Проект «Куклы из бабушкиного сундучка»

Елена Микулова
Проект «Куклы из бабушкиного сундучка»

Кто в детстве в куклы не играл,

Тот и счастья не видал.

(народная мудрость)

Пояснительная записка

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремления понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.

Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к русской культуре. Одна из наиболее новых и, на наш взгляд, эффективных - это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре. Анализ работы группы подтвердил потребность воспитывать детей гражданами своего города, понимающими и любящими свой родной край.

Мини - музей «Куклы из бабушкиного сундучка» решает задачи социально - личностного и нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее куклы, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят с бытом и укладом жизни, с традициями русского и народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к народному творчеству.

Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно- действенное мышление.

Актуальность

В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Вот почему часто игрушка могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям. Поэтому в настоящее время тема работы является актуальной.

Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте - движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.

Порой поток информации поступает большой очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду - изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.

Программа дошкольного образования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. O.J1. Князева, М. Д. Маханева) содержит раздел «Введение в русскую традиционную культуру», предполагающий привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед нами, педагогами стоит задача - помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является традиционная игрушка.

Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры на примере народной традиционной куклы.

Задачи ;

Приобщать детей к общечеловеческим ценностям;

Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;

Воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;

Знакомить детей с особенностями народного быта;

Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда сверстников и взрослых;

Развивать доказательную речь, умение задавать вопросы описательного характера, обогащать словарный запас детей;

Активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память;

Формировать представление детей о взаимозависимости человека и природы, знакомить с отражением природных явлений в фольклоре;

Развивать мелкую моторику детей;

Проблема: Откуда к нам пришла кукла?

Вид проекта: Информационно-творческий.

Состав участников: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Срок реализации: краткосрочный, два месяца.

Привлечь внимание родителей к истории нашей страны при помощи в изготовлении кукол для музея, участии в совместных досугах, посиделках.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта) на основе изученных проблем выбрать с детьми тему для проекта, составить план- схему проекта, сбор, накопление материала, включение в план схему проекта образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности, домашние задания для само выполнения, открытые мероприятия.

Описание продукта, полученного в результате проекта создание мини-музея народной традиционной куклы «Кукла из бабушкиного сундучка»; совместные посиделки с родителями воспитанников с организацией мастер-класса по изготовлению народных кукол; проведение детьми старшей группы экскурсий для детей других групп ДОУ.

Интеграция образовательных областей вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

Образовательная область «Физическое развитие»

Содержание: Проведение народных подвижных игр на прогулке, занятиях физической культурой, досугах, праздниках. Пальчиковая гимнастика по темам; развитие мелкой моторики при изготовлении традиционной куклы : завязывание, скручивание, свертывание,

разглаживание, сборка бус и т. д. ;

Беседа на тему: «Как закалялись на Руси»; рассматривание иллюстраций «Русские богатыри».

Задачи:

Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

Формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.

Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.

Формировать представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках здорового образа жизни.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Содержание: Создание плаката «Как правильно пользоваться ножницами, иглой и другими острыми предметами».

Задачи:

Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Содержание: Рассматривание альбома «Народный костюм»; сбор пословиц и поговорок о семье, маме, отце, уважении взрослых, послушании. Изготовление кукол; сбор материала (в т. ч. природного) для дальнейшего изготовления кукол; беседа «Как я дома помогаю»; дидактическая игра «Профессии» (выбор орудий труда; шнуровка «Противоположности» (выбор орудий труда; беседа о труде взрослых на Руси. Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и времен года с использованием народных примет; Дидактические игры на классификацию предметов (мебель, посуда, предметы быта, продукты питания, предметы одежды) ; Игра «Рост и количество членов семьи», Д/и «Где куколка лежит» (ориентировка в пространстве, соотнесение модели и схемы) ; рассматривание иллюстраций о сборе урожая злаковых культур; д/и «Одень куклу»

Задачи:

Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать.

Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.

Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними.

Образовательная область «Речевое развитие»

Содержание: Беседа «Встречаем гостей» (по правилам этикета) ; Экскурсия в музей (совместно с родителями) ; Составление творческих рассказов «Что мы видели в музее», «Как я помогаю дома»; составление загадок про времена года, праздники; проведение экскурсий детьми данной группы для детей ДОУ. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»; чтение стихотворений: о народных куклах, рукоделии, народных праздниках; заучивание стихотворения

М. А. Пожаровой «Тряпочная кукла»; заучивание потешек, песенок на тему быта русского народа.

Задачи:

Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;

развивать монологическую связную речь; формировать умение включать в рассказ знакомые пословицы, потешки, народные песенки.

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению читательских интересов.

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

Содержание: Изготовление несложных народных кукол в подарок; составление костюма будущей куклы из цветной бумаги; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; инсценировка потешек, песенок. Использование русских народных песен, попевок, закличек в играх, досуге, музыкальных концертах, в хороводных играх; знакомство с русским песенным фольклором, использованном в бытовых ситуациях и на праздниках.

Задачи:

Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность)

Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей культуре русского народа.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта сбор информации, обращение.

Итоговое мероприятие создание мини- музея кукол в группе, изготовленных детьми, воспитателями и родителями.

Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются:

- представления о музее;

- проектно-исследовательские умения и навыки;

- умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

- активная жизненная позиция.

У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.

Отправной точкой для создания мини-музея русской народной тряпичной куклы стал разработанный в нашем детском саду педагогический проект «Куклы из бабушкиного сундучка». Музей открытого типа. Все экспонаты можно трогать руками, играть с ними, что дети с удовольствием и делают. Экспонаты для мини-музея изготовили сами дети, их родители и, конечно, мы – воспитатели. В музее регулярно проводятся экскурсии для других групп.

Музей тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.

Публикации по теме:

Консультация по приобщению дошкольников к народным традициям «Куклы из бабушкиного сундучка»Консультация по приобщению дошкольников к народным традициям «Куклы из бабушкиного сундучка» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает развитие у детей представлений о социокультурных.

Досуговое мероприятие для детей «Куклы из бабушкиного сундука» ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек. ЗАДАЧИ: 1. Знакомить детей с разнообразием видов русского прикладного.

Фотоотчёт. Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка»Фотоотчёт. Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка» Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, традициям и обычаям русского народа, истории народной.

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Игрушки из бабушкиного сундучка» Конспект открытого занятия с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. «Игрушки из бабушкиного сундучка». Цель: Приобщение.

Куклы из бабушкиного сундука. Мероприятие с мамами и девочкамиКуклы из бабушкиного сундука. Мероприятие с мамами и девочками Воспитатель и девочки в русских народных сарафанах, под звуки русской народной музыки заводят хоровод. У Петровых у ворот Вьется, вьется.

Занятие по образовательной области «Познание» «Куклы бабушкиного сундука» (подготовительная к школе группа) Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приоб-щения к истории русской культуры.

Проект «Кукла из бабушкиного сундука» для детей подготовительной группы детского сада Вид проекта:информационный. продолжительность:краткосрочный (неделя) участники проекта:дети подготовительной группы,воспитатель. образовательные.

Проект «Куклы из бабушкиного сундука» Актуальность: В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям,.

Конкурсно-игровая программа «Секреты бабушкиного сундучка» Конкурсно-игровая программа «Секреты из бабушкиного сундука» -Здравствуйте, судари и сударушки, добро пожаловать! У нас для каждого найдется.

«Староновогодняя история» из бабушкиного сундучка. Проза для взрослых«Староновогодняя история» из бабушкиного сундучка. Проза для взрослых Канун рождественского Сочельника Праздничные дни мелькали один за другим и вот, вопреки логике (ну разве может наступить Новый год перед.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Проект «Куклы из бабушкиного сундучка»
Опубликовано: 22 марта 2016 в 14:36
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультминутки для дошкольников
Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Бегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора ( Шагаем на месте) Гулять, гулять в луга: ( Прыжки на месте)...
Экологический мастер-класс из бросового материала «Аквариум с рыбками»
Предлагаю создать на участке оформление «Аквариум с рыбками». Для этого подойдут разноцветные полиэтиленовые пакеты, желательно, плотные и яркие. Рыбки...
Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей»
В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное действие....
Конспект НОД во второй младшей группе по ФЭМП «Зоопарк»
Непосредственно- образовательная деятельность во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений по теме «Зоопарк»....
Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы ДОУ...
Занятие по правилам дорожного движения для детей подготовителной группы ДОУ Тема: Профессия водитель Цели: дать представление о профессии водителя;...