Проект «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Ирина Поняева
Проект «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Предлагаю вашему вниманию мое выступление на городской научно - практической конференции.

Слайд № 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Я – Поняева Ирина Ивановна, воспитатель детского сада № 2, являясь руководителем кружка «Почемучки», представляю вашему вниманию свой проект:

"Опытно – экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".

Слайд № 2

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Слайд № 3

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Слайд № 4

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Слайд № 5

С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мной был разработан долгосрочный проект кружковой работы "Опытно – экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста", направленный на развитие поисково - познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.

Проводится кружок еженедельно, в кружке занимаются 12 детей.

Слайд № 6

Проект разработан на основе следующих программ: "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова; «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир; «Неизведанное рядом» В. В. Щетинина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой. Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу. Обучение детей рассчитано на 2 года, а сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Слайд № 7

Моей целью работы над проектом было: Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности.

3. Развивать мышление, речь.

4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Слайд № 8

Свою работу над проектом строю по трём взаимосвязанным направлениям:

- живая природа;

- неживая природа;

- человек;

Слайд № 9

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Слайд № 10

Работа по каждой теме проекта заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини – проекта с родителями, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником.

Слайд № 11

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

Слайд № 12

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Слайд № 13

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Слайд № 14

Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений мной были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю».

Вниманию родителей были подготовлены консультации "Организация детского экспериментирования в домашних условиях", "Учить ли детей делать открытия?", разработаны тематические родительские собрания.

Слайд № 15

Одной из практикуемой форм работы с родителями являются вечера совместного экспериментирования.

Слайд № 16

Для поддержания и развития интереса у детей к экспериментированию мы в своей работе используем преемственность со школой № 2, это и экскурсии в школу, с посещением физико – химических лабораторий, где ученики школы через инсценировки и постановки показывают им интересные опыты и эксперименты.

Слайд № 17

В результате проведенной работы у детей сформированы следующие интегративные качества:

1. «Любознательный, активный»:

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности;

В случаях затруднения обращается за помощью;

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

2. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:

Адекватно использует вербальные и невербальные средствами общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

3. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту»:

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы действия для решения новых задач, поставленных, как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем);

4. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»:

Умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Положительную динамику работы над проектом подтвердили результаты диагностики:

Слайд № 18

количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 30 % (3, количество детей со средним уровнем уменьшилось на 10% (1) за счет увеличения количества детей с высоким уровнем, количество детей с низким уровнем снизилось до 0.

Слайд № 19

В результате моей работы над проектом были сформированы картотеки опытов и экспериментов с неживой природой для детей старшего дошкольного возраста; игр с водой; проблемных ситуаций; карточки – схемы проведения опытов – экспериментов; разработаны рекомендации для воспитателей и родителей по экспериментированию детей и т. д.

В связи с тем, что мной уже накоплен некоторый опыт по экспериментированию с детьми старшего возраста, в этом учебном году, я разработала новый проект кружковой работы с детьми среднего возраста.

Слайд № 20

В рамках распространения положительного опыта работы над проектом

"Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста" в нашем детском саду разработан краткосрочный проект детского сада тематическая неделя: «Хочу всё знать!». Надеюсь, мой опыт работы заинтересовал Вас, я постаралась предоставить Вам основной практический материал в рамках работы своего проекта, который поможет всем желающим организовать работу с детьми по опытно – экспериментальной деятельности.

Прикреплённые файлы:

moja-prezentacija_c0rs2.pptx | 5429,41 Кб | Скачан: 1066
 
Публикации по теме:

Презентация исследовательско-творческого проектаПрезентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.

Развитие познавательной акктивности детей через экспериментирование. «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Проект «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
Опубликовано: 2 июня 2013 в 13:34
+668
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1013.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
«Петушок» магнит
Яркий образ и горделивая походка, предвестник начала нового дня. Вот сопутствующие характерные черты предстоящего Нового 2017 года! Мастер-класс "Петушок"...
Как украсить ёлку? Ёлочные украшения.
Как украсить ёлку? Новый год - один из самых любимых праздников как у взрослых, так и у детей. Чтобы он стал назабываемым в жизни вашего ребёнка...