Папки-передвижки

Проект «Математические знайки»

Елена Киприянова
Проект «Математические знайки»

Паспорт проекта

Тип проекта : информационно-исследовательский;

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

По содержанию – Фронтальный, Долгосрочный.

Объект исследования - образовательный процесс ДОУ.

Предмет исследования - развитие математических способностей дошкольников.

Публикация «Проект „Математические знайки“» размещена в разделах

Актуальность: Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит. Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Цель проекта : Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы работы.

Задачи:

• Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.

• Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

• Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.

• Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.

• Новизна проекта

• Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной и той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

• Предполагаемые результаты проекта

• положительная динамика мониторинга по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста;

• формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

• применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;

• осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале;

• развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей.

Введение:

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования, фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Перед педагогами дошкольных учреждений в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Дети очень любопытны, они хотят знать обо всём, они хотят знать прямо сейчас, и, совсем не имея своего суждения, они хотят знать обо всём без исключения. И часть этого всего-математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

Нетрадиционные формы по формированию ФЭМП в режимных моментах и НОД:

• Игры - соревнования.

• ( Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

• КВН.

• (Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

• Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

• Сюжетно-ролевые игры.

• (Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).

• Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)

• Игры по взаимообучению.

• (Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

• Игры-сомнения (поиск истины).

• (Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

• Игры-путешествия.

• Сказки.

• Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

• Игры типа «Следствие ведут знатоки».

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

• Игры викторины.

План реализации проекта

I этап – подготовительный (январь)

Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, первичная диагностика, изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете.

II этап – основной (февраль-май)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Презентация проекта – открытое занятие по ФЭМП для педагогов и родителей.

III этап – итоговый (май)

Проведение итоговой диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

I этап – подготовительный

Оснащение образовательного процесса, педагоги Дети Родители Сроки

Изучение методической литературы, поиск материалов в интернете

Составление перспективного плана работы. Разработка конспектов занятий с использованием занимательного материала Проведение первичной диагностики.

Беседы: «Кому и зачем нужна математика;

«Где можно встретить математику;

Чт. стих - я- С. Маршак: «Открываем календарь – начинается январь»;

-Математическая викторина по сказкам. Родительское собрание в нетрадиционной форме, сообщение «Образовательные и воспитательные задачи по ФЭМП в старшей группе.

«Мастер – класс» по ФЭМП.

«Математика - царица всех наук»

Индивидуальные беседы о результатах диагностики

Вопросник

«Математика для развития Вашего ребенка»

январь

II этап - основной

Подбор занимательного материала, настольно-печатных игр.

Изготовление нетрадиционных дидактических игр. -Чтение математической сказки «В стране математики в пластилиновом районе».

-Дидактическая игра

«Геометрическая мозаика».

-Инсценировка сказки «Теремок».

-Дидактическая игра – путешествие

«Путешествие матрёшек» Консультация для родителей

«Математика в повседневной жизни ребенка».

Буклет «Игры, которые можно провести дома».

февраль

Оформление уголка занимательной математики.

Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей «Когда это бывает?»,

«Ищи и найдёшь»,

«Игра «Что бывает»

Математическое развлечение «Математика-страна чудес»

Папка-передвижка «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»

Тематическая выставка «Удивительный мир математики»

март

Изготовление дидактической игры «Составь фигуру из счетных палочек», «Найди нужный предмет»

Подбор сюжетно-дидактических игр.

Создание лэтбука «Математика повсюду». Игра -путешествие «Математические острова» - загадки про геометрические фигуры;

С. д. игра «Магазин»

Индивидуальная работа с использованием развивающих математических игр.

Математический КВН Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики рук»

Консультация «Использование игровых шуток в свободное время» апрель

III этап – заключительный

Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности

Презентация проекта в форме открытого занятия для родителей.

Итоговая диагностика.

Итоговое занятие «Математическое королевство» (совместно с родителями) Индивидуальные беседы и консультации.

Участие родителей в открытом итоговом занятии «Математическое королевство» Май

III этап – заключительный

Была проведена повторная диагностика с детьми.

Анализ результативности проекта

динамика роста математического развития детей на начало и конец диагностики.

Результаты начальной диагностики:

Высокий уровень – 2 чел. 11 %

Средний уровень – 6 чел. 33%

Низкий уровень – 10 чел. 56%

Результаты итоговой диагностики:

Высокий уровень –11 чел. 61%

Средний уровень – 7 чел. 39%

Низкий уровень – 0 чел. 0%

В ходе проведения проекта дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.

Произошло повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в ФЭМП у детей.

Оформлен уголок занимательной математики, создан Лепбук. Изготовлены нетрадиционные дидактические игры по математике.

Проведен совместно с родителями КВН «Математическое королевство».

Вывод: У детей развились коммуникативные и познавательные способности, появился интерес к математике, развитие внимания, памяти, совершенствовалась речь, воображение в различных видах продуктивной деятельности (аппликация, рисование, конструирование, лепка и др., эмоциональная отзывчивость, при использовании нетрадиционных форм работы. Дети умеют строить догадки, экспериментировать, искать способы решения различных ситуаций. Оформлены папки передвижки «Веселые цифры», «Логические задачи математического содержания по теме «Количество и счет»; Проведены познавательные беседы и мероприятия.

Таким образом, в игровой форме формирование у ребенка знания из области математики научит его выполнять различные действия, разовьёт память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, ориентироваться на плоскости, во времени, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

Список используемой литературы:

1. Большая книга развития логики для детей. Развиваем память, думаем, решаем, соображаем. Гаврина С. Е. Ярославль. Академия развития 2009г.

2. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 5 – 6 лет. А. В. Белошистая

3. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М. : Просвещение, 1997 г.

4. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.

5. Математика – это интересно. З. А. Михайлова 6. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М. : Гелеос. – 2008 г.

7. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. И. Н. Чеплашкина. Санкт-Петербург 2008г.

8. Развивающие игры для дошкольников. Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева. Ярослав

9. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М. : «Ювента», 2008 г. 10. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. А. А. Смоленцева.

Публикации по теме:

«Путешествие на математические острова» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия. Задачи: • Образовательные: • Закрепить умение ориентироваться.

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по карте Знайки» Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по карте Знайки» Цель: обобщение знаний, полученных.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у Знайки и его друзей» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «В гостях у Знайки и его друзей» Программное содержание: формирование.

Конспект занятия по профилактике школьной дезадаптации «Задания Знайки» в подготовительной к школе группе Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 17» ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по профилактике школьной.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Уроки Знайки» Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Уроки Знайки» Задачи: формировать представление детей об опасных.

Математические игры Игры с цифрами и числами "Перевёртыши" Цель: упражнять детей в сложении (прямом и обратном, учить определять место числа в натуральном.

Математические игрыМатематические игры Хочу представить вам две новых игры по математике. Первая игра "Сколько?". Цель игры: закреплять знания детей о числах, отрабатывать навыки.

Математические игры-забавы Математические игры-забавы «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Занятие «Математические загадки» ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ Математические сказки для дошкольников. В.

Сценарий развлечения по ПДД «Знайки-Зазнайки» в средней группе Патимат Рамазанова Сценарий развлечения по ПДД «Знайки-Зазнайки». (средняя группа) Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Математические знайки»
Опубликовано: 27 сентября 2018 в 12:25
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД