МААМ-картинки

Проект «Масленица у ворот — заходи на хоровод»

Иванова Алёна Сергеевна
Проект «Масленица у ворот — заходи на хоровод»

Проект «Масленица у ворот - заходи на хоровод»

(+сценарий тематического занятия)

«Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».

Г. Н. Волков

Публикация «Проект „Масленица у ворот — заходи на хоровод“» размещена в разделах

Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Актуальность:

Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность

своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.

Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры,

осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной

культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину и все,

что связано с народной культурой.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.

Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце

зимы «Масленица». Масленица - один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно

опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам

русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет

более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность

понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко

грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного

гулянья «Масленица у ворот - заходи на хоровод» силами педагогов и ребят.

Цель: Познакомить дошкольников с особенностями народных, масленичных гуляний. Повышение интереса к традициям русского народа.

Задачи:

• Дать детям представление о народном костюме, предметах, народных

промыслах, обрядовой кухне, русском гостеприимстве.

• Продолжать знакомить детей с праздниками на Руси.

• Обобщить и расширить представления детей о праздновании на Руси

• Масленицы, её атрибутах и цели.

• Продолжать знакомить детей с образом Солнца в русских народных

сказках и преданиях.

• Познакомить дошкольников с песенным, танцевальным и игровым репертуаром праздника Масленица.

• Активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, частушками и поговорками.

• Развивать физические способности посредствами игр и забав.

• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

Тип проекта.

- Творческий

- Краткосрочный

- Групповой.

Сроки реализации проекта: одна неделя.

Участники проекта: Музыкальный руководитель, воспитатели и дети старшей и подготовительной группы.

Интеграция с другими образовательными областями:

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей и воспитанников.

Формы реализации проекта: использование мультимидийной презентации, наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, праздник.

Ресурсы проекта:

Подборка фольклорного, игрового, музыкального материала.

Фото, видео материалы,

Русские народные костюмы для детей, взрослых.

Презентация, «Широкая Масленица».

Проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, фортепиано.

Музыкальный репертуар:

различные русские народные песни, частушки, р. н. песня-хоровод с движениями «Ой блины», «Весна».

Музыкальные игры: «Ворота», «Ручеек», «Гори, гори ясно!», «Ты катись блинок», «Снежки».

Ожидаемые результаты проекта.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Проявление активности, инициативности, любознательности, стремление к получению новых знаний, эмоциональная отзывчивость на разнообразные жанры народного фольклора.

• Проведение тематических занятий

• Проведение праздника

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1-й этап: подготовительный

-анализ просвещённости детей,

-постановка цели и задач,

-изучение методической литературы по данной теме,

-составление плана работы,

- подбор литературы, музыкального материала, атрибутов,

- разработка конспекта занятия,

- разработка сценария праздника.

2-й этап: основной – практический

- тематическое занятие по теме проекта (беседы о масленице, история, традиции)

- разучивание с детьми песен, частушек, хороводов и игр;

3 этап-Заключительный

- тематическое музыкальное занятие «Масленица у ворот - заходи на хоровод»

- проведение праздника «Широкая Масленица».

Конспект занятия для старших и подготовительных групп

«Масленица у ворот - заходи на хоровод»

[/b]

Цель: Познакомить дошкольников с особенностями народных, масленичных гуляний. Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с праздниками на Руси.

Масленицы, её атрибутах и цели.

• Продолжать знакомить детей с образом Солнца в русских народных

танцах.

• Познакомить дошкольников с песенным, танцевальным и игровым репертуаром праздника Масленица.

• Активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, частушкам.

• Развивать физические способности посредствами игр и забав.

• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

Предварительная работа: беседа о масленице, традициях, символе масленице. Знакомство с понятием частушка, изучение частушек.

Ход работы:

Дети входят в зал под музыку.

Муз. рук. Здравствуйте ребята (пропевает под музыку)

Дети: Здравствуйте (пропевают под музыку)

Муз. рук. Беседа о Празднике Масленница, вопросы-ответы.

Что такое масленница? Что за праздник? Как отмечают?

Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.

Какой символ солнца в масленницу мы с вами знаем? БЛИН

Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

В это время устраивают массовые гуляния, сжигают чучело, водят хороводы и пекут блины.

Муз. рук. Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о народных масленничных гуляниях.

Что такое хоровод? Ответы детей

Это русский народный танец, который ходят/ водят по кругу, взявшись за руки.

Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай.

Хоровод также помогает формировать единство.

Муз. рук. И сейчас я вам предлагаю провести хоровод с песней, слова припева «Ой блины, блины, блины, вы блиночки мои» мы будем петь вместе.

Хоровод «Ой блины»

1. Мы давно блинов не ели, Идут по кругу вправо

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

2. Наша старшая сестрица Идут по кругу влево

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

3. Напекла она поесть, Хлопают

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

4. На поднос она кладет Идут в середину

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои. Расходятся

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

5. Гости будьте же здоровы, Хлопают

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои

Муз. рук. Ребята, на масленничных гуляниях проводят много игр, я вас научу одной русской народной масленичной игре «Гори, гори ясно».

Правила игры:

Считалкой выбирается вода, участники игры становятся в круг держась за руки (хоровод, Вода держа в руке платочек встаёт за кругом, поднимает руку с платочком вверх над головой и начинает движение против основного круга (противоходом, все игроки поют:

Гори гори ясно,

Чтобы не погасло

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят,

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь

После фразы Колокольчики звенят все останавливаются, Вода взмахивает платочком на против игроков, где остановился.

Игроки хором проговаривают :

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь

Игроки, стоящие к Воде лицом бегут в разные стороны за основным кругом детей. Кто первый обежит круг и вернётся к Воде, тот становится Водой, Вода передаёт ему платочек, игра продолжается.

Музыкальное сопровождение игры «Гори, гори ясно!»

Муз. рук. Ну какой русский народный праздник без частушек?

Частушка — это короткая рифмованная народная песенка, которая исполняется в быстром темпе на традиционную мелодию.

Исполнение частушек

Мы при всём честном народе

Вам частушки пропоём,

Зиму-матушку проводим

И весну встречать начнём.

В небе Солнышко встаёт,

В хоровод нас всех зовёт!

Веселиться, петь, плясать –

Весну Красную встречать!

Как на масленой неделе

На столы блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Пришла Масленица к нам,

Это значит быть блинам.

Быть любви и быть добру –

Всем раздайте по блину!

Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Всё друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!

Как на Масленице нашей

Всем становится теплей.

Уходи, зима, подальше,

Нам с блинами веселей.

Зиму дружно провожаем

Весну в гости зазываем

Ждем мы солнца и тепла.

Пусть быстрей придет Весна!

Мы на Масляной неделе

Сто блинов, наверно, съели.

С мёдом, маслом и вареньем.

Вкуснотища! Объеденье!

Муз. рук. Масленица – это безудержное веселье, песни, пляски и игры. Предлагаю вам еще поиграть и поплясать. Давайте вспомним русские народные танцевальные движения (вспоминаем и показываем движения)

Игра «Ты, катись, весёлый блинчик …»(музыкальное сопровождение)

Дети встают в круг и передают «блинчики» друг другу со словами:

Ты, катись, горячий блинчик,

Быстро, быстро по рукам,

У кого горячий блинчик,

Тот сейчас станцует нам.

У кого из детей остановились «блинчик», выходит в центр круга и танцуют под музыку. Игру можно повторить 4-5 раз.

Муз. рук. Ребята, а в какие зимние забавы можно играть на масленницу? (ответы детей) Верно, катание на санках, катание с ледяных горок и конечно же игра в снежки. Весна у нас рання и пока лежит снег мы можем поиграть в снежки.

Игра «Снежки» (играют под музыку с искусственными снежками)

Муз. рук. Ребята, я думаю у нас получилось сегодня веселое масленичное гуляние. Мы научились праздновать масленицу. Что такое хоровод? Частушка? В какие игры мы играли?

(Рефлексия, ответы детей)

Публикации по теме:

Фотоотчёт развлечения «Заходи, красавица, тебя ждут»Фотоотчёт развлечения «Заходи, красавица, тебя ждут» Вот художник, так художник, все леса позолотил…. Входит Осень под лёгкую музыку. Кружась, проходит по залу. Дети рассказывают стихи:.

Фотоотчет «Как у наших у ворот Масленица широкая идет!»Фотоотчет «Как у наших у ворот Масленица широкая идет!» В нашем детском саду прошла Масленица. Все с нетерпением готовились к ней. Изучали историю праздника, играли в народные и подвижные игры,.

Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Масленица у ворот, за собой весну ведёт»Конспект занятия по основам гражданственности и патриотизма с детьми 3–4 лет «Масленица у ворот, за собой весну ведёт» Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к народным праздникам и традициям. Задачи: познакомить детей с русским народным.

Педагогический проект «Новый год у ворот»Педагогический проект «Новый год у ворот» Педагогический проект «Новый год у ворот» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Масленица у ворот — заходи на хоровод»
Опубликовано: 28 марта 2024 в 07:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД