Проект «Мастерская развивающих игр» для детей старшего дошкольного возраста

Елена Фадеева
Проект «Мастерская развивающих игр» для детей старшего дошкольного возраста

ПРОЕКТ

"Мастерская развивающих игр"

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 2335 СОУО г. Москвы

Руководитель ДОУ: Гаранина Наталья Викторовна

Автор проекта: воспитатель высшей квалификационной категории Фадеева Елена Евгеньевна, научный руководитель – к. п. н. Алиева Татьяна Ивановна.

Вид проекта: Творческий.

Актуальность проекта: Для детей дошкольного возраста значимым является уклад жизни семьи, и именно она определяет социальную ситуацию, в которой развивается ребёнок. Понимание этой социокультурной жизненной реальности, готовность к взаимодействию с семьями воспитанников во многом определила и пути налаживания партнёрских взаимоотношений дошкольного учреждения с семьёй.

Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобретает особый смысл, в связи с повышением требований родителей к развитию детей. Мы предлагаем совместную деятельность, которая поможет раскрыть в ребёнке его лучшие качества, развить фантазию, созидательное творчество, интеллект и позволит содержательно и интересно провести свободное время в кругу семьи и в детском саду. В современном обществе остро стоит проблема социально-личностного общения, а решить её можно только в непосредственном взаимодействии ребёнка с ребёнком, ребёнка с педагогом, ребёнка с родителями. И только игра нам даёт возможность эффективно работать в этом направлении.

Цель: Включить ребёнка в совместную продуктивную деятельность с взрослым по созданию развивающих игр, в процессе которой в комплексе решались бы основные задачи воспитания, образования и развития детей 5-7 лет в соответствии с ФГТ.

Задачи:

1. Активизировать ребенка в продуктивной деятельности совместно с педагогом, другими детьми, родителями.

2. Поддерживать у детей желание играть в дидактические игры.

3. Создать условия для индивидуального создания ребенком своей «авторской игры».

4. Поддерживать детей в создании новых игр на основе универсальных способов, расширять игровой опыт.

5. Усложнить содержание знакомых игр.

6. Создать условия для активного участия родителей в совместной деятельности с ребенком по созданию развивающих игр.

7. Сплотить детский коллектив (развить умение договариваться, развивать партнерскую деятельность, умение распределять роли).

8. Научить уважать тех, кто с тобой рядом (трудится или играет).

9. Учить справедливости при распределении обязанностей (во время изготовления игр и во время самой игры).

10. Во время самой игры честно соблюдать и понимать правила игры и контролировать их выполнение другими.

11. Уважать общий замысел, уметь подчиняться мнению большинства.

12. В ходе игры научить ждать, уступать, делиться, оказывать помощь другим.

13. Организовать активное использование игр детьми, свободный доступ родителей и детей к созданным играм.

14. Использовать организованную деятельность (лепка, аппликация, художественный труд) для создания новых игр.

15. Построить активный механизм обмена впечатлений между детьми (организовать регулярное обсуждение и рассматривание новых игр).

16. Использовать игры для закрепления пройденного материала (цвет, форма, профессии и т. д.)

Критерии оценки эффективности проекта:

Наличие сформированного опыта работы и использование инновационных технологий по организации работы с родителями. Огромный интерес и активность детей в работе по данному направлению:

• У детей появился опыт создания развивающих игр, который они стали активно применять, в повседневной жизни.

• Дети стали самостоятельно придумывать до нескольких вариантов одной и той же игры.

• Дети стали свободно общаться друг с другом, малышам делали игры, учили их играть, объясняя правила, проводили игровые соревнования между группами старшего возраста с использованием игр – самоделок.

• Положительная оценка родителей по реализации данного проекта.

"Если ребенок увлеченно и подолгу играет, родители могут быть спокойны: малыш развивается правильно!"

Направления деятельности и интеграции областей:

Нами были определены направления работы:

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

• Анализ особенностей группы.

• Беседы с детьми.

• Беседы с родителями.

• Выставка методической литературы.

• Выставка игр, сделанных воспитателем.

• Консультации отдельных семей, нуждающихся в дополнительной поддержке.

2 этап – ОСНОВНОЙ (Изготовление игр).

На этом этапе были выявлены различные ситуации создания развивающих игр:

• Игры, изготовленные воспитателем.

• Игры, изготовленные воспитателем в групповой (НОД) и подгрупповой работе.

• Игры, изготовленные детьми дома совместно с родителями и другими членами семьи.

• Игры, придуманные и сделанные старшими братьями и сестрами ребёнка.

• Игры, изготовленные воспитателем совместно с детьми, родители которых не смогли или не захотели участвовать в проекте, (т. к. дети очень переживали, что родители им не помогли сделать игру).

• Игры, созданные ребёнком самостоятельно по собственной инициативе в свободное время на базе полученного ранее опыта изготовления игр с взрослыми.

3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

• Выставка развивающих игр.

• Презентация проекта.

• Трансляция опыта работы педагогом другим педагогам ДОУ.

• Выступления на семинарах, круглых столах, трансляция опыта работы в сборнике и т. д.

Интеграция образовательных областей:

В проекте реализуется принцип интеграции образовательных областей.

Образовательная область «Здоровье»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Образовательная область «Физическая культура»

Формировать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Образовательная область «Социализация»

Развитие игровой деятельности детей.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Образовательная область «Труд»

Воспитание трудовой деятельности.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Образовательная область «Безопасность»

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

Образовательная область «Познание»

Сенсорное развитие. Расширение кругозора детей. Развитие проектной деятельности всех типов.

Образовательная область «Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Практическое овладение нормами речи.

Образовательная область «Художественное творчество»

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству.

Ресурсное обеспечение проекта:

Проект малозатратный. Использовался бросовый материал (коробки, крышки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, карандаши цветные, фломастеры, цветная бумага, белый картон, фигурки от Киндер-сюрпризов, картинки из календарей и т. д.

Изготовлены и описаны 42 развивающие игры. Были разработаны конспекты НОД по изготовлению игр – самоделок. Сценарии развивающего общения детей друг с другом по обучению детей правилам игры. Составлены рекомендации для родителей. Составлены Анкеты для родителей. Составлен мониторинг. Планирование работы по созданию «Мастерской развивающих игр». Разработаны формы организации работы с родителями.

Презентация проекта:

Опыт работы по проекту Мастерская развивающих игр» был представлен нами

на следующих мероприятиях:

1. Всероссийский семинар (25-27 мая 2009 года в городе Москва организатор – Федеральный институт развития образования) «Как мы выравниваем стартовые возможности детей в предшкольный период жизни». Презентация опыта работы по проекту «Мастерская развивающих игр» и «Мастер-класс».

2. Окружной семинар 29. 04. 2010г. «Готов ли ребёнок к школе».

Презентация проекта «Мастерская развивающих игр», детский «Мастер – класс» «Игровое партнёрство» (дети и взрослые, Выставка развивающих игр-самоделок.

3. Окружной семинар 27.05.2010 г. «Взаимодействие детского сада и школы: проблемы и пути решения» Транслировались элементы игровых образовательных технологий, направленных на формирование у детей элементарных математических представлений. (Игры- самоделки по ФЭМП)

4. Круглый стол 02. 02. 2010 г. «Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности – интегративный подход к достижению итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с ФГТ)

развивающее общение детей друг с другом, с взрослыми (на основе проекта «Мастерская развивающих игр»).

5. Окружной круглый стол 21. 10. 2010г. «Преемственность технологий в дошкольных учреждениях и начальной школы».

Доклад: «Какие у нас дети. Анализ и разработка индивидуальной траектории реализации основной общеобразовательной программы в группе»

6. В сборнике Департамента образования г. Москвы «На пути к реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». (Москва. Центр «Школьная книга» 2010г.)

7. Презентация проекта в группе «Поиграем вместе» Награждение победителей грамотами и призами по разным номинациям «Самые активные участники», «Самая интересная игра», «Самая познавательная игра». Проходил шашечный турнир сборных команд детей и их родителей. Чаепитие.

Практическая значимость:

1. Дети с интересом стали включаются в совместную продуктивную деятельность, видят свое место в ней.

2. У детей появилось стремление довести начатое дело до конца, получить результат, который будет интересен другим людям.

3. Дети увереннее стали осуществлять самостоятельную деятельность, им не требуется обязательная оценка и поддержка взрослого.

4. Дети стали дольше по времени сохранять интерес к данной традиции своей группы - делать развивающие игры своими руками. Многие дети передали свой интерес и «заразили» своих родителей.

5. Дети стали больше внимания уделять сути игры, чем ее внешнему и яркому оформлению.

6. Дети активнее и больше стали играть в развивающие игры, выбирая их по собственному желанию.

7. Дети активней и легче стали находит себе партнеров для игры. Появилось отношение к товарищу в группе как к члену игровой команды. А разнообразие представленных игр позволило каждому ребенку включаться в игровые команды по интересам.

8. Дети стали более ответственны и любознательны, они всем интересуются и придумывают всё новые и новые игры. Родители вынуждены откликаться на запросы и потребности ребенка. Если отклик не последовал, ребенок испытывает состояние подавленности. Родители вынужденно концентрируют свою педагогическую компетентность и обращаются за советом к воспитателю.

9. Среди «проблемных» детей достигнуты улучшения по большинству показателей (речь, внимание, поведение, развитие мелкой моторики, коммуникативность и т. д.)

Выводы:

Во время осуществления проектной деятельности дети показали следующие результаты:

• Улучшилось настроение детей во время игр. У многих детей стала преобладать уравновешенность, исчезла раздражительность. Настроение стало более устойчивым, исчезла подавленность во время игры, во взаимоотношениях с другими детьми стало преобладать положительное. Дети стали дружелюбнее, заботливее друг к другу.

• Активное общение во время игры улучшило и качество речи у детей. Дети научились договариваться друг с другом, стали более уверенно общаться с взрослыми.

• Игровая деятельность стала более совершенна. От рассматривания игр и бездумным действиям определился переход к игровым действиям с соблюдением определенных правил.

• Детям нравиться играть в игры – самоделки и любую свободную минуту они занимались игрой или мастерили новую игру на основе приобретённого опыта.

• Родители стали чаще обращаться за советом к воспитателю как к авторитетному лицу.

Возродилась традиция вечерних семейных совместных игр.

• Дети стали бережнее относиться к играм и игрушкам.

• За время работы по проекту было сделано и описано 42 развивающие игры.

Перспективы дальнейшей работы:

• Организация работы семейного клуба «Игралочка»

Цели: Создание позитивного микросоциума, в котором каждый из его участников смог бы творчески организовать свой досуг в процессе совместной с дошкольным учреждением деятельности по созданию развивающих игр – самоделок.

Задачи: 1. Научить родителей использовать свободное время в совместной деятельности с ребёнком.

2. Раскрыть творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности по изготовлению игр-самоделок.

3. На основе изготовленных игр формировать у детей умение играть по правилам, договариваться во время игровых действий, следить за игровым действием.

4. Пополнить семейный базис новыми знаниями, умениями и навыками.

5. Построить активный механизм обмена впечатлениями между участниками клуба.

• Реализация будущего проекта «Весёлая математика»

(Изготовление игр с геометрическими фигурами, игр с математическим содержанием и т. д.)

Список используемой литературы.

1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Москва. 1992г.

2. Вайнер М. Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». М.: Педагогическое общество России, 2004.

3. Венгер Л. А., О. М. Дьяченко, Р. Н. Говорова. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1989.

4. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонением в развитии». М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6. Мазепина Т. Б. «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах». Ростов-на-Дону: «Феникс»,2003.

7. Никитин Б. «Развивающие игры». М.: Педагогика, 1985.

8. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М.: Просвещение, 1982.

9. Новоселова С. Л. «Умственное воспитание детей в игре». М.: Просвещение,1989.

10. Скоролупова О. А. ,Логинова Л. В. «Играем?. Играем!». М.: Скрипторий, 2006.

11. Тихонова Л. И., Саливанова Н. А. «Математика в играх с лего-конструктором». С - П.: Детство-Пресс, 2001.

12. Юзбекова Е. А. «Ступеньки творчества». М.: Линка-Пресс,2006.

Игра из бросового материала «Поймай комара» Сделала воспитатель.

Публикации по теме:

Презентация «Открытие сезона классической музыки в ДС» Презентацию подготовила Нагорнова Татьяна Фёдоровна, музыкальный руководитель д/с №2335 САО. октябрь 2012 год ДС №2335 САО. Презентация рассказывает.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Проект «Мастерская развивающих игр» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 апреля 2013 в 22:52
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Вот и наступил...
«Зимний пейзаж». Картина из шерсти
Приветствую всех гостей моей странички. Я совсем недавно уже рассказывала о живописи шерстью. Сходив на мастер-класс и получив результат, решила , что...