Получи документы

Проект «Мандала-терапия в работе педагога-психолога дошкольной организации» (17 фото)

Ирина Анатольевна Блынская
Проект «Мандала-терапия в работе педагога-психолога дошкольной организации»

«Мандала-терапия в работе педагога-психолога дошкольной организации»

В период с 22.11.2021 по 26.11.2021 в МБДОУ г. Шахты Ростовской области «Детский сад комбинированного вида №28» реализован Проект «Мандала-терапия в работе педагога-психолога дошкольной организации», начало проведение которого приурочено к празднованию Дня психолога 22 ноября.

Публикация «Проект „Мандала-терапия в работе педагога-психолога дошкольной организации“» размещена в разделах

В течение недели дети старших и подготовительных групп, их родители и воспитатели познакомились с мандала-терапией и изготовили мандалу. Работа по созданию мандалы способствовала саморегуляции, стабилизации эмоционального состояния, формирование дружественных взаимоотношений между детьми.

Результатом реализации проекта стала выставка мандал.

Проект «Мандала-терапия в работе педагога-психолога дошкольной организации»
Фото «Мандала-терапия в работе педагога-психолога дошкольной организации»
Проект - фото
Мандала терапия в работе педагога психолога дошкольной организации В период с Работа психолога в ДОУ психолога ноября Публикация Проект Мандала терапия в работе педагога психолога дошкольной организации размещена в разделах Мандала мандалатерапия Проекты Работа по созданию мандалы способствовала саморегуляции стабилизации эмоционального состояния формирование дружественных взаимоотношений между детьми Результатом реализации Проектная деятельность проекта стала выставка мандал РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г Шахты Ростовской области Детский сад комбинированного вида Проект Мандала терапия в работе педагога психолога дошкольной организации Шахты уч год Согласованно Заместитель заведующего по ВМР Е Автор разработчик педагог психолог Блынская И На современном этапе развития общества педагог психолог должен быть вооружен актуальными современными инновационными методами и инструментами работы по осуществлению психологического сопровождения Одним из таких передовых методов работы является мандала терапия Перспективы ее использования в работе с воспитанниками их родителями и воспитателями многогранны Актуальность Мандала круг диск перевод с санскрита

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Шахты Ростовской области

«Детский сад комбинированного вида No28»

Проект «Мандала-терапия в работе педагога-психолога дошкольной организации»

Шахты 2021-2022 уч. год

Согласованно: Заместитель заведующего по ВМР Е. С. Гильманова»» 2021 г.

Автор-разработчик :

педагог-психолог Блынская И. А.

.

Проблема:

Функция педагога-психолога в дошкольной образовательной организации заключается в психологическом сопровождении всех участников образовательного процесса: воспитанников, их родителей, воспитателей (в том числе администрации). На современном этапе развития общества педагог-психолог должен быть вооружен актуальными, современными, инновационными методами и инструментами работы по осуществлению психологического сопровождения. Одним из таких передовых методов работы является мандала-терапия. Перспективы ее использования в работе с воспитанниками, их родителями и воспитателями многогранны.

Актуальность:

Мандала (mandala)«круг», «диск» (перевод с санскрита). По своей сути, мандала – это рисунок (либо конструкция из подручных художественных материалов, который заключен сначала в круг, а затем в квадрат. Размер круга также имеет значение, он должен быть примерно 28-29 см в диаметре. Рисунок симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложной геометрической композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники.

Мандала-терапия – это одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством, первооткрывателем которого стал К. Г. Юнг. Работа с мандалой благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии людей тревожных, расторможенных, импульсивных.

Мандала-терапия – это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, позволяющий развивать саморегуляцию, что актуально для взрослых и детей.

Мандалы полезны в работе с дошкольниками. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, то есть с бессознательным. Этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у них правое полушарие играет ведущую роль. Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности.

Цели проекта :

раскрытие потенциала мандала-терапии в работе педагога-психолога дошкольной организации;

создание условий для развития у детей дошкольного возраста (старшие и подготовительные группы) саморегуляции, стабилизации их эмоционального состояния посредством мандала-терапии;

просвещение родителей и воспитателей о мандала-терапии.

Задачи проекта :

для детей дошкольного возраста (старшие и подготовительные группы) :

формирование представлений о мандале;

развитие умения разукрашивать мандалы;

развитие произвольности поведения;

развитие творческой активности и мелкой моторики рук;

воспитание аккуратности;

снятие внутреннего напряжения и тревожности, релаксация.

стабилизация эмоционального состояния (агрессивных, тревожных,

импульсивных детей);

способствование развитию навыков саморегуляции;

способствование оптимизации взаимоотношений в детской среде.

для родителей и воспитателей (просветительские) :

формирование представлений о мандале;

формирование представлений о том как рисовать, разукрашивать, создавать мандалы из различных материалов (природного);

способствование стабилизации эмоционального состояния;

способствование развитию навыков саморегуляции.

Место реализации проекта : МБДОУ г. Шахты Ростовской области «Детский сад комбинированного вида No28»

Планируемый результат:

Формирование дружественных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста на основе саморегуляции и стабилизации эмоциональных состояний.

Продолжительность: краткосрочный с 22.11.2021-26.11.2021

Участники проекта : дошкольники старших и подготовительных групп, их

родители, воспитатели.

Ожидаемые результаты по проекту :

для детей дошкольного возраста (старшие и подготовительные группы) :

формирование представлений о мандале;

развитие умения разукрашивать мандалы;

развитие произвольности поведения;

развитие творческой активности и мелкой моторики рук;

воспитание аккуратности;

снятие внутреннего напряжения и тревожности, релаксация.

стабилизация эмоционального состояния (агрессивных, тревожных,

импульсивных детей);

способствование развитию навыков саморегуляции;

способствование оптимизации взаимоотношений в детской среде.

для родителей и воспитателей:

формирование представлений о мандале;

формирование представлений о том как рисовать, разукрашивать, создавать мандалы из различных материалов (природного);

способствование стабилизации эмоционального состояния;

способствование развитию навыков саморегуляции.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный 2. Основной

3. Итоговый

Список использованной литературы и источников информации:

1. Долганова, И. В. Мандалотерапия в работе с детьми дошкольного возраста / И. В. Долганова, Н. И. Никулина, М. А. Вилесова, Н. С. Соловьева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 26-28. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16037/ ( дата обращения: 05.11.2021).

2. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575) Источник: https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/n-514n.pdf ( дата обращения: 05.11.2021)

3. Применение мандалы в психологическом консультировании К. Долбня, 26.12.2017 // Источник: https://psychologies.today/primenenie-mandaly-v- psixologicheskom-konsultirovanii/ ( дата обращения: 05.11.2021)

Мероприятия проекта

Дата реализации

22.11.2021

Форма работы/ вид мероприятия

Дошкольники Родители Воспитатели

Подготовительный

Работа с методическим материалом, литературой по теме проекта

Основной

22.11.2021.

-

Консультирование и информирование родителей и воспитателей по теме проекта, определение степени их

включения

23.11.2021

1. Беседа-игра «Мандала : понятие, способы, правила работы с ней» Приложение 1

2. Подбор мандал для разукрашивания

1. Презентация «Мандала : понятие, способы, правила работы с ней» (с применением онлайн-технологий) Приложение 1.

2. Индивидуальная или групповая

консультация по запросу

1. Лекция-беседа «Мандала : понятие, способы, правила работы с ней». Приложение 1

2. Индивидуальная или групповая

консультация по запросу

24.11.2021

1. Разукрашивание мандал с детьми старшей группы

Приложение 2

2. Индивидуальная развивающая или диагностическая работа

1. Самостоятельное создание мандалы- раскраски

2. Индивидуальная консультация по запросу

1. Создание мандалы- раскраски

2. Групповая консультация

25.11.2021

1. Разукрашивание мандал с детьми подготовительной группы

Приложение 3

2. Индивидуальная развивающая или диагностическая работа

1. Самостоятельное создание мандалы с использованием природного материала

2. Индивидуальная консультация по запросу

1. Создание мандалы с помощью

трафаретов на cd дис

ках

3. Групповая

консультация

26.11.2021

Итоговый

Выставка мандал, выполненных детьми дошкольного возраста

Приложение 1. Беседа-игра «Мандала : понятие, способы, правила работы с ней»

(для дошкольников)

Понятие «мандала»

«Мандала» обозначает круг, диск.

Мандала – это рисунок (либо конструкция из подручных художественных материалов, который заключен сначала в круг, а затем в квадрат.

Способы создания мандалы :

Создание мандалы- раскраски

Создание мандалы с помощью аппликации

Создание мандалы с использованием природного и бросового материала

Создание мандалы с помощью трафаретов на cd дисках

Презентация «Мандала : понятие, способы, правила работы с ней» (с применением онлайн-технологий) (для родителей)

Лекция-беседа «Мандала : понятие, способы, правила работы с ней» (для воспитателей)

Понятие «мандала»

В переводе с санскрита слово «мандала» обозначает круг, диск.

Мандала — сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках. В психологии ритуальный смысл мандалы не используется.

По словам Юнга «. мандала это всегда внутренний образ, который постепенно строится (активным) воображением в то время, когда нарушено психическое равновесие, или, когда необходимо разобраться в каком-либо положении.»

Мандала (в психологии) – это один из методов арт-терапии. По своей сути, мандала – это рисунок (либо конструкция из подручных художественных материалов, который заключен сначала в круг, а затем в квадрат. Размер круга так же имеет значение, он должен быть примерно 28-29 см в диаметре.

Мандала работает за счет реализации нескольких эффектов:

Эффект зеркала. Мандала отображает состояние человека, который ее создал. Это своеобразное зеркало, и понять смыл отражения помогает контакт с готовым рисунком. После рисования важно дистанцироваться от мандалы и посмотреть на нее как бы со стороны. В процессе контакта важно погрузиться во внутренний мир и проговаривать все ассоциации и чувства, фантазии и истории, которые спонтанно возникают.

Эффект структурных элементов мандалы. Круг символизирует собой духовную сферу, божественное. Символизм круга помогает ощутить глубокую связь со Сверх Я, со своей

глубинной сущностью. Круг с его границами символически помогает ощутить безопасность и способствует самораскрытию и проявлению скрываемых тенденций. Квадрат символизирует рациональность, четкость и все земное и реальное. «Квадратура приносит с собой принцип, который, по-видимому, прирожден человеку и в духе дуалистической системы противостоит кругу, предназначенному для небесных сил. Легендарная «квадратура круга» символизирует желание привести к идеальному согласованию оба элемента «небесное» и «земное»». Центр внутри круга символизирует Эго или центр самости. Центр – это символическая сущность всей мандалы. В центр всегда помещают самое важное и ценное. Это точка отсчета, точка начала, ведущего к развитию всех событий и смыслов. Центр в мандале структурирует и «собирает» рисунок.

Эффект смысла. Для каждой мандалы можно создать специфический смысл. Можно создавать тематические мандалы, исследуя понятия «любовь», «отношения», «счастье», «мир». Используя этот метод, можно «поднять» определенную тему и исследовать ее состояние. Также интерпретируя мандалу, человек позволяет быть специфическому внутреннему глубокому смыслу ее создания. Этот смысл индивидуален и уникален. Эффект контакта с художественными материалами Этот эффект идентичен для всех методов и техник арт- терапии. Контакт с формами, символами, цветами. С эффектом влияния на психику человека различных цветов, форм и символов можно отдельно ознакомиться в авторитетных источниках по арт-терапии.

Цели использования мандало-терапии.

Мандалы можно использовать в тех случаях, когда человеку необходимо погрузиться в свой внутренний мир в поисках ответов на вопросы, которые ставят перед необходимостьтю осознать множество путей решения проблемы. В мандалу можно погружаться в поисках психических ресурсов и новых открытий. Из-за своей способности «собирать» Эго, мандалу можно использовать в периоды кризисов и сложных жизненных ситуаций.

Так же можно создавать большие групповые мандалы для изучения групповой динамики. Можно использовать в семейном консультировании для решения вопросов взаимоотношений.

Техники работы с мандалами :

Техника свободного создания мандал. Для создания мандалы необходимо взять лист бумаги формата А3 и вписать в него круг, диаметром примерно 28 см. После этого описать вокруг круга квадрат и обрезать бумагу по контуру квадрата. В центр мандалы поставить точку и можно начинать ее создание. Для того, чтобы погрузиться в создание целиком, окружите себя спокойной атмосферой, можно включить спокойную музыку и зажечь ароматические свечи. Рисовать можно гуашью, акварелью и пастельными мелками. Важно расслабиться и позволить себе рисовать не критикуя и не оценивая результат. Рядом с собой можно положить лист бумаги, на котором можно записывать свои идеи, ассоциации и инсайты. После рисования можно отдохнуть несколько минут и посмотреть на мандалу со стороны для того, чтобы глубже ее понять и осознать смысл.

Круг мандал Джоан Келлог. Эта техника была разработана Джоан Келлог, в ее основе лежит созданный ею круг, состоящий из основных состояний, которые переживает человек в процессе развития и деятельности. Всего этих состояний или, вернее, стадий – 13. С помощью этой техники можно узнать на какой из стадий развития своего жизненного витка находится человек. Для выполнения этой техники вам понадобится руководство и специальные карточки с графическим изображением этих стадий.

Тематические мандалы. Эта техника отличается от свободного создания мандал лишь предварительной настройкой на конкретную тему рисования. С помощью этой техники можно исследовать самые разные понятия, чувства, отношения, погрузиться в определенную тему и исследовать ее индивидуальное значение.

Способы создания мандалы :

Создание мандалы- раскраски

Создание мандалы с помощью аппликации

Создание мандалы с использованием природного и бросового материала

Создание мандалы с помощью трафаретов на cd дисках

Разукрашивание мандал с детьми старшей группы

Приложение 2

Приложение 3. Разукрашивание мандал с детьми подготовительной группы

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание»Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» (17.02.2021). Цель мастер-класса: познакомить.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мандала-терапия в работе педагога-психолога дошкольной организации»
Опубликовано: 21 декабря 2021 в 22:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД