Проект «Мастерская развивающих игр» для детей старшего дошкольного возраста

Елена Фадеева
Проект «Мастерская развивающих игр» для детей старшего дошкольного возраста

ПРОЕКТ

"Мастерская развивающих игр"

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 2335 СОУО г. Москвы

Руководитель ДОУ: Гаранина Наталья Викторовна

Автор проекта: воспитатель высшей квалификационной категории Фадеева Елена Евгеньевна, научный руководитель – к. п. н. Алиева Татьяна Ивановна.

Вид проекта: Творческий.

Актуальность проекта: Для детей дошкольного возраста значимым является уклад жизни семьи, и именно она определяет социальную ситуацию, в которой развивается ребёнок. Понимание этой социокультурной жизненной реальности, готовность к взаимодействию с семьями воспитанников во многом определила и пути налаживания партнёрских взаимоотношений дошкольного учреждения с семьёй.

Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобретает особый смысл, в связи с повышением требований родителей к развитию детей. Мы предлагаем совместную деятельность, которая поможет раскрыть в ребёнке его лучшие качества, развить фантазию, созидательное творчество, интеллект и позволит содержательно и интересно провести свободное время в кругу семьи и в детском саду. В современном обществе остро стоит проблема социально-личностного общения, а решить её можно только в непосредственном взаимодействии ребёнка с ребёнком, ребёнка с педагогом, ребёнка с родителями. И только игра нам даёт возможность эффективно работать в этом направлении.

Цель: Включить ребёнка в совместную продуктивную деятельность с взрослым по созданию развивающих игр, в процессе которой в комплексе решались бы основные задачи воспитания, образования и развития детей 5-7 лет в соответствии с ФГТ.

Задачи:

1. Активизировать ребенка в продуктивной деятельности совместно с педагогом, другими детьми, родителями.

2. Поддерживать у детей желание играть в дидактические игры.

3. Создать условия для индивидуального создания ребенком своей «авторской игры».

4. Поддерживать детей в создании новых игр на основе универсальных способов, расширять игровой опыт.

5. Усложнить содержание знакомых игр.

6. Создать условия для активного участия родителей в совместной деятельности с ребенком по созданию развивающих игр.

7. Сплотить детский коллектив (развить умение договариваться, развивать партнерскую деятельность, умение распределять роли).

8. Научить уважать тех, кто с тобой рядом (трудится или играет).

9. Учить справедливости при распределении обязанностей (во время изготовления игр и во время самой игры).

10. Во время самой игры честно соблюдать и понимать правила игры и контролировать их выполнение другими.

11. Уважать общий замысел, уметь подчиняться мнению большинства.

12. В ходе игры научить ждать, уступать, делиться, оказывать помощь другим.

13. Организовать активное использование игр детьми, свободный доступ родителей и детей к созданным играм.

14. Использовать организованную деятельность (лепка, аппликация, художественный труд) для создания новых игр.

15. Построить активный механизм обмена впечатлений между детьми (организовать регулярное обсуждение и рассматривание новых игр).

16. Использовать игры для закрепления пройденного материала (цвет, форма, профессии и т. д.)

Критерии оценки эффективности проекта:

Наличие сформированного опыта работы и использование инновационных технологий по организации работы с родителями. Огромный интерес и активность детей в работе по данному направлению:

• У детей появился опыт создания развивающих игр, который они стали активно применять, в повседневной жизни.

• Дети стали самостоятельно придумывать до нескольких вариантов одной и той же игры.

• Дети стали свободно общаться друг с другом, малышам делали игры, учили их играть, объясняя правила, проводили игровые соревнования между группами старшего возраста с использованием игр – самоделок.

• Положительная оценка родителей по реализации данного проекта.

"Если ребенок увлеченно и подолгу играет, родители могут быть спокойны: малыш развивается правильно!"

Направления деятельности и интеграции областей:

Нами были определены направления работы:

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

• Анализ особенностей группы.

• Беседы с детьми.

• Беседы с родителями.

• Выставка методической литературы.

• Выставка игр, сделанных воспитателем.

• Консультации отдельных семей, нуждающихся в дополнительной поддержке.

2 этап – ОСНОВНОЙ (Изготовление игр).

На этом этапе были выявлены различные ситуации создания развивающих игр:

• Игры, изготовленные воспитателем.

• Игры, изготовленные воспитателем в групповой (НОД) и подгрупповой работе.

• Игры, изготовленные детьми дома совместно с родителями и другими членами семьи.

• Игры, придуманные и сделанные старшими братьями и сестрами ребёнка.

• Игры, изготовленные воспитателем совместно с детьми, родители которых не смогли или не захотели участвовать в проекте, (т. к. дети очень переживали, что родители им не помогли сделать игру).

• Игры, созданные ребёнком самостоятельно по собственной инициативе в свободное время на базе полученного ранее опыта изготовления игр с взрослыми.

3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

• Выставка развивающих игр.

• Презентация проекта.

• Трансляция опыта работы педагогом другим педагогам ДОУ.

• Выступления на семинарах, круглых столах, трансляция опыта работы в сборнике и т. д.

Интеграция образовательных областей:

В проекте реализуется принцип интеграции образовательных областей.

Образовательная область «Здоровье»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Образовательная область «Физическая культура»

Формировать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Образовательная область «Социализация»

Развитие игровой деятельности детей.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Образовательная область «Труд»

Воспитание трудовой деятельности.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Образовательная область «Безопасность»

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

Образовательная область «Познание»

Сенсорное развитие. Расширение кругозора детей. Развитие проектной деятельности всех типов.

Образовательная область «Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Практическое овладение нормами речи.

Образовательная область «Художественное творчество»

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству.

Ресурсное обеспечение проекта:

Проект малозатратный. Использовался бросовый материал (коробки, крышки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, карандаши цветные, фломастеры, цветная бумага, белый картон, фигурки от Киндер-сюрпризов, картинки из календарей и т. д.

Изготовлены и описаны 42 развивающие игры. Были разработаны конспекты НОД по изготовлению игр – самоделок. Сценарии развивающего общения детей друг с другом по обучению детей правилам игры. Составлены рекомендации для родителей. Составлены Анкеты для родителей. Составлен мониторинг. Планирование работы по созданию «Мастерской развивающих игр». Разработаны формы организации работы с родителями.

Презентация проекта:

Опыт работы по проекту Мастерская развивающих игр» был представлен нами

на следующих мероприятиях:

1. Всероссийский семинар (25-27 мая 2009 года в городе Москва организатор – Федеральный институт развития образования) «Как мы выравниваем стартовые возможности детей в предшкольный период жизни». Презентация опыта работы по проекту «Мастерская развивающих игр» и «Мастер-класс».

2. Окружной семинар 29. 04. 2010г. «Готов ли ребёнок к школе».

Презентация проекта «Мастерская развивающих игр», детский «Мастер – класс» «Игровое партнёрство» (дети и взрослые, Выставка развивающих игр-самоделок.

3. Окружной семинар 27.05.2010 г. «Взаимодействие детского сада и школы: проблемы и пути решения» Транслировались элементы игровых образовательных технологий, направленных на формирование у детей элементарных математических представлений. (Игры- самоделки по ФЭМП)

4. Круглый стол 02. 02. 2010 г. «Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности – интегративный подход к достижению итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с ФГТ)

развивающее общение детей друг с другом, с взрослыми (на основе проекта «Мастерская развивающих игр»).

5. Окружной круглый стол 21. 10. 2010г. «Преемственность технологий в дошкольных учреждениях и начальной школы».

Доклад: «Какие у нас дети. Анализ и разработка индивидуальной траектории реализации основной общеобразовательной программы в группе»

6. В сборнике Департамента образования г. Москвы «На пути к реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». (Москва. Центр «Школьная книга» 2010г.)

7. Презентация проекта в группе «Поиграем вместе» Награждение победителей грамотами и призами по разным номинациям «Самые активные участники», «Самая интересная игра», «Самая познавательная игра». Проходил шашечный турнир сборных команд детей и их родителей. Чаепитие.

Практическая значимость:

1. Дети с интересом стали включаются в совместную продуктивную деятельность, видят свое место в ней.

2. У детей появилось стремление довести начатое дело до конца, получить результат, который будет интересен другим людям.

3. Дети увереннее стали осуществлять самостоятельную деятельность, им не требуется обязательная оценка и поддержка взрослого.

4. Дети стали дольше по времени сохранять интерес к данной традиции своей группы - делать развивающие игры своими руками. Многие дети передали свой интерес и «заразили» своих родителей.

5. Дети стали больше внимания уделять сути игры, чем ее внешнему и яркому оформлению.

6. Дети активнее и больше стали играть в развивающие игры, выбирая их по собственному желанию.

7. Дети активней и легче стали находит себе партнеров для игры. Появилось отношение к товарищу в группе как к члену игровой команды. А разнообразие представленных игр позволило каждому ребенку включаться в игровые команды по интересам.

8. Дети стали более ответственны и любознательны, они всем интересуются и придумывают всё новые и новые игры. Родители вынуждены откликаться на запросы и потребности ребенка. Если отклик не последовал, ребенок испытывает состояние подавленности. Родители вынужденно концентрируют свою педагогическую компетентность и обращаются за советом к воспитателю.

9. Среди «проблемных» детей достигнуты улучшения по большинству показателей (речь, внимание, поведение, развитие мелкой моторики, коммуникативность и т. д.)

Выводы:

Во время осуществления проектной деятельности дети показали следующие результаты:

• Улучшилось настроение детей во время игр. У многих детей стала преобладать уравновешенность, исчезла раздражительность. Настроение стало более устойчивым, исчезла подавленность во время игры, во взаимоотношениях с другими детьми стало преобладать положительное. Дети стали дружелюбнее, заботливее друг к другу.

• Активное общение во время игры улучшило и качество речи у детей. Дети научились договариваться друг с другом, стали более уверенно общаться с взрослыми.

• Игровая деятельность стала более совершенна. От рассматривания игр и бездумным действиям определился переход к игровым действиям с соблюдением определенных правил.

• Детям нравиться играть в игры – самоделки и любую свободную минуту они занимались игрой или мастерили новую игру на основе приобретённого опыта.

• Родители стали чаще обращаться за советом к воспитателю как к авторитетному лицу.

Возродилась традиция вечерних семейных совместных игр.

• Дети стали бережнее относиться к играм и игрушкам.

• За время работы по проекту было сделано и описано 42 развивающие игры.

Перспективы дальнейшей работы:

• Организация работы семейного клуба «Игралочка»

Цели: Создание позитивного микросоциума, в котором каждый из его участников смог бы творчески организовать свой досуг в процессе совместной с дошкольным учреждением деятельности по созданию развивающих игр – самоделок.

Задачи: 1. Научить родителей использовать свободное время в совместной деятельности с ребёнком.

2. Раскрыть творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности по изготовлению игр-самоделок.

3. На основе изготовленных игр формировать у детей умение играть по правилам, договариваться во время игровых действий, следить за игровым действием.

4. Пополнить семейный базис новыми знаниями, умениями и навыками.

5. Построить активный механизм обмена впечатлениями между участниками клуба.

• Реализация будущего проекта «Весёлая математика»

(Изготовление игр с геометрическими фигурами, игр с математическим содержанием и т. д.)

Список используемой литературы.

1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Москва. 1992г.

2. Вайнер М. Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». М.: Педагогическое общество России, 2004.

3. Венгер Л. А., О. М. Дьяченко, Р. Н. Говорова. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1989.

4. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонением в развитии». М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6. Мазепина Т. Б. «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах». Ростов-на-Дону: «Феникс»,2003.

7. Никитин Б. «Развивающие игры». М.: Педагогика, 1985.

8. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М.: Просвещение, 1982.

9. Новоселова С. Л. «Умственное воспитание детей в игре». М.: Просвещение,1989.

10. Скоролупова О. А. ,Логинова Л. В. «Играем?. Играем!». М.: Скрипторий, 2006.

11. Тихонова Л. И., Саливанова Н. А. «Математика в играх с лего-конструктором». С - П.: Детство-Пресс, 2001.

12. Юзбекова Е. А. «Ступеньки творчества». М.: Линка-Пресс,2006.

Игра из бросового материала «Поймай комара» Сделала воспитатель.

Публикации по теме:

Презентация «Открытие сезона классической музыки в ДС» Презентацию подготовила Нагорнова Татьяна Фёдоровна, музыкальный руководитель д/с №2335 САО. октябрь 2012 год ДС №2335 САО. Презентация рассказывает.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • ПДД
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Проект «Мастерская развивающих игр» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 апреля 2013 в 22:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Вас в сказку добрую зовём»
Под таким названием 15 августа в Кореновской детской библиотеке состоялось интересное мероприятие для дошколят ( интерактивная викторина. Дети вместе с...
«Любит лето детвора. На прогулку нам пора.» Фото отчёт об оформлении участка.
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вам прогуляться по нашему участку. Это оборудование для игр с мячами. Над столом находится...
Прогулка «Наблюдение за цветами».
Цели: Учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, различать характерные признаки растения; воспитывать бережное отношение к...
Музыкальные картинки летних дней в детском саду фотоотчет
Лето - чудесное время года! Его деньки играючи пролетают оставляя в памяти массу впечатлений. В нашем детском саду каждый день пребывания детей...
Календарное планирование по логоритмике для подготовительной группы на октябрь 2017.
Доброе утро, уважаемые коллеги! Продолжаю делиться календарными планами по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Напоминаю, я провожу логоримтику 1...