Проект «Матрёшки — крошки».

Алла Мокрецова
Проект «Матрёшки — крошки».

Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители неприходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденное живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.

В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.

Все мы в детстве играли этим удивительнейшим произведением - матрешкой. Мы никогда в то время не задумывались об ее происхождении, истории.

«Матрешка»

Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Как две радуги выгнуты брови.

Губы - мака пунцовый наряд,

И румянцем, свежее моркови,

Глянцевитые щеки горят.

Так же с третьей, четвертой и пятой -

Вынимай их одна за другой!

Пусть становятся в ряд, что солдаты

Рдеют щеки и брови - дугой.

Бус цветистых на них мы нанижем,

А милей они чопорных дам,

И дивятся им Лондон с Парижем.

И, должно быть, завидуют нам.

Всеволод Рождественский.

Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна»)

— русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, часта тема России в образе девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно существует, но все более набирает популярность матрёшка с изображением портрета на ней - портретная матрёшка.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Густые, местами непроходимые леса этого заволжского края давали приют старообрядцам, гонимым патриархом Никоном, стрельцам во времена Петра I, крепостным, бежавшим от помещичьего произвола. В этих краях традиции древнерусского орнамента хорошо знали и использовали в декорировании прикладных изделий.

Матрешка в России появилась впервые в конце XIX века, когда кто-то из гостей привез меценату Савве Мамонтову в его село Абрамцево японскую фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая разделялась на две части. Внутри нее была спрятана фигурка поменьше, таких куколок было пять штук. Первая русская матрешка была выточена по этому образцу в одной из московских игрушечных мастерских. Массовым же производством русской народной куклы занялись умельцы Сергиева-Посада. Особый интерес к русской матрешке со стороны иностранцев, посещающих Троице-Сергиеву Лавру, обусловил то, что Сергиев-Посад стал центром матрешечной росписи. Матрешки расписывали все, кто умел держать в руках кисть. Занимались росписью матрешек и в других городах: Семенове, Полховском Майдане. В каждом городе есть свой особый стиль росписи матрешки. Особенно ценны авторские работы.

Сначала матрешку расписывали под образ русской красавицы, но затем появились и другие образы: исторические матрешки (с лицами вождей, царей, императоров, матрешки по мотивами русских народных сказок (Курочка Ряба, Теремок, Колобок и т. д., матрешки в сарафанах с изображениями памятников культуры и архитектуры. Валентина Гулыгина, автор матрешек, расписала свою куклу в «Круг жизни земной»: здесь сама матрешка — прообраз русской женщины, ее муж, их дети — модель русской семьи. Познавательно посетить музей русской матрешки, который находится в Леонтьевском переулке, в Москве.

Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание” А. И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В. П. Звездочкин.

Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы.

Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.

Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина “ Детское воспитание ” из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С. В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.

Конечно, в первую очередь матрешка — сувенир, образец народного творчества, памятник русской культуры, но не стоит забывать, что в этой с виду незатейливой забаве скрыт широкий потенциал для раннего развития ребенка. Помимо культурного воспитания, малыш может научиться на примере матрешки различать понятия: «большой -маленький», «больше -меньше», «половина-целое», «старший -младший»; развить мелкую моторику, играя с половинками маленьких матрешек; постичь логику правильно собранной куклы; научиться выстраивать ряды по убыванию и возрастанию. С матрешками можно играть в сюжетно-ролевые игры: кормить, укладывать спать, катать на машинках, водить гулять и в гости к другим игрушкам. Для них можно строить соответствующие по размеру домики. А если в матрешку заранее что-то положить, то она может послужить отличной погремушкой. Для малыша постарше можно загадать загадку: какие матрешки ели на обед фасоль, а какие гречку. Пусть ребенок определит это по звучанию насыпанных внутрь матрешек круп. Матрешки также помогут ребенку освоить прямой и обратный счет, выучить основные цвета, части лица человека. Можно дать матрешкам имена и наделить их разными чертами характера, разыгрывая с ними разнообразные бытовые сценки. Матрешки могут помочь запомнить дни недели и месяцы, если, например, каждой матрешке дать имя соответствующее дню недели или месяцу.

Ныне матрешки - визитная карточка России. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки.

Литература:

«Рисование с детьми 4-5 лет» Д. Н. Колдина. М. Мозаика – синтез 2010г.

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Г. С. Швайко. М. Владос 2000г.

«Народное искусство: художественные промыслы СССР» Б. М. Носик. М. Планета 1987г.

Цель проекта:

Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи проекта:

1. Научить дошкольников различать матрёшек по основным признакам: цвету, величине.

2. Выяснить влияние русской народной игрушки – матрёшки на эстетическое развитие дошкольника.

Актуальность проекта

у детей нет представления о матрёшке, как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности.

Гипотеза:

Воспитание у детей эстетических, нравственных, патриотических чувств, посредством народного декоративно-прикладного искусства.

Объект:

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

База исследования:

Детский сад №1 «Журавушка», группа №3, группа №7

Этапы реализации проекта:

12.03.2013г. -19.03.2013г. – группа №3; 15.03.2013г. - 22.03.2013г. – группа №7

Участники проекта:

Дети и воспитатели средних групп.

Модель реализации проекта:

Направление работы, одержание деятельности, срок исполнения,исполнители.

Знакомство с матрёшкой, как народной игрушкой. Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек и людей в длинной одежде.

Дидактическое упражнение «Весёлые матрёшки».

НОД «Танцующая матрёшка».

Закрепление понятий «большой», «маленький». Рассматривание матрёшек и домов разной величины.

Анкетирование детей.

НОД «Дома для матрёшек».

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок изобразительной деятельности в группе:

а) рассматривание и описание детьми матрёшек;

б) рассказ воспитателя о матрёшке и её мастерах;

в) составление детьми рассказов с персонажем – матрёшкой;

г) дидактические и хороводные игры с участием матрёшки.

2. Занятие в изостудии «Капитошка».

Предполагаемые результаты:

Для детей:

знания о Матрёшке, как о национальной игрушке.

Для педагогов:

1. Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности.

2. Повышение компетентности педагогов по приобщению детей к русской культуре.

Приложение №1. НОД «Танцующая матрёшка».

Цель: учить детей рисовать человека в длинной одежде – сарафан, кофточка и платочек; изображать одно из танцевальных движений рук у матрёшки; украшать сарафан матрёшки узором, состоящим из двух элементов в чередовании, располагая узор на одежде в указанных местах; учить смешивать краски, рисовать всей кистью и её концом.

Материал: альбомного листа, краски, кисти, салфетки, «непроливайки».

Краткий ход: Загадывание загадки. «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка».(Матрёшка)

- Сегодня к нам в гости пришла Матрёшка ей очень скучно одной, и она просит нас найти ей подружек. А как мы сможем ей помочь? Правильно, нарисовать. Матрёшек у нас будет много, поэтому мы сделаем хоровод танцующих матрёшек.

Вот Матрёшки встали в ряд, что-то нам сказать хотят.

«Очень любим мы Матрёшки разноцветные одёжки:

Всегда раскрашены на диво очень ярко и красиво».

Показ рисования Матрёшки.

1. Рисуем лицо.

Какой оно формы? (овальное) Какого цвета (бледно- оранжевое). Как можно сделать такой цвет? (смешать оранжевую краску с белой).

2. Рисуем сарафан.

Какого цвета сарафан? (красный) Он длинный, около шеи узкий, а книзу расширяется.

3. Вокруг головы нарисуем жёлтый платочек.

Рисовать его будем двумя дугами, а завязанные концы способом «примакивания».

4. Рисуем светлые рукава кофточки.

Но наша Матрёшка танцующая, поэтому одну руку с платочком мы ей поднимем вверх.

5. Глаза, губы и кончик носа нарисуем концом кисти.

6. Украшение сарафана.

Ах, Матрёшечка – Матрешка.

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Яркие букетики!

Динамическая пауза. «Матрёшки».

Мы весёлые Матрёшки – руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку.

Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.

На ногах у нас сапожки – поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги.

Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.

В сарафанах наших пёстрых – имитация держания за подол сарафана.

Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.

Мы похожи, словно сёстры – держаться за воображаемые концы платочка и приседают.

Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.

Закрепляется последовательность рисования Матрёшки и дети приступают к самостоятельной работе.

Итог: Матрёшка благодарит детей за помощь.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах

На столе у нас живут, всех Матрёшками зовут.

Приложение №2. НОД «Дома для матрёшек».

Цель: учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из прямоугольника, квадрата и треугольника; продолжать учить составлять сюжетную композицию, воспитывать отзывчивое отношение к окружающим.

Материал: альбомный лист, цветные карандаши.

Краткий ход: Загадывание загадки. «В этой молодице прячутся сестрицы.

Каждая сестрица – для меньшей – темница».(Матрёшка)

В гости к детям пришли 2 Матрёшки – большая и маленькая.

У семёновских Матрёшек разноцветные одёжки.

Поиграли, порезвились и одна в одну сложились.

-Попробуем сложить маленькую Матрёшку в большую – получилось? (ДА). А теперь наоборот - большую в маленькую – получилось? (Нет).

Раскрываешь расписную,

Глядь, - а в ней ещё одна,

И похожа на большую –

Распрекрасная краса!

-Ребята, Матрёшкам хочется иметь свои домики. Как мы можем им помочь? (Нарисовать). Какой дом нужен для большой Матрёшки? (Большой). А для маленькой? (Маленький).

-Посмотрите, как мы нарисуем дом:

1. Рисуем большой прямоугольник – это стены для большого дома, внутри маленький прямоугольник – дверь и квадрат – окно.

2. Сверху дорисовать треугольник – крыша.

3. Рядом также нарисуем маленький домик.

4. Рисунок надо закрасить. Закрашивать будем сверху вниз, нанося штрихи рядом.

5. Дома нужно соединить дорожкой, чтобы Матрёшки могли ходить друг к другу в гости.

Динамическая пауза: «Матрёшки».

Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.

Танцевать, танцевать вышли мы немножко – притопы на месте.

Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.

А у нас, а у нас чистые ладошки – хлопки в ладоши.

Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.

А у нас, а у нас новые сапожки – поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд.

Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.

Танцевать, танцевать вышли мы немножко – повороты с притопами вокруг себя.

После закрепления последовательности работы, дети приступают к рисованию.

Итог: Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрёшечка.

Приложение №3 Анкета для детей «Любимые игрушки».

1. Какие игрушки есть у тебя?

2. Какие из них ты любишь больше всего?

3. Любишь ли ты игрушки, сделанные руками взрослых?

4. Какую игрушку ты мечтаешь получить на день рождения?

5. Играют ли с тобой взрослые?

6. Какая игра тебе запомнилась?

7. Если игрушка сломалась, что ты делаешь?

8. Как ты относишься к деревянным игрушкам (матрешки).

Публикации по теме:

Игрушки, которые нам помогают.Игрушки, которые нам помогают. Мир игрушки удивительно многообразен. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает.

Кукла Сонница.Кукла Сонница. Сложно представить детство ребенка любого времени, любой национальности без игрушки. Мир игрушки удивительно разнообразен. Здесь живут рядом.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Проект «Матрёшки — крошки».
Опубликовано: 24 мая 2013 в 14:03
+36
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...