Папки-передвижки

Проект «Мальчики и девочки-два разных мира»

Светлана Медведева
Проект «Мальчики и девочки-два разных мира»

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнушка»

Утверждаю заведующая МБДОУ

«Детский сад «Алёнушка»

Полетаева Е. В. ___

Приказ № ___

От «__» августа 2015 г.

Долгосрочный проект «Мальчики и девочки – два разных мира игры» в средней группе «Теремок»

Составитель: Медведева С. И.

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Алёнушка»

Ромоданово 2015 – 2016 г. г.

Проект «Мальчики и девочки – два разных мира»

Раздел 1. Паспорт проекта

Публикация «Проект „Мальчики и девочки-два разных мира“» размещена в разделах

1. Название проекта Мальчики и девочки – два разных мира

2. Автор проекта, должность Медведева С. И., воспитатель, 1 кв. категория, МБДОУ «Детский сад «Алёнушка»

3. Сроки осуществления проекта Сентябрь 2015 г. - май 2016 г.

4. Участники проекта Дети и воспитатели средней группы,

родители детей

5. Тип проекта Педагогический

6. Цель проекта Обогащение и развитие содержания сюжетно-ролевых игр детей среднего возраста, отражающих формирование полоролевых моделей поведения

7. Задачи проекта 1. Систематизировать работу с детьми, направленную на обогащение их представлений о профессиях и увлечениях мужчин и женщин

2. Обеспечить педагогическое руководство развитием игровых умений мальчиков и девочек

3. Выстроить взаимодействие педагогов и родителей воспитанников для реализации цели проекта

8. Краткое описание проекта Проект предусматривает педагогическое руководство развитием игровой деятельности мальчиков и девочек, взаимодействуя с родителями воспитанников.

Раздел 2. Содержание проекта

2.1. Актуальность

Мы работаем по программе «Истоки», которая ориентирует нас на рациональную организацию жизнедеятельности детей в детском саду, предполагающую удовлетворение потребностей ребенка в игре, движениях, познании и в обучении.

В основе всей программы лежит игра, так как авторский коллектив считает, что преобладание игровой деятельности в течение всего дня поможет создать в дошкольном учреждении атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей.

В рамках опытной педагогической деятельности мы создали модель оздоровительного режима, в котором нашли место для детской игры.

Разработали циклограмму игровой деятельности, где определено место для сюжетно-ролевой игры.

В каждом возрастном периоде в игре решаются особые задачи, связанные с возможностями детей. Игра детей пятого года жизни обеспечивает условия для создания у ребенка положительного эмоционального состояния. В этом возрасте у детей появляется способность самостоятельно занять себя игрой. В этот период интенсивно развивается в игре воображение, внимание, произвольное поведение, происходит усвоение представлений об отношениях между людьми.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).

Известные психологи А. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что дошкольника привлекает в основном сфера социальной жизни. Сердцем игры является роль. Занимая ее ребенок действует и общается, как взрослые люди. Д. Б. Эльконин считает, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом, действовать, как они.

Многими педагогами и психологами подчеркивается то, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать с раннего детства. Полоролевые модели поведения детей успешно формируются в сюжетно-ролевых играх. А поскольку эти модели различны у мальчиков и девочек, то и игры их существенно отличаются.

Мальчики и девочки, имея разницу в формировании и протекании психофизиологических процессов по разному усваивают и присваивают социальный опыт, по разному познают мир человеческих взаимоотношений, по разному в него входят.

Первый опыт социальных отношений познается в игре. Все игры детей связаны с миром взрослых. Взрослые, знакомя малыша с разными способами игровых действий, уже ориентируют ребенка на игры, характерные для мальчиков или для девочек.

Мы видим какие игрушки обычно получают в подарок наши дети. Мальчикам достаются машинки, солдаты, роботы и самолеты. Девочкам – куклы, кукольная утварь, мягкие игрушки, сумочки. И возникшая игра мальчика отличается от игры девочки.

Девочки с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры на семейно-бытовую тематику, мальчики охотнее всего играют в игры со строительным материалом и берут на себя второстепенные роли, или переводят сюжетно-ролевую игру в подвижную.

2.2. Постановка проблемы

При наблюдениях за игровой деятельностью девочек и мальчиков нами было установлено, что их игры в большинстве случаев отличаются бедностью сюжетов, однообразием игровых действий. Анализ предметно-развивающей среды показал, что очень мало атрибутов для сюжетно-ролевых игр мальчиков.

Таким образом, нами была выявлена проблема: диапазон тем и содержания сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек 5-го года жизни однообразен. Анализ ситуации позволил выявить причины:

- низкий уровень представлений детей о профессиях мужчин и женщин;

- отсутствует система в руководстве развитием игровых навыков мальчиков и девочек;

2.3. Исходя из этого, мы определили цель нашей проектной деятельности : обогащение и развитие содержания сюжетно-ролевых игр детей среднего возраста, отражающих формирование полоролевых моделей.

2.4. Задачи:

Систематизировать работу, направленную на обогащение опыта детей представлениями о профессиях и увлечениях мужчин и женщин.

1. Обеспечить педагогическое руководство развитием игровых умений мальчиков и девочек.

2. Выстроить взаимодействие педагогов и родителей воспитанников для реализации цели проекта.

2.5. Объект исследования: развитие сюжетно-ролевой игры детей пятого года жизни.

2.6. Предмет: работа педагога, направленная на процесс развития игровых умений девочек и мальчиков в сюжетно-ролевых играх

2.7. Гипотеза: предполагаем, что обогащение и развитие содержания сюжетно-ролевых игр детей пятого года жизни, отражающих формирование полоролевых моделей поведения, возможно при реализации следующих условий:

- учет индивидуальных (половых) и возрастных особенностей детей;

- компетентное педагогическое руководство развитием игровых умений детей;

- сотрудничество педагогов и родителей воспитанников.

2.8 Стратегия и механизм реализации проекта

1 этап - подготовительный

Цель Задачи Содержание

работы Исполнители Сроки Форма предоставленного результата

Определение цели и задач педагогического проекта 1. Выявить умения детей среднего возраста в сюжетно-ролевой игре

2. Выявить игровой опыт ребенка в домашних условиях

3. Проанализировать педагогическое руководство развитием игровых умений детей

4. Формулировка целей и задач проекта Диагностика развития сюжетно-ролевой игры

Анкетирование родителей

Самоанализ

Написание педагогического проекта Воспитатель

Воспитатель

Родители

Воспитатель Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Сентябрь

Октябрь Результаты диагностики

Анализ анкет.

Создание тематического альбома «Так я играю дома»

Презентация проекта на педсовете ДОУ

2 этап – проектировочно-внедренческий

Цель Задачи Содержание

работы Исполнители Сроки Форма предоставленного результата

Апробация форм и методов работы с детьми и родителями 1. Систематизировать работу с детьми, направленную на обогащение их представлений о профессиях и увлечениях мужчин и женщин

2. Познакомить с проектом родителей

3. Обеспечить педагогическое руководство развитием игровых умений мальчиков и девочек :

• Расширить диапозон игровых ролей, подводить детей к отражению сюжета из 3-4 смысловых эпизодов

• Развивать игровое взаимодейст-вие

• Стимулировать к созданию игровой обстановки, соответствующей сюжету игры

4. Выстроить взаимодействие педагогов и родителей воспитанников для реализации цели проекта Беседы с детьми о профессиях мужчин и женщин

Создание тематических альбомов «Мужские профессии», «Женские профессии», «Интересные увлечения», «Настоящие мужчины»

Рассматривание иллюстраций в книгах

Дид/игра «Кому, что нужно для работы»

Чтение и обсуждение худож. литературы «Кем быть» В. Маяковский, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, Е. Благинина «Аленушка», А. Барто «Машенька»

Проигрывание эпизодов

художественных произведений,

реальных ситуаций

Рассказы воспитателя о своих играх в детстве.

Внесение игровых атрибутов.

Рассматривание тематических альбомов

«Встреча с интересным человеком»/пожарный, водитель, медсестра, парикмахер/

Экскурсия в магазин, парикмахерскую

Встречи родителей с детьми

«А мы играли так…»

Участие воспитателя в играх детей в главных, второстепенных ролях.

Оформление фотоальбомов «Игры мальчиков», «Игры девочек»

Демонстрация взрослым вариантов поведения в одной и той же роли

Самостоятельные игры с детьми старшего дошкольного возраста

Создание игрового пространства для совместных игр мальчиков и девочек

Участие воспитателя и мл. восп-ля в играх детей

«Замыкание» на основном персонаже всех участников игры

Обогащение развивающей среды предметами-заместителями, неоформленным материалом для игр мальчиков и девочек.

Рассказы взрослых из личного опыта

Участие воспитателя и мл. восп-ля в игре

Консультирование родителей через разные формы :

индивидуальные, групповые беседы, папки-передвижки.

Вечерний факультатив «А мы играли так…»

Организация библиотеки «Игра и дети»

Родительская встреча «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии мальчиков и девочек»

Работа с портфолио ребенка

Привлечение к обогащению предметно-развивающей среды

Анкетирование родителей «Игры ребенка в семье» Воспитатель

Родители

Воспитатель

Родители

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Дети

Родители

Воспитатель

Родители

Дети

Воспитатель

Родители

Воспитатель

Мл. воспитатель

Воспитатель

Родители

Воспитатель

Родители

Дети

Воспитатель

Мл. воспитатель

Воспитатель

Мл. воспитатель

Родители

Воспитатель

Родители

Родители

Воспитатель

Воспитатель

Родители

Воспитатель

Родители

Воспитатель

Мл. воспитатель

Родители Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Пополне-ние в течение года

Ноябрь

Октябрь

Ноябрь-май

Ноябрь-

май

В течение года

В течение года

Ноябрь

В течение года

Ноябрь-

Апрель

Май Представления детей о труде парикмахера, продавца, строителя, моряка

Оснащение предметно-развивающей среды

«Круглый стол» с родителями

Перспективный план развития диапозона сюжетно-ролевых игр

Отражает в самостоятельной игре знания из разных источников, в том числе литературные произведения

Ребенок самостоятельно удерживает сюжет игры из 3-4 эпизодов

Картотека игр родителей

Фотоальбомы

Ребенок взаимодействует в игре с 2-3 сверстниками

Имеет постоянных игровых партнеров

Свободно переходит от ролевых отношений к реальным

Ребенок создает предметно-игровую ситуацию, используя готовые игрушки, предметы-заместители, воображаемые предметы, игровые модули

Написание перспективного плана работы с родителями

Картотека игр родителей в детстве

Знакомство с проектом

Оформление материала в потфолио, демонстрирующего интерес и успехи ребенка в игровой деятельности

Участие родителей в создании тематических альбомов, в подготовке ребенка к разговору о профессиях, об играх в выходной день, картотеки игр родителей.

Оформление фотоальбома «Игры ребенка дома»

Фотостенд «Играем вместе»

Родительская конференция «Чтобы ребенок играл»

2.9. Предполагаемый результат

Качественное изменение уровня развития навыков сюжетно-ролевой игры:

-разнообразие игровых замыслов девочек и мальчиков;

-развитие ролевого взаимодействия;

- самостоятельность в создании предметно-игровой ситуации /обстановки/ мальчиками и девочками;

- высокий уровень развития навыков сюжетно-ролевой игры – 11 детей, средний уровень – 12 детей.

2.10. Перспектива проекта

• Возможность использования проекта воспитателями детских садов, занимающихся проблемой развития детей в игровой деятельности.

• Использование проекта для повышения качества выполнения государственного стандарта дошкольного образования по разделу «Развитие игровой деятельности».

• Разработка нового проекта «Развитие игровых умений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста».

2.11.

Предполагаемые риски Пути их преодоления

Индивидуально-личностные /агрессия, пассивность, физиологические проблемы/ качества некоторых детей.

Слабая мотивация на игровую деятельность.

Пассивное отношение родителей к изменению ситуации. Выявление качеств и компетентное руководство педагога.

Привлечение психолога.

Наблюдение, анализ и индивидуальная работа с ребенком.

Индивидуальная работа, просмотр видеозаписей, обращение к положительному опыту других родителей.

2.12. Ресурсное обеспечение

Организационные условия Информационные

условия Кадровые

условия Программно-

методические условия Мотивационные условия Материально-технические условия Финансовые условия

Определение места сюжетно-ролевой игры в режиме дня

Обогащение предметно-развивающей среды, учитывающее дифференцированный подход

Диагностика детей

Анкетирование родителей Обеспечить информирование родителей

Консультирова-ние родителей и наличие обратной связи с ними (круглый стол, беседы, конференция, анкетирование) Прохождение воспитателем тематических курсов «Современ-ные требования к развитию ребенка в игровой деятельности»

Владение педагогом приемами и методами педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой

Методическая помощь Наличие технологических карт

Перспективный план развития сюжетно-ролевой игры

Диагностический материал обследования уровня развития навыков сюжетно-ролевых игр

Наличие методической литературы Желание воспитателя повысить уровень развития игровых умений девочек и мальчиков в сюжетно-ролевых играх

Оформление стенда о родителях «Панорама добрых дел» Пополне-

ние и обновление игрового оборудова-ния.

Наличие фотоаппара-та, бумаги для стендов. Привлечение средств родителей для приобрете-ния:

5 машин,

2 кукол, 2 кукольных колясок,

2 набора столовой и чайной посуды, набор слесарных, столярных инструмен-тов, 2 бинокля.

Ткань для пошива атрибутов одежды для игр мальчиков и девочек

Примерный диапазон интересов по сюжетно-ролевым играм для детей 5-го года жизни

Сентябрь

1. «Дочки-матери» : мама заботится о семье, готовит еду, кормит дочку, папу. Идет в больницу, лечит дочку (болит голова, кашляет). Папа – строитель.

2. «Парикмахерская» : мастер стрижет, бреет, причесывает, вежливо и приветливо разговаривает (женский и мужской зал).

3. «Строители» : строят гараж, шоферы привозят стройматериалы, ставят машины в гараж.

4. «Машины» : шофер берет машину, заправляет бензином, едет по заданию (указано в правах и путевке).

Октябрь

1. «Поликлиника» : врач прослушивает, смотрит язык, выписывает рецепт, медсестра ставит градусник, делает уколы, прогревает грелкой.

2. «Аптека» : готовят лекарства, выдают по рецепту.

3. «Дочки-матери» : мама стирает белье, гладит его, готовит еду, идет с дочкой в кукольный театр.

4. «Кукольный театр» : показ детьми знакомых сказок.

Ноябрь

1. «Аптека» : готовят лекарства и выдают по рецепту, деньги платят кассиру.

2. «Пожарные» : тушат пожары, спасают людей. Машины заправляют бензином, ставят в гаражи.

3. «Детский сад» : проводят занятия, гуляют, показывают кукольный театр.

4. «Парикмахерская» : мастер причесывает, стрижет. Деньги платят в кассу.

Декабрь

1. «Больница для зверей» : лечат животных, поят лекарствами, ухаживают за ними.

2. «Строители» : строят дорогу через реку. Потом по дороге и мосту едут машины. Вводится светофор.

3. «Дочки-матери» : бабушка приехала в гости, покупают продукты, готовят обед.

4. «Корабль» : рыболовы взяли сети, поехали ловить рыбу (вся команда дружно работает).

Январь

1. «Магазин» : продает молоко, хлеб. Деньги платят кассиру, он выдает чеки.

2. «Дочки-матери» : дети наряжают елку, готовят угощения, празднуют Новый год.

3. «Корабль» : ловят рыбу, привозят в магазин, продают людям.

4. «Детский сад» : жизнь детей (гимнастика, музыкальные занятия, рисование, игры).

Февраль

1. «Автобус» : шофер ведет автобус, кондуктор продает билеты, люди ездят домой, на работу, в гости.

2. «Парикмахерская для детей» : стригут, причесывают на специальных стульчиках.

3. «Столовая» : повар готовит еду, кормит моряков, шоферов, парикмахеров. Все его благодарят.

4. «Корабль» : изучение морского дела (растения, рыбы).

Март

1. «Магазин» : продавец взвешивает продукты, отбивает чеки, отпускает товары, получает деньги. Продавец вежливо разговаривает с покупателями.

2. «Скорая помощь» : врач приезжает по вызову, прослушивает, смотрит горло, ставит градусник, выписывает рецепт.

3. «Прогулка на теплоходе» : на теплоходе едут туристы, капитан управляет судном, делает остановки.

4. «Столовая» : повара готовят еду, кормят строителей, врачей, продавцов.

Апрель

1. «Строители» : строят гараж, зоопарк, строители работают дружно, строят красиво.

2. «Поликлиника» : врач осматривает больного, назначает лечение, медсестра делает уколы, смазывает рану, забинтовывает, ставит грелки.

3. «Теплоход» : едут по реке, на остановках в разных городах выходят, ходят на экскурсию, в магазины, парикмахерскую.

4. «Больница» : кладут больного, лечат, ухаживают за ним.

5. «Кукольный театр» : выезд артистов в больницу, так как у больных должно быть хорошее настроение.

Май

1. Строят зоопарк для животных, ставят их в клетки, моют их, заботятся о них.

2. «Автобус» : водитель едет по городу, развозит людей (в лес).

3. «Скорая помощь» : врач едет к больному.

4. «Дочки-матери» : день рождения.

Мониторинг проекта

Диагностическое обследование уровня гендерного развития детей среднего дошкольного возраста навыков показало, что на начало года:

5 детей имеют - высокий уровень развития

12 детей показали - средний уровень

4 ребенка – низкий уровень

Диагностическое обследование уровня гендерного развития детей среднего дошкольного возраста навыков показало, что на конец года:

14 детей имеют - высокий уровень развития

5 ребенка показали - средний уровень

2 ребенка – низкий. уровень

Полученные данные говорят о том, что у большинства детей однообразные игровые замыслы, преобладает использование чужого сюжета, ролевые действия однообразны, их логика легко нарушается, ролевой диалог чаще появляется по инициативе взрослого.

Список литературы

1. В. А Недоспасова «Растем, играя», М. : Просвещение, 2003.

2. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду», М. : Издательство «Гном и Д», 2000.

3. Д. Б. Менджерицкая «Развитие детского творчества и игрового замысла», М. : Просвещение, 1983.

4. Программа «Радуга», М. : Просвещение,2005.

5. Журнал «От А до Я» :

«Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве», №2, 2004 г. ;

«Мальчики и девочки – разные пути воспитания», №1, 2005 г. ;

«Полоролевое воспитание дошкольников», №6, 2006 г. ;

«Половое воспитание детей дошкольного возраста», №6, 2006 г. ;

«Полоролевая ориентация детей в предметном мире», «Что такое гендер?», №2, 2006 г.

6. Журнал «Игра и дети» :

«Играть, играть и играть!», №2, 2004 г. ;

«Чтобы ребенок играл», «Играю в то, что под рукою и не ищу себе другое!», «Детские игры и игрушки расскажут о характере взрослого», №4, 2004 г. ;

«Мы играем в магазин», «Девочки в розовом, мальчики в голубом!», №1, 2004 г. ;

«Игры мальчиков и девочек», №4, 2007 г. ;

«Зачем родителям играть», №3, 2005 г.

Публикации по теме:

Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду Я работаю над темой: «Девочки и мальчики 3 – 4 лет в семье и детском саду». Эта тема относится к разделу по гендерному воспитанию. Проблема.

Сценарий физкультурного праздника «А ну-ка, мальчики, а ну-ка, девочки!» Сценарий физкультурного праздника «А ну-ка, мальчики, а ну-ка, девочки!» Цель: развивать быстроту, ловкость в беге, прыжках. Песня «Из чего.

Девочки и мальчики: психологические отличия ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик,.

Игровой образовательный проект во второй младшей группе «Играют мальчики. Играют девочки» ТЕМА ПРОЕКТА: «Играют мальчики. Играют девочки.» Возрастная группа: 2 младшая группа (3 – 4 года). Цель проекта: развитие социального поведения;.

Лэпбук «Мальчики и девочки»Лэпбук «Мальчики и девочки» В программе дошкольного образования присутствует образовательная область «Социализация», она включает в себя формирование у ребёнка гендерной.

Проект «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Проект «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине, Дружит с небом океан, дружат дети разных.

Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников «Мальчики и девочки» МДОУ "Новомичуринский детский сад№1". Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников "Мальчики и девочки". Из чего же, из чего же,.

Проект в средней группе «Мальчики и девочки. Особенности внешнего вида» (гендерное воспитание дошкольников) ВВЕДЕНИЕ В науке и обществе сегодня очень много внимания уделяется такому понятию, как «гендер». Что же это такое? Благодаря многочисленным.

Сценарий итогового события «Мальчики и девочки» Дети заходят в зал по песню «Из чего же сделаны наши мальчишки», садятся на стульчики Ведущая:Ребята а посмотрите на картинки (слайд с изображением.

Тренинговые занятие для педагогов «Гендер или пол» (из опыта работы по теме «Девочки и мальчики два разных мира») Губер Татьяна Васильевна, методист МБУ д/с общеразвивающего вида № 200 «Волшебный башмачок» Тема опыта работы: Тренинговые занятие для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мальчики и девочки-два разных мира»
Опубликовано: 23 февраля 2017 в 13:01
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД