Проект «Лейся песенка»

Елена Шашкова
Проект «Лейся песенка»

Актуальность проекта

Проблема работы с талантливыми детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. По мнению учёных, потенциальным талантом обладает каждый ребенок, но не каждый проявляет ее из-за совокупности воздействий среды и личностных особенностей. Поэтому, я считаю, что музыкальное образование дает большие возможности для развития детского таланта, ведь, чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к музыкальным видам деятельности, тем больше внимания будет уделено их развитию. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально способными детьми стала актуальной и значимой для меня. Исходя из важности названной проблемы, учитывая ее недостаточную разработанность в современной педагогике, я разработала индивидуальный проект «Лейся песенка», который ориентирован на поддержку и развитие талантливых детей, направлен на их личностное развитие и успешность.

Объект проектирования – педагогическое сопровождение музыкально талантливых детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проектирования - психолого-педагогические условия развития творческого потенциала музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: создание системы работы для раскрепощения личности воспитанников направленной на формирование вокально-певческих навыков и развитие артистических способностей.

Задачи:

формировать вокально-певческие навыки (правильность звукообразования; красота звуковедения; точность, внятность, певческой дикции; правильность дыхания; точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни);

способствовать развитию артистических способностей (выразительная мимика, жестикуляция, пластика);

побуждать к творческой самореализации;

развивать эмоциональную сферу ребенка.

Гипотеза: Организация педагогического сопровождения музыкально талантливых дошкольников будет способствовать реализации и развитию их творческого потенциала.

Вид проекта: творческий

Участники проекта: Воспитанники детского сада № 10 «Берёзка», педагоги и родители.

Срок реализации проекта: сентябрь 2013г – май 2015г. (2 года)

Основные направления в работе:

Диагностика – выявление талантливых детей.

Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала способных детей.

Развитие творческих способностей дошкольников.

Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

Теоретическое обоснование проекта.

Научно доказано, что одарённость и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, - одарённостью.

Для правильного подхода к ребёнку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, выяснить какая между ними связь и чем они отличаются.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. В основе развития способностей лежат задатки.

Задатки – некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Меня интересует сфера художественной деятельности, которая подразумевает способности к изобразительной деятельности и к музыке. Способный к музыке ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические фразы, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием подпевает, обладает хорошей музыкальной памятью и слухом.

На подготовительном этапе я исследовала психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, разработала план по реализации выявления детей с ярко выраженными способностями и программу «Лейся песенка» в которой представлена система работы по развитию певческих способностей.

На диагностическом этапе подобрала и разработала методы выявления музыкально талантливых детей и провела начальную диагностику

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

2. Диагностика чувства ритма

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т. е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

4. Диагностика чувства тембра

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

5. Диагностика динамического чувства

Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

6. Диагностика чувства музыкальной формы

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т. е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

На практическом этапе мною были созданы условия для развития детей с признаками музыкальной одарённости. В ходе реализации основной части проекта мною осуществляется работа с талантливыми детьми, согласно перспективному плану по два занятия в неделю. Занятие по развитию певческих способностей состоит из трёх частей

В начале занятия использую короткое вступительное слово, вношу яркие иллюстрации, объясняю непонятные слова, прослушиваю с детьми фрагменты произведений. Это помогает ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к песне, соответствующее настроение. Далее – объясняю, как надо сидеть и стоять во время пения, как правильно открывать рот. К этим требованиям приходится возвращаться каждое занятие, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.

В основной части занятия совершенствую работу над вокально-хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, исполнение песен в ансамбле). Для этого использую различные распевки. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. Работаю над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания – вредно, потому что в этот период дыхание у детей – поверхностное. Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На данном этапе обучения – используют только мягкую атаку. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для выразительной дикции использую комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, специальные приемы и упражнения на изменение скорости речи. Много усилий требует работа над развитием чистоты интонирования. Дети учатся петь без музыкального сопровождения и слышать в хоре не только свой голос, но и голоса других детей. Для закрепления песенного материала предлагаю петь соло, тройками, по рядам, под фонограмму, под металлофон.

Затем приступаю к разучиванию песни. Показываю, как можно пропеть тот или иной музыкальный фрагмент. Во время разучивания темп беру более медленный, чтобы дети успевали пропеть. Когда встречаются трудные мелодические обороты или скачки, прорабатываю их в виде распевок до разучивания песни. Если в песне есть запев и припев, то начинаю с припева, так как детям его легче запомнить. Для активизации процесса запоминания вношу красочный иллюстративный материал, схемы – модели песен, слайд – презентации, раскрывающие ее характер, если позволяет содержание, инсценируем песню. Варианты исполнения могут быть разными, но повторение песен вместе с воспитателем на праздниках и в повседневной жизни, способствуют закреплению их в памяти детей. В конце разучивания песни провожу развивающую игру, которая направлена на приобщение детей к активной творческой деятельности (импровизацию на эмоционально – образную ситуацию). Заканчиваю занятие музыкальной игрой. Использование игры позволяет сделать процесс обучения пению и развитию певческих способностей у талантливых детей не только доступным, интересным и увлекательным, но и развить музыкальный слух, память, ритм.

Мои наблюдения показали, что у дошкольников, занимающихся в кружке постепенно усваиваются вокально-хоровые навыки, которые постепенно усложняются, совершенствуется мелодический вкус. Дети знакомятся с элементами музыкальной грамоты, сообщают некоторые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения, о форме произведения. Выстроенная мною система работы позволяет воспитанникам совершенствоваться в музыкальном развитии. И мне очень хочется верить, что я своей работой, своим отношением помогаю детям любить песню во всех ее проявлениях. Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть».

Публикации по теме:

«Работа кружка «Детсадовские умельцы» (из опыта работы) «Красота спасет мир». В этих словах заключена великая правда, ибо самое красивое в нашем мире - Человек и, научившись видеть, беречь и.

Творческий и познавательный проект «Слава армии родной» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Тема проекта: «Слава армии родной» Возраст детей: 5-7 лет Тип проекта: творческий, познавательный Вид проекта: краткосрочный Проблема: отсутствие.

Автор публикации:
Проект «Лейся песенка»
Опубликовано: 5 марта 2014 в 21:54
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...