МААМ-картинки

Познавательно-исследовательский проект «Люблю березку русскую»

Прошутинская Татьяна
Познавательно-исследовательский проект «Люблю березку русскую»

Эколого-краеведческий проект

для дошкольников «Люблю березку русскую»

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта : с 26.03.2014г. по 26.04.2014г.

Предмет исследования: берёза.

По количеству участников: групповой (старшая логопедическая группа)

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Люблю березку русскую“» размещена в разделах

Березка белая, березка чистая,

Всегда веселая, всегда лучистая.

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету всё улыбается.

Станислав Брандис

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

В рамках работы в этом направлении в старшей логопедической группе МБДОУ ДСКВ №7 «Сказка» создан проект по теме : «Люблю берёзку русскую». Понимая всю важность как познавательного, так и патриотического воспитания детей дошкольного возраста, было решено остановиться на выборе проекта о березе – символе нашей родины с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе, привлечения знаний не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков в практической жизни.

Участники проекта :

-дети,

-педагоги,

-родители.

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Цель проекта : формирование экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе, воспитание патриотических чувств, повышение родительской компетентности.

Задачи:

1. Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.

2. Развивать у детей познавательный интерес, мышление, творческое воображение и коммуникативные навыки, желание наблюдать, исследовать, расширять кругозор на основе доступного материала.

3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

4. Активно привлекать родителей.

Формы реализации проекта :

- познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;

- экскурсии;

- целевые прогулки;

- труд на участке ДОУ;

- изготовление поделок из природного материала;

- фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация);

- праздник;

- изготовление стенда;

- работа с родителями.

Принципы реализации проекта :

- систематичности,

- постепенности,

- доступности,

- учета возрастного развития,

- чередования нагрузки,

- наглядности,

- индивидуальности,

- сознательности и активности.

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Материально - технический ресурс:

- приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в группе детского сада, на улице.

2. Информационный ресурс:

- подбор методической и познавательной литературы по теме

Беспалов Ю. А. Зыкина – легенда века. М. : 2011.

Брем А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия. М. : Эксмо, 2005.

Данилков Н. Дерево жизни. Все о целебных свойствах березы.

Данкова Р. А. Стихи русских поэтов. М. : Олма Медиа Групп, 2013.

- сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к дереву - берёзе.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Реализация проекта :

Подготовительный этап:

Сроки проведения – с 26.03.2014 по 31.03.2014г.

Цель: обеспечить условия для успешной реализации проекта.

Ответственные: педагоги, родители.

1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: Чем деревья отличаются от других растений? Какие деревья вы знаете? Деревья - живые? Почему вы так считаете? Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются? Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются? Кто сажает деревья? Для чего? Как называют лес, в котором растут одни берёзы? Где деревьям лучше - в лесу или в населённом пункте? Как можно определить возраст берёзы? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть? Почему так много берёз в России? Все ли берёзы одинаковые?

2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Берёза строить и жить помогает», «Спасём берёзку русскую, «Какие ассоциации вызывает слово береза, «Почему береза называется березой

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, физкульт-минуток примет, пословиц, поговорок.

Практический этап:

Сроки проведения – с 01.04.2014 по 14.04.2014г.

Цель: выполнить задачи проекта.

Ответственные: дети, педагоги, родители.

Работа с детьми:

Образовательная область

«Познание» :

1. Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса).

2. Д/ и: «Бусы для берёзы», «Найди листок березы», «Закончи фразу», «С кем дружит береза, «Что сначала, что потом?», «Что сделано из берёзы?», «Для чего это нужно?», «Семья слов», «Вырасти дерево», «Найди лишнее».

3. Выбор берёзки на территории детского сада.

4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

5. Исследование бересты под лупой.

6 Оформление «Паспорта березы» : имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия окружающей среды…».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

1. Чтение: К. Паустовского «Пода-рок»»; Берёзка» Л. И. Горошкина; «Росла Берёзка у дороги на Силач…» В. А. Злоказова; «Секреты горы Трех Братьев» В. А. Трусов; «Ода берёзе» Н. И. Птухина; «Берёзка, голову склоня…» Л. М. Смирнова; «Песнь берёзе» Л. Н. Сурнина; и т. д.

2. Чтение пословиц, поговорок, примет, загадок о берёзе, легенд, мифов, сказок.

3. Заучивание стихов о березе : П. Воронько «Береза», С. Есенин «Бе-лая береза», А. Прокофьев «Берёзка».

Образовательная область

«Физическая культура»

1. Физкульт-минутка «Березонька».

2. Подвижные игры: «Беги к берёзе», «Кто больше соберет грибов подберёзовиков?», «Кто быстрее заготовит берёзовые дрова на зиму?», «Кто быстрее соберет березовые почки, «Кто лучше парится берёзовым веником?», «Найди берёзовый листок», «Венок», «Заинька», «Колечко», «Нос».

Образовательная область

«Художественное творчество» :

1. Мастер-класс: Кукла «Берестушка»).

3. Рисование: «Белая береза»

4. Аппликация «Белоствольная красавица».

5. Оформление уголка «Береза – символ России».

6. Рассматривание репродукций кар-тин на ИКТ: «Левитан И. Берёзовая роща. 1885-1889», «Куинджи А. Берёзовая роща. 1901.», «Шишкин И. Берёзовая роща», «Звонарёв Ф. Берёзовый лес» и т. д.

Образовательная область

«Коммуникация»

1. Беседа: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает".

2. Проведение совместного

праздника с родителями

«Люблю березку русскую».

3. Мини-сценки «На приёме у врача», «Жар-птица и берёза».

Образовательная область

«Музыка»

1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.

2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.

3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко

4. Пение с сопровождением р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”.

Образовательная область

«Труд»

1. Акция «Окопать березки в детском саду». Работа с родителями:

1. Изготовление буклета «Сохраним русскую березку

2. Помощь в оформлении:

«Паспорта березы», макета в группе «Белоствольная красавица по временам года» (бисероплетение);

2. Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке».

4. Оформление стенда для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство», «Люблю берёзку русскую».

5. Акция «Окопать березки в детском саду».

Заключительный этап:

Сроки проведения – с 15.04.2014 по 26.04.2014г.

Цель: выявить уровень успешности реализации проекта, наметить перспективы дальнейшей деятельности.

Ответственные: дети, педагоги, родители.

1. Оформление стенда «Люблю березку русскую», «Березовое царство - лучшее лекарство».

2. Организация конкурса рисунков с изображением березы.

3. Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу».

4. Конкурс «Читаем стихи о березке».

5. Организация совместного праздника с родителями «Люблю березку рус-скую».

6. Экскурсия к берёзовой аллее в детском саду «Встреча с русской красавицей», в музей «Изделия из бересты».

Результат:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали березу, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный эколого-краеведческий проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, воспитанию эстетических и патриотических чувств, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос: «Почему необходимо бережно относиться к березке.

Публикации по теме:

Неделя пожарной безопасности в детском садуНеделя пожарной безопасности в детском саду ПРОЕКТ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Усть-Илимск 2014 г. ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ,ГРУППОВОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:.

Перспективный план работы музыкального руководителя на летний оздоровительный период 2014 года Цель: Сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Задачи: - создание у детей атмосферы радости; - формирование положительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Люблю березку русскую»
Опубликовано: 18 января 2015 в 19:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД