивительный праздник для воспитанников нашего детского сада. На мероприятие, которое прошло в музыкальном зале, пришли волшебные гости:...
Сценарий тематического мероприятия в дошкольной разновозрастной группе «День памяти и...
Сценарий открытого мероприятия : «День памяти и скорби» в дошкольной разновозрастной группе. Цель: Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких...
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»
Слайд 2. Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и...
Презентация проекта «Чипсы»
1 слайд: Здравствуйте, меня зовут Федоров Алибогдан, мне 5 лет. Я воспитанник детского сада №1 «Жар-птица». И я представляю вашему вниманию свой проект...
Итоговое занятие во второй младшей группе «Путешествие в страну знаний»
Цель:Закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое...