Проект «Куклы из бабушкиного сундучка»

Елена Микулова
Проект «Куклы из бабушкиного сундучка»

Кто в детстве в куклы не играл,

Тот и счастья не видал.

(народная мудрость)

Пояснительная записка

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремления понять и познать историю, культуру своего народа, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.

Существуют множество форм работы по приобщению дошкольников к русской культуре. Одна из наиболее новых и, на наш взгляд, эффективных - это музейная педагогика. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре. Анализ работы группы подтвердил потребность воспитывать детей гражданами своего города, понимающими и любящими свой родной край.

Мини - музей «Куклы из бабушкиного сундучка» решает задачи социально - личностного и нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее куклы, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят с бытом и укладом жизни, с традициями русского и народа. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к народному творчеству.

Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно- действенное мышление.

Актуальность

В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Вот почему часто игрушка могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям. Поэтому в настоящее время тема работы является актуальной.

Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте - движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.

Порой поток информации поступает большой очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду - изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.

Программа дошкольного образования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. O.J1. Князева, М. Д. Маханева) содержит раздел «Введение в русскую традиционную культуру», предполагающий привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед нами, педагогами стоит задача - помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является традиционная игрушка.

Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры на примере народной традиционной куклы.

Задачи ;

Приобщать детей к общечеловеческим ценностям;

Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;

Воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;

Знакомить детей с особенностями народного быта;

Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда сверстников и взрослых;

Развивать доказательную речь, умение задавать вопросы описательного характера, обогащать словарный запас детей;

Активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память;

Формировать представление детей о взаимозависимости человека и природы, знакомить с отражением природных явлений в фольклоре;

Развивать мелкую моторику детей;

Проблема: Откуда к нам пришла кукла?

Вид проекта: Информационно-творческий.

Состав участников: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Срок реализации: краткосрочный, два месяца.

Привлечь внимание родителей к истории нашей страны при помощи в изготовлении кукол для музея, участии в совместных досугах, посиделках.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта) на основе изученных проблем выбрать с детьми тему для проекта, составить план- схему проекта, сбор, накопление материала, включение в план схему проекта образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности, домашние задания для само выполнения, открытые мероприятия.

Описание продукта, полученного в результате проекта создание мини-музея народной традиционной куклы «Кукла из бабушкиного сундучка»; совместные посиделки с родителями воспитанников с организацией мастер-класса по изготовлению народных кукол; проведение детьми старшей группы экскурсий для детей других групп ДОУ.

Интеграция образовательных областей вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

Образовательная область «Физическое развитие»

Содержание: Проведение народных подвижных игр на прогулке, занятиях физической культурой, досугах, праздниках. Пальчиковая гимнастика по темам; развитие мелкой моторики при изготовлении традиционной куклы : завязывание, скручивание, свертывание,

разглаживание, сборка бус и т. д. ;

Беседа на тему: «Как закалялись на Руси»; рассматривание иллюстраций «Русские богатыри».

Задачи:

Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

Формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.

Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.

Формировать представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках здорового образа жизни.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Содержание: Создание плаката «Как правильно пользоваться ножницами, иглой и другими острыми предметами».

Задачи:

Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Содержание: Рассматривание альбома «Народный костюм»; сбор пословиц и поговорок о семье, маме, отце, уважении взрослых, послушании. Изготовление кукол; сбор материала (в т. ч. природного) для дальнейшего изготовления кукол; беседа «Как я дома помогаю»; дидактическая игра «Профессии» (выбор орудий труда; шнуровка «Противоположности» (выбор орудий труда; беседа о труде взрослых на Руси. Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и времен года с использованием народных примет; Дидактические игры на классификацию предметов (мебель, посуда, предметы быта, продукты питания, предметы одежды) ; Игра «Рост и количество членов семьи», Д/и «Где куколка лежит» (ориентировка в пространстве, соотнесение модели и схемы) ; рассматривание иллюстраций о сборе урожая злаковых культур; д/и «Одень куклу»

Задачи:

Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать.

Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека.

Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними.

Образовательная область «Речевое развитие»

Содержание: Беседа «Встречаем гостей» (по правилам этикета) ; Экскурсия в музей (совместно с родителями) ; Составление творческих рассказов «Что мы видели в музее», «Как я помогаю дома»; составление загадок про времена года, праздники; проведение экскурсий детьми данной группы для детей ДОУ. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»; чтение стихотворений: о народных куклах, рукоделии, народных праздниках; заучивание стихотворения

М. А. Пожаровой «Тряпочная кукла»; заучивание потешек, песенок на тему быта русского народа.

Задачи:

Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;

развивать монологическую связную речь; формировать умение включать в рассказ знакомые пословицы, потешки, народные песенки.

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению читательских интересов.

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

Содержание: Изготовление несложных народных кукол в подарок; составление костюма будущей куклы из цветной бумаги; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; инсценировка потешек, песенок. Использование русских народных песен, попевок, закличек в играх, досуге, музыкальных концертах, в хороводных играх; знакомство с русским песенным фольклором, использованном в бытовых ситуациях и на праздниках.

Задачи:

Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность)

Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей культуре русского народа.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта сбор информации, обращение.

Итоговое мероприятие создание мини- музея кукол в группе, изготовленных детьми, воспитателями и родителями.

Создание мини-музеев в ДОУ актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире. Это также обогащает предметно-развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. У дошкольников формируются:

- представления о музее;

- проектно-исследовательские умения и навыки;

- умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

- активная жизненная позиция.

У детей развивается воображение, творческое и логическое мышление, а также происходит вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.

Отправной точкой для создания мини-музея русской народной тряпичной куклы стал разработанный в нашем детском саду педагогический проект «Куклы из бабушкиного сундучка». Музей открытого типа. Все экспонаты можно трогать руками, играть с ними, что дети с удовольствием и делают. Экспонаты для мини-музея изготовили сами дети, их родители и, конечно, мы – воспитатели. В музее регулярно проводятся экскурсии для других групп.

Музей тряпичных кукол помогает знакомить детей с народными традициями. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не обычная детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастера освоили искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях использования кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.

Публикации по теме:

Консультация по приобщению дошкольников к народным традициям «Куклы из бабушкиного сундучка»Консультация по приобщению дошкольников к народным традициям «Куклы из бабушкиного сундучка» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает развитие у детей представлений о социокультурных.

Досуговое мероприятие для детей «Куклы из бабушкиного сундука» ЦЕЛЬ: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек. ЗАДАЧИ: 1. Знакомить детей с разнообразием видов русского прикладного.

Фотоотчёт. Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка»Фотоотчёт. Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка» Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, традициям и обычаям русского народа, истории народной.

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Игрушки из бабушкиного сундучка» Конспект открытого занятия с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. «Игрушки из бабушкиного сундучка». Цель: Приобщение.

Куклы из бабушкиного сундука. Мероприятие с мамами и девочкамиКуклы из бабушкиного сундука. Мероприятие с мамами и девочками Воспитатель и девочки в русских народных сарафанах, под звуки русской народной музыки заводят хоровод. У Петровых у ворот Вьется, вьется.

Занятие по образовательной области «Познание» «Куклы бабушкиного сундука» (подготовительная к школе группа) Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приоб-щения к истории русской культуры.

Проект «Кукла из бабушкиного сундука» для детей подготовительной группы детского сада Вид проекта:информационный. продолжительность:краткосрочный (неделя) участники проекта:дети подготовительной группы,воспитатель. образовательные.

Проект «Куклы из бабушкиного сундука» Актуальность: В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям,.

Конкурсно-игровая программа «Секреты бабушкиного сундучка» Конкурсно-игровая программа «Секреты из бабушкиного сундука» -Здравствуйте, судари и сударушки, добро пожаловать! У нас для каждого найдется.

«Староновогодняя история» из бабушкиного сундучка. Проза для взрослых«Староновогодняя история» из бабушкиного сундучка. Проза для взрослых Канун рождественского Сочельника Праздничные дни мелькали один за другим и вот, вопреки логике (ну разве может наступить Новый год перед.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Проект «Куклы из бабушкиного сундучка»
Опубликовано: 22 марта 2016 в 14:36
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «День Нептуна»
В пучине остров есть прекрасный, Живет Нептун там своевластный, На колеснице мир подводный Он объезжает ночью звездной. Нептун, повелитель всех морей Нет...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с малой Родиной в старшей...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №3 СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Мастер-класс «Роспись по камню для оформления дизайна сада»
Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию роспись по камню, который я использую для...
Фотоотчет из фрагмента НОД по теме: Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка пить»
В фотоотчете представляю фрагменты познавательно- экспериментальной деятельности по теме: Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка пить» Так как птицу...
Квест — игра в старшей группе детского сада «Удержи канат».
Задачи: 1. Дать представление о зависимости здоровья от прогулки на свежем воздухе 2. Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно или...