Лучший педагог года

Проект «Ловкие пальчики»

Светлана Кликич
Проект «Ловкие пальчики»

Проект «Ловкие пальчики»

Руководитель проекта - учитель-логопед МБДОУ №78 «Ивушка» Кликич Светлана Валентиновна

Тип проекта: практико-ориентированный

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-7лет)

Участники проекта: дети, педагоги, родители

Форма реализации: совместная деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители.

Актуальность

Публикация «Проект „Ловкие пальчики“» размещена в разделах

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Дети должны научиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность.

Проблема

Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Практическая значимость определена в 3-ёх аспектах:

1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

2. Совместная творческая деятельность с родителями поможет в развитии способностей ребенка, в формировании его ценных жизненных ориентаций

3. Систематизированный информационно-методический материал по развитию тонких координированных движений рук, зрительно–пространственного восприятия, памяти, мышления пополнит методическую копилку МБДОУ.

Цель

Развитие графических навыков за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

Задачи

Развитие двигательных и познавательных способностей реализуется через развитие:

1. Двигательной области коры головного мозга:

- умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

- формирование зрительно-моторной координации.

2. Речевой области коры головного мозга:

- формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.

3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

4. Пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.

5. Формирование навыков учебной деятельности:

- умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

- умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Предполагаемый результат

Ребенок

- Знает способы изображения предметов на бумаге;

- различные техники штриховки.

- Умеет расслаблять и напрягать мышцы руки;

- координировать движения пальцев и кистей рук;

- концентрировать внимание, зрительную память, самоконтроль;

- выполнять различные виды штриховки и графических диктантов;

- использовать полученные умения и навыки в жизни.

Родители

- Понимают значимость тренировки у ребёнка движений пальцев и кистей рук для последующего успешного овладения письмом.

- Владеют необходимыми умениями и навыками для формирования графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста.

Педагоги

- Повышение компетентности в современных здоровьесберегающих технологиях

Психолого-педагогические основы

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. М. И. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л. В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Пути и средства реализации проекта

Реализация данного проекта осуществляется через индивидуальную и совместную деятельность педагогов и детей, создание творческих групп (совместно с родителями). Время занятия как в специально организованной так и в свободной деятельности детей в дошкольном учреждении и дома.

Формирование у ребенка графического навыка происходит с помощью системы специальных упражнений. Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму является развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности письма.

Для развития графического навыка используем:

- рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

- рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

- выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок;

- графические диктанты.

Направления работы с детьми: игровая, продуктивная, познавательная, коммуникативная деятельность.

Направления работы с родителями: консультации, практикумы, мастер-классы, совместная работа по реализации проекта.

Направления работы с педагогами: проведение совместных мероприятий, внедрение здоровьесберегающих технологий в разные виды деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (май, сентябрь)

Задачи: создание условий и разработка системы работы для развития графических навыков детей

Содержание работы.

1. Осуществление теоретического осмысления проблемы.

2. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.

3. Формулирование исходных позиций исследования на основании изучения существующих теорий, разработка понятийного аппарата.

4. Определение цели и задач.

5. Разработка системы работы по развитию графомоторных навыков у детей.

6. Разработка перспективного плана работы совместной деятельности в режиме дня.

7. Подбор и систематизация тестов, заданий, игр, бесед, сценариев и т. д.

8. Организация выставочного уголка творческих работ.

9. Разработка консультаций для родителей.

2. Диагностический (сентябрь)

Задачи: определение уровня графомоторного развития детей на начало проекта

Содержание работы.

1. Выявление уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей.

2. Оценка уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям «Познание» (раздел конструирование, «Труд» (раздел ручной труд, «Художественное творчество» (раздел лепка, аппликация, рисование) наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.

3. Анкетирование родителей с целью выявления творческого интереса

3. Практический (сентябрь-апрель)

Задачи: приобретение практических навыков и умений в ходе регулярной практической деятельности. Развитие детской фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

Содержание работы.

1. Реализация планов совместной деятельности в режиме дня по проекту «Ловкие пальчики» с детьми старшей и подготовительной группы.

2. Составление сборника заданий для детей, бесед, познавательных игр.

3. Разработка образцов продуктивной деятельности для работы с детьми.

4. Разработка консультативного материала, для родителей.

5. Организация выставок продуктивной деятельности детей и родителей групп.

6. Организация для родителей практико-ориентированных занятий в целях заинтересованности к совместной продуктивной деятельности с детьми

4. Обобщающий (апрель – май)

Задачи: систематизация информационно-методического материала по развитию тонких координированных движений рук, зрительно–пространственного восприятия, памяти, мышления.

Содержание работы.

1. Подведение итогов работы в рамках совместной деятельности с детьми и родителями по проекту «Ловкие пальчики».

2. Анализ эффективности системы работы с детьми по развитию графомоторных навыков

3. Разработка методических рекомендаций.

4. Подготовка презентационного буклета, фотоальбомов, отражающих содержание работы с детьми.

5. Систематизация заданий продуктивной деятельности по развитию графомоторики.

6. Разработка и подборка материала для изготовления совместных работ детей и родителей.

7. Обобщение опыта работы, составление методических рекомендаций. Формулирование выводов, оформление результатов.

5. Презентативный (май)

Задачи: Обмен педагогическим опытом в рамках образовательного учреждения. Размещение опыта на официальном сайте ДОУ http://ds78.detkin-club.ru

Содержание работы

1. Презентация системы работы с детьми по развитию графомоторных навыков.

2. Разработка и проведение мастер-класса «Развитие графомоторных навыков один из главных аспектов подготовки детей к школе» для воспитателей групп старшего дошкольного возраста ДОУ.

3. Фотоматериалы результативности проектной деятельности.

Критерии результативности

Для определения уровня графомоторного развития детей до начала проекта и определения влияния проекта «Ловкие пальчики» на уровень освоения данной темы, за основу беру критерии оценки формирования мелкой моторики руки С. Е. Большаковой; экспресс-диагностику в детском саду Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко

Критериями оценки являются: тесты на развитие графических навыков, творческие работы детей, самоанализ своих работ и работ других детей, участие в проводимых выставках.

Репрезентативность внедрения педагогического опыта

Педагогический опыт воспроизводится в рамках образовательного учреждения и реализуется в интеграции с родителями, воспитателями и специалистами дошкольного учреждения. Опыт работы представлен на педагогических совещаниях, семинарах, открытых мероприятиях дошкольного образовательного учреждения. Материалы проекта помещены на официальный сайт ДОУ http://ds78.detkin-club.ru

Перспектива

Дальнейшее развитие проекта заключается:

- трансляция опыта работы по данному направлению педагогическому сообществу: в форме методических публикаций, представления опыта на интернет – сайтах педагогических идей, участия в конкурсах и фестивалях различного уровня;

- пополнение проекта новыми игровыми упражнениями, разработками, мини-проектами для детей младшего и среднего возраста;

- реализация проекта в работе с воспитанниками последующих наборов.

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Покормите птиц зимой» Продолжительность проекта: месяц Тип проекта: информационно – практико-ориентированный Участники проекта: педагоги, инструктор по физкультуре,.

Проект «Грамоте учиться — всегда пригодится» Информационная карта проекта 1. Полное название проекта: «Грамоте учиться – всегда пригодиться». 2. Автор проекта: учитель-логопед Янишевская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ловкие пальчики»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 13:31
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД