МААМ-картинки

Проект «Маленькие исследователи»

Татьяна Уразова
Проект «Маленькие исследователи»

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Публикация «Проект „Маленькие исследователи“» размещена в разделах

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Сроки реализации: краткосрочный – 1 месяц.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет, родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: “Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.

Задачи проекта:

- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В, 2010 г.

2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т. П., Чистякова А. Е., 2010 г.

3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е. А., Сучкова И. М., 2011 г.

4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н. В., Обруч №2, 1997 г.

5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н. В., Обруч №2, 1998 г.

6. “Простые опыты с водой, воздухом”, Султанова М., «Хатбер-пресс».2014г.

7. “Простые опыты с бумагой”, Султанова М., «Хатбер-пресс».2014г.

Материально-техническое:

- подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

- разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;

- подбор иллюстраций, детской литературы;

- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

- оформление “детской лаборатории в группе.

Этапы проведения проекта.

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе педагогов.

Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.

Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

- Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

- Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

- для чего нам нужна лаборатория в группе?

- для чего нужны эксперименты?

- вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

- Что такое микроскоп и лупа?

- Какие вещества растворяет вода?

- Почему дует ветер?

- Почему не тонут айсберги?

- Как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать?

- Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

- Проделать эксперименты и опыты.

- Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

- Рассказать друг другу о том, что узнали.

II. Практический.

Экспериментальная деятельность с детьми.

- Экскурсия в “Детскую лабораторию”.

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

«Волшебница вода»:

-Беседа - эксперимент “Какая бывает вода”.

Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, вкуса, цвета, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

-Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”. Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах поведения при работе с различными веществами.

-Эксперимент “Куда делась вода”. Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

«Что мы знаем о стекле?»

-Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.

Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

-Эксперимент “Волшебные стёклышки”. Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

-Эксперимент “Родственники стекла”. Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

«Воздух»

-Эксперимент “Обнаружение воздуха в пространстве”, “Вдох - выдох”. Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Уточнить способы обнаружения воздуха. Узнать время, в течении которого человек может находиться без воздуха.

-Эксперимент “Этот удивительный воздух”. Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

-Эксперимент “Почему дует ветер”. Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.

-Эксперимент «Реактивный шарик». Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Если отпустить надутый шарик, воздух, вырываясь из отверстия, толкает шарик и заставляет его лететь. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

«Магнетизм»

-Эксперимент “Испытание магнита”. Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; найти предметы, взаимодействующие с магнитом. Выявить из каких материалов они сделаны.

-Эксперимент “Два магнита”. Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

«Бумага»

-Эксперимент «Исследование свойств бумаги» Цель: Уточнить представления об основных свойствах бумаги. Опытным путем определить, что бумага бывает разная и свойства отличаются от вида бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная). Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

-Эксперимент «Проверка на прочность» Цель: Узнать, может ли бумага служить мостом, можно ли удержать бумагой сыпучий материал, исследовать прочность бумаги на разрыв (плотная и скрученная бумага разрывается с трудом)

«Движение»

-Эксперимент “Сила тяготения”. Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле. Дать понятие «свободное падение».

-Эксперимент “Почему предметы движутся”. Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; найти объяснение, почему предметы движутся, ввести понятие «сила». Объяснить, что если на предметы не воздействуют силы, то они остаются в состоянии покоя.

«Живая природа»

-Эксперимент “Влияние света на рост растений”. Цель: опытным путем выяснить, как влияет свет на растения. Уточнить и расширить знания детей о свете, как об одном из источников, необходимых для роста растений. Формировать у детей умение делать выводы, добывать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

-Наблюдение за ростом растений «Огород на окне». Цель: изучение благоприятных условий для развития растений. Закрепить, что для роста посадок и всех растений необходимы свет, воздух и вода.

Самостоятельная деятельность детей

- Игры с водой: «Тонет – не тонет», «Разноцветная вода», «Поливаем цветы», «Выжми мочалку», «Кораблики», «В час по чайной ложке», «Шарики в воде», «Разлей поровну».

- Игры с бумагой: «Согни – разогни», д/и «Где растет бумага?», «Рисуем на бумаге», «Оригами», «Вырезаем из бумаги красивые цветы».

- Дидактические игры: «Кому нужна вода?», «Кто где живет?», «Чьи следы на снегу?», «Нарисуй ветер», «Что изменилось?», «Правда или нет?», «Найди отличия».

- Игры на духовых музыкальных инструментах, надувание воздушных шариков, мыльные пузыри, игры с магнитом, с природным материалом, с ветрячками.

-Наблюдения: за снегом, за таянием снега, сосульками, рассматривание снежинок через лупу, за ручейками, где быстрее исчезнет вода: в тени или на солнце?; за облаками, ветром, за направлением ветра.

Работа с родителями

1. Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

2. Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах. 3. Предложить родителям провести эксперименты дома вместе с детьми: - Что происходит с водой при низкой температуре?; “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”. Уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

- Узнать, имеет ли вода форму;

- Испарение воды;

- Влияние воды на рост растений;

- Опыты с природными материалами;

- Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.

- Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.

- Элементарное экспериментирование «Тайны человеческого сердца» (влияние физической нагрузки на частоту сердцебиений, влияние физической нагрузки на частоту дыхания, правила дозирования физической нагрузки с учётом особенностей своего здоровья).

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”.

Презентация продуктов деятельности.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Заключение: Экспериментальная деятельность ребенка дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-proekt_6i50o.pptx | 23760,12 Кб
 
Публикации по теме:

Краткосрочный проект в старшей группе «Мы — юные исследователи» Проблема: В ходе бесед о воде выяснилось, что дети имеют разные, порой противоположные представления о свойствах и качествах снега и льда.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи»Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» В средней группе у детей происходит становление обобщающей функции мозга (об этом писали А. Р. Лурия, Е. Е. Субботский). Благодаря этому.

Конспект НОД для детей средней группы «Маленькие исследователи» Цель: выявить уровень представлений детей о живой и неживой природе, создать условия для реализации детьми системных знаний в продуктивных.

Кружок «Юные исследователи». Проект «Удивительные свойства соли»Кружок «Юные исследователи». Проект «Удивительные свойства соли» Актуальность. Исследовательская деятельность в детском саду - это весело и увлекательно. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая.

Маленькие исследователиМаленькие исследователи Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная.

Планирование воспитательно-образовательной работы в раках тематической неделе «Маленькие исследователи богатств Земли» ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 15.05. по 19.05. 2017 г. Тема: «Маленькие исследователи богатств Земли» Цель: Расширить.

Познавательно-исследовательский проект «Маленькие исследователи» Представление проекта «Маленькие исследователи» - слайд 1 Знают взрослые и дети, Есть страна на белом свете, Где, на радуге качаясь, В.

Проект «Юные исследователи космоса» в подготовительной группе.Проект «Юные исследователи космоса» в подготовительной группе. Один из этапов познавательного развития дошкольников - знакомство с понятием "планета Земля". На данном этапе важно вызвать у детей интерес.

Проектная исследовательская деятельность «Маленькие исследователи» Содержание 1. Краткая аннотация к проекту 2. Участники проекта 3. Цель и задачи проекта. 4. Предполагаемые результаты. 5. Сроки реализации проекта.

Родительское собрание по опытно-экспериментальной деятельности для детей 3–4 лет «Маленькие исследователи» Вьялкова Н. Д., Ласкина А. В., воспитатели МБДОУ г. Кургана «Детский сад комбинированного вида № 2 «Дружная семейка» Цель. Активное включение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Маленькие исследователи»
Опубликовано: 14 июня 2017 в 21:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД