Получи документы

Проект «Любим мы трудиться, не хотим лениться!» с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР

Людмила Боброва
Проект «Любим мы трудиться, не хотим лениться!» с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР

Сведения о проекте

Название проекта «Любим мы трудиться, не хотим лениться»

Тема Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Участники Дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта Сентябрь 2014 – март 2015 гг.

Продукт проекта : фотогазета «Судят не по словам, а по делам!»;

альбома с семейными рисунками на тему «Дело мастера боится»;

материал для заочного консультирования родителей (консультации, памятки и др);

Публикация «Проект „Любим мы трудиться, не хотим лениться!“ с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР» размещена в разделах

изготовление стенда «Уголок дежурства»

Актуальность:

Актуальность проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Законе «Об образовании» Российской Федерации, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и других нормативно-правовых документах страны. В них указано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью. Так, например, содержание образовательной области «Социально-коммукативное развитие» в ФГОС ДО предусматривает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. При этом обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности : любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия не выдвигается. Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников и от педагогов, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.

Проблема для детей: Нужно ли человеку трудиться?

Проблема для педагогов: Как научить детей в процессе трудовой деятельности ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели, научить ребенка планировать свою деятельность

Цель проекта :

формировать у воспитанников желание трудиться, а у родителей – желание приобщать детей к посильному труду.

Задачи проекта :

сформировать у детей представление о значимости труда в жизни каждого человека;

познакомить детей с разнообразием профессий;

вызвать интерес к труду;

воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к окружающим.

Предполагаемые результаты:

у воспитанников группы проявится устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду;

произойдет осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников.

у детей накопятся разнообразные знания и умения о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда;

сформируется умение планировать свою деятельность, отбирать необходимый материал для работы;

произойдет закрепление навыков совместной деятельности и взаимопомощи.

установятся дружеские контакты, взаимопонимание между участниками процесса Этапы работы над проектом :

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

Практический – реализация проекта.

Заключительный – подведение результатов, презентация работы над проектом

Распределение деятельности по этапам проекта :

Методическое обеспечение:

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. – М. Просвещение, 1983.

Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Просвещение, 1989.

Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1991.

Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 276с.

Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. ; Под ред. С. А. Козловой. — М. : Издательский центр «Академия», 2002.

Выводы и результативность:

В самом начале своей работы я провела анкетирование родителей по проблеме воспитания трудолюбия детей в семье. Анализ полученных данных показал, что исходный уровень воспитания трудолюбия в семье низкий. Многие дети не имеют трудовых обязанностей в семье, это связано: с отсутствием времени у родителей: долго ждать – сама сделаю, вырастит – наработается. Для реализации данного проекта необходима была помощь родителей. Провела беседу с родителями и предложила поддержать наш проект «Любим мы трудиться, не хотим лениться

Для того, чтобы заинтересовать их была сделана яркая выставка литературы, оформлены папки – передвижки по теме. Цель работы с родителями – убедить родителей в важнейшем значении трудового воспитания для формирования нравственно- волевых качеств личности ребенка, помочь им осмыслить психологическую и практическую роль трудовой деятельности детей в их подготовке к школе. Родители откликнулись и заинтересовались нашим проектом, поэтому далее приобрели художественную литературу по теме проекта, нашли подходящие иллюстраций, помогли в изготовлении альбома «Дело мастера боится».

Чтобы определить уровень знаний и умении детей по трудовому воспитанию была проведена первоначальная диагностика. Диагностика уровня развития трудолюбия детей старшего дошкольного возраста осуществлялась по следующим параметрам:

- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;

- готовность доводить начатое дело до конца;

- проявление эмоциально-положительного отношения к труду;

-адекватная оценка результатов деятельности;

- аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда.

Диагностическое исследование проводилась при организации деятельности по разделу «Труд в природе», «Хозяйственно-бытовой труд», «Ручной труд», «Организация дежурства». По результатам мониторинга были выявлены следующие знания и умения детей: Средний уровень развития – 60% детей. Это дети, у которых не всегда получается довести начатое дело до конца. Преобладают позитивные эмоции в процессе труда, но негативные тоже иногда присутствуют.

Низкий уровень развития у– 40% детей. Высокий уровень-0 детей. Дети неохотно приступают к трудовой деятельности, стараются избежать её, не сформирована потребность трудиться. Проанализировав полученные данные, я пришла к выводу, что данное положение отрицательно сказывается на личностном, социальном развитии детей дошкольного возраста. Поэтому, с целью развития трудолюбия дошкольников в данной группе была организована проектная деятельность.

Реализация проекта осуществляется через цикл познавательных занятий с детьми («Служба быта», «Наведём порядок в группе» «Коллективный труд по уходу за комнатными растениями» и т. д., взаимодействие со специалистами, обогащение развивающей среды группы. Итак, для занятий каким – либо видом труда, прежде нужен начальный интерес. Для этого мы провели беседы с детьми на тему «Трудовые поручения», «Дежурство в детском саду»

Работа над лексической темой «Детский сад. Профессии».

Экскурсия на тему «Наш детский сад» (знакомство с профессиями сотрудников ДОУ и местом их работы)

В течение учебного года использовались различные формы хозяйственно-бытового труда :

мытье кукольной посуды;

стирка и глажка кукольного белья;

обтирание стульчиков;

мытье игрушек;

наведение порядка в игровой комнате;

обтирание строительного материала;

уборка листьев на участке;

расчистка дорожек от снега;

стирка тряпочек для изобразительной деятельности и др.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде сочетаются умственные и волевые усилия.

Дети нашей группы

поливали и рыхлили комнатные растения;

выращивали лук; выращивали цветочную рассаду;

кормили птиц;

Для достижения высокого результата, необходимо было включение каждого ребенка в практическую деятельность. Поэтому следующим шагом стала организация ручного труда в виде занятий аппликацией с использованием квилинга. Здесь дети смогли познакомиться с нетрадиционным методом квилинга, овладеть умениями самостоятельно придумывать и составлять узоры из бумаги, развивая творческий потенциал. Сопоставлять разные по расцветке полоски бумаги, находить наиболее удачный и гармоничный вариант, что способствовало развитию вкуса детей при составлении узоров.

Кроме этого, в свободной деятельности мы проводили дидактические и подвижные игры, играли в музыкально – коммуникативные игры, читали сказки, прослушивали песни, заучивали стихи, загадывали загадки о труде, профессиях и орудии труда. Тем самым способствовали развитию у детей стремления к трудовому воспитанию.

При организации ручного труда в группе, мы учитывали соответствие его содержания возможностям детей. Труд должен быть не только интересным для них, но и приводить к результату, имеющему практическое значение, также позволять достичь результата без переутомления, не оказывать отрицательное влияние на двигательный режим (во время занятий проводили физминутки, гимнастику, самомассаж, на организацию других видов деятельности (игр, занятий по интересам). Для проверки эффективности проведенной мною работы в конце проекта была проведена повторная диагностика по тем же направлениям, что и в начале. Результаты повторной диагностики показали, что в группе произошли значительные изменения в данных. Так, например, количественный анализ данных развития трудовых навыков и трудолюбия в уходе за растениями показал увеличение высокого уровня развития до 45%, среднего до 55%, низкого уровня 0% детей. Такие же изменения произошли и по всем исследуемым направлениям, а так же и общего уровня развития трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. Качественный анализ полученных данных позволяет нам сделать вывод, что дети данной группы умеют трудиться, а главное у них на достаточном уровне развито желание трудиться, то есть такое качество личности как трудолюбие. Регулярное участие в трудовой деятельности (дежурство по столовой, дежурство в уголке природы) повышают общее развитие детей, придает им уверенность в своих силах, по существу меняет положение ребенка в среде сверстников и его взаимоотношение с окружающими взрослыми. У детей появляются простейшие формы сотрудничества : помощь сверстнику и взаимопомощь, участие в труде взрослых.

Своими успехами мы делились с родителями, делая выставки творческих работ. Вдохновившись творчеством детей, родители тоже приняли участие в создании альбома «Дело мастера боится» и оформлении фотогазеты «Судят не по словам, а по делам!» вместе с детьми.

Публикации по теме:

Проект для группы компенсирующей направленности «Дикие и домашние животные» Проект для группы компенсирующей направленности "Дикие и Домашние животные"                                                            .

Фото-отчёт «Мы любим трудиться!»Фото-отчёт «Мы любим трудиться!» Необходимость трудового воспитания детей в дошкольном возрасте давно доказано педагогами и психологами. Именно с раннего детства необходимо.

Конспект логопедического занятия «Многозначные слова» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Солнышко» Конспект логопедического занятия.

Конспект занятия по речевому развитию в группе компенсирующей направленности с детьми старшего возраста Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков героев. Задачи: познакомить детей со сказкой В. Г. Сутеева.

Проект для группы компенсирующей направленности «До свидания, детский сад» Матрица проекта 1 Название проекта "До свидания, детский сад" 2 Тема проекта Скоро в школу 3 Проблемное поле проекта Выпускной – это.

Проект для группы компенсирующей направленности «Зоопарк» Матрица проекта 1 Название проекта «Прогулки по зоопарку» 2 Тема проекта «Здравствуйте, необычные животные!» 3 Проблемное поле проекта.

Проект с детьми подготовительной к школе группы «Трудиться всегда пригодится» Пояснительная записка: Главная цель трудового воспитания детей – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности.

Проект с родителями «День Матери» в средней группе компенсирующей направленности Материнские руки - воплощение нежности. Виктор Мари Гюго. Притчи о матери Мама Мама За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:.

Психологической досуг с детьми группы компенсирующей направленности (ЗПР) «В царстве Нептуна»Психологической досуг с детьми группы компенсирующей направленности (ЗПР) «В царстве Нептуна» Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Задачи: 1. Формирование положительного эмоционального настроя, сплочения группы.

Конспект открытого занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности IV вида Тема: Грибы в Чувашии (вид образовательной деятельности – познавательно - исследовательская) Цель: расширять чувственный опыт детей в формировании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Любим мы трудиться, не хотим лениться!» с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР
Опубликовано: 25 ноября 2016 в 12:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД