Папки-передвижки

Проект «Красота природы в лентах»

марина титова
Проект «Красота природы в лентах»

Актуальность и значимость инициативы

Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение учащихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место.

Публикация «Проект „Красота природы в лентах“» размещена в разделах

В учебной программе вышивке отведено сравнительно небольшое количество часов. Поэтому важную роль в приобщении дошкольников к рукоделию приобретает работа в творческих объединениях. Именно в условиях работы творческого объединения возможно освоение в более широком объеме работы с самыми разнообразными материалами и техниками, целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы, что, в свою очередь, является залогом формирования определенных склонностей и способностей. Творческая работа является частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, уважения к людям труда, поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя.

Разработанная мною методика комплексных занятий «Красота природы в лентах» предназначена для реализации в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Данная методика составлена с учетом личного опыта и наблюдений. В сравнение с программой «Конструирование и ручной труд в детском саду», в данной методике большее количество часов отводится вышивке, за счет чего расширяется и углубляется теоретический и практический материал, происходит освоение приемов вышивки шелковыми лентами.

Новизна данной методики состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает учащимся выбор направления художественно-прикладной деятельности, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества.

Характеристика существующей системы работы по ручному труду

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.

Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.

Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Это прежде всего – средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных). В связи с этим основной задачей программы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.

Методика конструирования и художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.). Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях, постройках, поделках.

Остановимся на специфике работы с детьми разных возрастных групп.

Старшая группа

Ручной труд

Задачи:

Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).

Учить создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).

Продолжать учить делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др., прочно соединяя части.

Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку.

Привлекать к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал, ремонту книг, настольно печатных игр. Развивать творческое воображение, художественный вкус.

Учить детей экономно и рационально расходовать материалы.

Подготовительная к школе группа

Ручной труд

Задачи:

Работа с бумагой и картоном. Продолжать учить складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки забавы (мишка физкультурник, клюющий петушок и др.).

Учить создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам.

Формировать умение использовать образец.

Учить детей создавать разнообразные объемные игрушки в технике оригами.

Работа с тканью. Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Учить детей делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д., наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом. Учить создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).

В процессе работы развивать фантазию, воображение. Учить аккуратно, экономно использовать материалы.

Кружок «Красота природы в лентах»

Цель данного кружка– получение дошкольниками старшей и подготовительной групп дополнительного образования культурологической направленности по работе с шелковыми лентами и другими материалами.

Методика двухгодичная, стационарная, ориентирована на детей 5-7 лет с разным уровнем подготовки, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учеников. Именно в этом возрасте у детей происходит закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности, развитие нового познавательного отношения к действительности, заметное развитие волевых качеств, формируется самоанализ. Велика у учащихся потребность в общении, в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. Наряду с этим присутствует трудности роста, повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

Цель 1 этапа обучения методики «Красота природы в лентах» - ознакомление детей с видами шелковых лент, освоение детьми техники безопасности при работе с инструментами, оборудованием; обучение способам выполнения швов, обучения составления и приемов выполнения букетов, изготовлении изделий с применением вышивки.

Задачи 1 года обучения следующие:

Образовательные:

• Расширять и углублять знания детей о декоративно-прикладном искусстве, дать представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах шелковых лент и технологии подготовки материалов к работе.

• Познакомить с основными инструментами, оборудованием для вышивки шелковыми лентами

• Познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами.

• Научить вышивке и переплетению шелковыми лентами.

• Дать представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой.

Развивающие:

• Развивать умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия.

• Развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно.

• Развивать художественный кругозор детей.

Воспитательные:

• Формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.

• Формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.

К концу первого года обучения дети должны знать:

правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;

технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;

название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами;

правила составления букета;

основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных;

требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;

Дети должны уметь:

вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;

придумать изображение и перенести его на декоративное панно;

изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами;

помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки.

Цель 2 года обучения по данной методике - углубление и закрепление полученных знаний, умений и навыков работы с различными материалами; расширение и углубление знаний и представлений дошкольников о вышивке шелковыми лентами.

Задачи второго года обучения следующие:

Образовательные:

• Расширять и углублять знания детей о различных народных промыслах;

• Научить создавать работы в технике плетения лентами;

• Дать представление о технике выполнения сувениров, включающая в себя пошив изделия;

• Дать представление о технологии изготовления изделий с вышивкой ленточками;

Развивающие:

• Развивать умение творчески интерпретировать цветы из окружающего мира, создавая собственные изделия;

• Развивать композиционные умения по созданию рисунков, схем будущих работ;

• Развивать художественный кругозор дошкольников, наблюдательность;

Воспитательные:

• Продолжать формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.

• Продолжать формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.

По окончании 2 года обучения дети должны знать:

историю развития вышивки и современные направления развития вышивки ленточками в прикладном творчестве;

ТБ и правильные приемы работы;

строение цветов, их разновидности и использование в букетах;

Дошкольники должны уметь:

самостоятельно подготовить ткань, ленты, и другой материал к работе;

создавать сложные композиции с натуры и по представлению;

создавать сувениры и другие изделия, творчески используя образцы других детей

создавать авторские работы, творчески используя возможности материала, полученные знания, умения, навыки.

Основной способ подачи содержания – комплексный. Методика построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с шелковыми лентами.

По степени включенности детей в образовательный процесс данная комплексная методика – репродуктивно-творческая. Вышивка по образцу по мере накопления знаний и умений вытесняется творческой деятельностью: дети создают творческие работы по собственному замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы вышивки, прогнозируя результат.

Форма реализации методики – очная.

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:

• Беседа;

• Практическое занятие;

• Объяснение;

• Демонстрация.

Основной формой обучения являются комплексные занятия длительностью два часа в неделю – первый год обучения и три часа в неделю – второй год обучения. Учебно-практические занятия в группах позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребенка.

Форма проведения занятий разнообразна. Это занятия - беседы, беседы по вопросам перед работой и во время практической работы, выставки, викторины, конкурсы, экскурсии, праздники.

В процессе обучения предусмотрен ряд диагностических мероприятий:

• наблюдения во время работы;

• различные тесты;

• контрольные вопросы и задания;

• викторины;

• выставки поделок внутри творческого объединения;

• участие в городских, областных, региональных выставках прикладного творчества.

Успехи учеников отмечаются грамотами, памятными подарками.

Учебный план

Первый год обучения

п/п № блока Наименование

блока Количество часов

Всего Учебные часы Э

Д Р К

Т К/З

1-3 1 Введение в программу. Правила поведения и безопасной работы. История вышивки лентами. Гармония цвета и где искать вдохновение 6 3 2 1

4-5 2 Материаловедение. 4 4

6-11 3 Стежки и техника вышивки. 12 2 8 1 1

12-20 4 Основные элементы вышивки 18 2 12 2 2

21-34 5 Панно 28 2 22 1 2 1

35-67 6 Сувениры 66 7 53 2 2 2

68-69 7 Оформление и посещение выставок работ учащихся 4 1 3

70-71 8 Экскурсии 4 4

72 9 Итоговое занятие 2 2

Итого: 144 17 104 7 7 9

100% 11,8 72,2 4,8 4,8 6,2

Условные обозначения:

Т – теоретические занятия

К/З – комплексные занятия

Э - экскурсии

Д – досуговые мероприятия

Р – резервные занятия

К – контрольные занятия

Учебный план

Второй год обучения

п/п №

блока Наименование

блока Количество часов

Всего Учебные часы Э

Д Р

К

Р К

Т К/з

1 1 Введение. Правила безопасной работы. 3 3

2 2 Материаловедение 3 1 2

3-8 3 Основные элементы вышивки 18 2 12 3 1 3 1

9-19 4 Панно 33 2 26 3 2 3 2

20-33 5 Картины 42 4 32 2 4 4

34-66 6 Сувениры 99 13 77 2 3 4 3 4

67-69 7 Оформление и посещение выставок ребят 9 1 5 3 3

70-71 8 Экскурсии 6 6

72 9 Итоговое занятие 3 2 1 1

Итого: 216 23 157 12 12 12 12 12

100% 10,8 72, 7 5,5 5,5 5,5 5,5 5,5

Условные обозначения:

Т – теоретические занятия

К/З – комплексные занятия

Э - экскурсии

Д – досуговые мероприятия

Р – резервные занятия

К – контрольные занятия

Учебно-тематический план

Первый год обучения

П/п №

блока Наименование

блока Количество часов

Всего Учебные часы Э

Д

Р

К Р К

Т К/з

1-3 1 Введение 6 2 2 1 1 1

1 1.1 Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила поведения и безопасной работы в т/о «Рукоделие. Красота природы в лентах». 2 2

2 1.2 Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами 2 1 1

3 1.3 Гармония цвета и где искать вдохновение. 2 1 1 1

4-5 2 Материаловедение 4 4

4 2.1 Материалы, необходимые для вышивки ленточками 2 2

5 2.2 2.2 Подготовка ткани 2 2

6-11 3 Стежки и техника вышивки 12 2 8 1 1 1 1

6 3.1 Виды закрепок. Простой узелок 2 1 1

7 3.2 «Цепочка», Вышивка по ленте золотой или серебряной ниткой 2 1 1

8 3.3 «Мушка», «Воздушная петля», наметочный стежок 2 2

9 3.4 Ленточный стежок, бантик, возвратный стежок 2 2

10 3. 5 Прямой стежок: простой, обвитый, объемный, перекрученный 2 1 1

11 3.6 «Козлик», «Трилистник», «Веточка», сетка 2 1 1 1

12-20 4 Основные элементы вышивки 18 2 12 1 2 2

12 4.1 Строение цветов. Цветок «Зигзаг», «Пестик» 2 2 2 2

13 4.2 «Бутон на стебельке», Цветок –бантик 2 2

14 4.3 «Ромашка», «Подснежник» 2 1 1 1

15 4.4 «Майор», простой ирис. веточка вербы. 2 2

16 4.5 Роза «Змейка», из закрученной ленты. Роза из узелка и собранной ленты 2 1 1 1

17 4.6 Роза «Гармоника». Роза «Маркиза» 2 2

18 4.7 Розы «Дама», «Утренняя заря» 2 2

19 4.8 Объемная роза «Паутинка», бутон розы пришивной. 2 1 1 1

20 4.9 Бутон шиповника. Корсажная роза 2 1 1 1

21-34 5 Панно 28 2 22 1 2 1 2 1

21-22 5.1 Юбилейная корзина 4 2 2

23-24 5.2 Желтые нарциссы 4 3 1

25-26 5.3 Райский сад 4 4

27-28 5.4 Тюльпаны 4 3 1 1

29-30 5.5 Колокольчики 4 3 1 1

31-32 5.6 Гвоздика 4 4

33-34 5.7 Сирень 4 3 1 1

35-67 6 Сувениры 66 1 7

35-38 6.1 Рождественский мешочек 8 1 7 1

39-41 6.2 «Цветочная клумба» к празднику 8 марта 6 6 1

42-44 6.3 Обложка для блокнота 6 1 4 1

45-46 6.4 Весенний венок 4 3 1

47-52 6.5 Пасхальная и свадебная скатерть 12 2 10

53-54 6.6 «Торт под зонтиком» 4 3 1

55-56 6.7 Праздничный бант 4 1 2 1

57-64 6.8 Декорированные подушки. Подушки «Цветник» 16 2 13 1

65-68 6.2 «Осенний бал» 8 1 6 1

68-69 7 Оформление и посещение выставок 4 1 3

70-71 8 Экскурсии 4 4

72 9 Итоговое занятие 2 2 2

Итого 144 17 104 7 7 9 7 9

Учебно-тематический план

Второй год обучения

п/п №

блока Наименование

блока Количество часов

Всего Учебные часы

Э

Д

Р

К Р К

Т К/З

1 1 Введение 3 3

1 1.1 Правила безопасной работы. Полезные советы 3 3

2 2 Материаловедение 3 1 2

2 2.1 Материалы и уход за ними 3 1 2

3-8 3 Основные элементы вышивки 18 2 12 зз3 1 3 1

3 3.1 Розы 3 2 1 1

4 3.2 Цветы из узелков 3 2 1 1

5 3.3 Гиацинты, фиалки, аквилегии 3 3

6 3.4 Насекомые 3 1 2

7 3.5 Животные 3 1 2

8 3.6 Листья 3 1 1 1 1

9-19 4 Панно 33 2 26 3 2 3 2

9 4.1 «Жостовский букет» 3 1 2

10 4.2 «Гжельская фантазия» 3 1 2

11 4.3 «Настурции» 3 2 1 1

12 4.4 «Медвежата» 3 3

13 4.5 «Венок с Купидоном» 3 3

14 4.6 «Фуксия» 3 2 1 1

15 4.7 «Розовые розы в горшке» 3 2 1 1

16 4.8 «Голубые ирисы» 3 3

17 4.9 «Календула» 3 2 1 1

18 4.10 «Одинокий лебедь» 3 3

19 4.11 «На лугу» 3 2 1 1

20-33 5 Картины 42 4 32 2 4 4

20-21 5.1 «Рождественская звезда» 6 1 4 1 1

22-23 5.2 «Букет невесты» 6 1 5

24-25 5.3 «Мишки в лесу» 6 1 4 1 1

26-27 5.4 «Зимний венок» 6 4 2

28-29 5.5 «Ветви розовых и желтых роз» 6 5 1 1

30-31 5.6 «Анютины глазки» 6 1 5

32-33 5.7 «Цветок папоротника» 6 5 1 1

34-66 6 Сувениры 99 13 77 2 3 4 3 4

34-37 6.1 Полотенце «Чайные розы», «Винегрет из лент» 12 2 9 1 1

38-40 6.2 Мешочек для духов с вышивкой «Алые розы» 9 1 8

41-43 6.3 Рамка для фото 9 1 6 1 1 1 1

44-45 6.4 Вышивка на детской одежде «Два барашка» 6 1 5

46-51 6.5 Сумка с вышивкой 18 3 13 1 1 1 1

52-53 6.6 Косметичка с вышивкой 6 1 5

54-57 6.7 «Цветущая» шляпа 12 1 9 2

58-62 6.8 Вышивка для абажура 15 2 12 1 1

63-66 6.9 Вышивка на блузе из шелка 15 1 13 1 1

67-69 7 Оформление и посещение выставок 9 1 5 13 3

70-71 8 Экскурсии 6 6

72 9 Итоговое занятие 3 2 1 1

Итого 216 23 157 12 12 12 12 12

Ожидаемые результаты работы кружка:

Дошкольниками старшей и подготовительной групп было получено дополнительное образование культурологической направленности по работе с шелковыми лентами и другими материалами.

Образовательные:

• Будут расширены знания детей о декоративно-прикладном искусстве, дано представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах шелковых лент и технологии подготовки материалов к работе.

• Дети будут ознакомлены с основными инструментами, оборудованием для вышивки шелковыми лентами

• Познакомятся с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами.

• Научатся вышивке и переплетению шелковыми лентами.

• Будет дано представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой.

Развивающие:

• Будет развиваться умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия.

• Будет развиваться композиционные умения по созданию декоративных настенных панно.

• Будет развиваться художественный кругозор детей.

Воспитательные:

• Будут сформированы такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.

• Будут сформированы товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.

Публикации по теме:

Фотоочерк «Красота летней природы»Фотоочерк «Красота летней природы» Фотоочерк «Красота летней природы» Педагога дополнительного образования Шелехиной Нины Сергеевны МДОУ детского сада №16 города Орехово.

Фотоотчет «Красота зимней природы в нашем детском саду»Фотоотчет «Красота зимней природы в нашем детском саду» Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не.

Исследовательский творческий долгосрочный проект «Мы друзья природы»Исследовательский творческий долгосрочный проект «Мы друзья природы» Департамент образования г. Москвы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ СОШ №922 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ.

Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа)Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа) Цель проектаОбогащение представлений детей об объектах неживой природы и обучению основам экологии, природопользования Сформировать у детей.

Проект по эстетическому воспитанию «Красота спасет мир»Проект по эстетическому воспитанию «Красота спасет мир» В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры – одна из важнейших задач Эстетическое.

Проект «Юные защитники природы» .

Экологический проект «Лаборатория неживой природы»Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Экологический проект "Лаборатория неживой природы" Назарова Т. А. Экологический проект «Лаборатория неживой природы». Расскажи – и я забуду,.

Экологический проект в средней группе «Защитники природы»Экологический проект в средней группе «Защитники природы» Актуальность Наблюдение за детьми во время игр на свежем воздухе показывают, что дети иногда жестоко, небрежно относятся к природе. Очень.

Экологический проект «Жалобная книга природы.» Фото отчёт.Экологический проект «Жалобная книга природы.» Фото отчёт. Цель: 1. Воспитание экологической культуры дошкольников. 2. Записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных. Задачи: 1. Воспитывать.

«Юные защитники природы». Экологический проект«Юные защитники природы». Экологический проект Детский сад сегодня – это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Красота природы в лентах»
Опубликовано: 20 декабря 2020 в 17:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД