МААМ-картинки

Проект «Метеобюро-народные приметы»

Татьяна Савина
Проект «Метеобюро-народные приметы»

Автор проекта : Савина Татьяна Васильевна.

Вид проекта : познавательно – творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Срок реализации: июнь.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Интеграция образовательных областей:

о. о. Познание – наблюдение за облаками, растениями, насекомыми, птицами.

Публикация «Проект „Метеобюро-народные приметы“» размещена в разделах

о. о. Коммуникация – беседа «Что такое народные приметы», заучивание народных закличек, стихов о лете. Речевая игра «Эхо».

о. о. Художественное творчество – рисование «Золотой луг»,

аппликация: «Разноцветная полянка»

о. о. Социализация – игры: «Дождик и солнце», «Венок.», «Найди свой цветок.», игра – путешествие «В гости к дедушке АУ». «Солнечные зайчики и тучка».

о. о. Музыка – прослушивание музыкального произведения «Голоса леса»,

игра – хоровод «По малину в сад пойдем», народные игры с музыкальным сопровождением.

о. о. Физическое развитие – игры малой и средней подвижности : «Венок», «Дождик и солнце», «Солнечные зайчики и тучки», упражнение «Лето», игра под музыку Железновой.

Актуальность:

- Ценность народных примет, как предвестников будущей погоды для человека.

- Возрастающий интерес к живому наблюдению за природой.

- Внимание к истории предков, уважение и сохранение народных традиций.

- Воспитание экокультуры.

Проблема: .Можно ли предсказать погоду, используя народные приметы.

Цель проекта : Приобретение детьми навыков экологической культуры, повышение экологической грамотности через различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, творческую.

Задачи: - Воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.

Активизировать познавательную деятельность.

Развивать связную речь, коммуникативные качества, желание делиться информацией, пополнить словарный запасдетей новыми словами: растения – синоптики, барометр.

Этапы работы над проектом :

1 Подготовительный этап:

Разработка проекта.

Постановка цели и задач.

Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература.)

Разработка конспектов.

2этап – основной :

Беседы, целевые прогулки, наблюдения, опыты, заучивание стихов о лете, народных закличек, рисование, аппликация.

3 Заключительный этап :

Игра – путешествие «В гости к дедушке АУ».

Формы работы:

Беседы о природе, растениях – синоптиках, народных приметах.

Целевые прогулки в лесопосадку, на луг.

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала.

Наблюдения в природе, сравнение результатов наблюдений.

Заучивание стихов о лете, народных закличек.

Разучивание народных игр, игровых упражнений.

Зарисовка растений – синоптиков в разную погоду.

Участие родителей в реализации проекта :

- Помощь в подборе информации.

- Беседы с детьми.

- Прогулки в лес. Наблюдения за растениями, насекомыми.

- Информация о растениях – синоптиках.

- Знакомство детей с народными приметами.

- Заучивание стихов, народных закличек.

Предполагаемый результат:

Повышение экологической грамотности.

Приобретение знаний о растениях – синоптиках, насекомых, умеющих предугадывать погоду.

Удовлетворение познавательной активности детей средством выражения и развития творческой активности.

Результаты реализации проекта :

Результатом реализации проекта стала игра – путешествие на лесную полянку к дедушке АУ, где дети показали свои знания по истории и культуре русского народа.

Повысилась экокультура детей, познавательная деятельность.

Значительно возросла речевая активность: дети охотно делились информацией, вступали в диалог со сверстниками и взрослыми.

Повысились коммуникативные качества детей, возросла творческая активность.

Решили продолжать работу по данному направлению в подготовительной группе и создать специальный справочник : «Растения в народных приметах».

ПРИЛОЖЕНИЕ:

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

- Паук усиленно плетет сети - к сухой погоде.

- Паук забился в угол - к ветру

- Лягушки расквакались - к непогоде.

- Муравьи прячутся в гнезда - к грозе

- Ласточки летают низко - перед дождем.

- На кустах акации много пчел - перед дождем.

- Сильная роса - к ясному дню.

- Дождь сквозь солнце - к ненастью.

- Радуга вечером - к хорошей погоде.

- Радуга утром - к дождю.

- Вечером сильно стрекочут кузнечики - к хорошей погоде.

- Цветы одуванчика перед дождем закрываются.

- Цветы мать-и-мачехи при появлении дождевой тучи закрываются.

- Цветы мальвы перед дождем поникают, кажется, что они завяли.

- Цветы цикория перед дождем закрываются.

- Фиалки перед дождем опускают свои цветочки к земле, так им легче переносить удары дождевых капель.

- Клевер собирает свои листья и соцветия в горсточки, чтобы их не побило дождем.

- Цветы вьюнка полевого перед дождем плотно закрываются.

- Если цветы мокричника закрыты - будет дождь.

- Цветы календулы перед дождем закрываются.

- Хвойные деревья опускают свои ветки перед дождем.

- Если пчелы роем гудят на черемухе, рябине - будет хорошая погода.

- Обилие ягод - к суровой зиме.

- Если во время дождя на лужах расходятся пузыри - к затяжной дождливой погоде.

ЗАГАДКИ.

Солнце печет, липа цветет,

Рожь поспевает - когда это бывае (летом)

Крашено коромысло

Через реку повисло? (радуга)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

(солнце)

Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать, ни войти.

(радуга)

Два брата родных:

Одного всякий слышит, да не видит,

Другого всякий видит, да не слышит.

(гром и молния)

С неба падают ледышки,

Прямо падают в ладошки,

Есть ледышки меньше крошки,

Есть ледышки больше шишки.

(град)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села (молния)

Крякнул гусь на всю Русь (гром)

Алена – царевна по городу ходила,

Золотые ключи обронила,

Ночь они на земле лежали,

А утром в небеса убежали.

(роса)

Посмотрю я в окошко:

Идет длинный Антошка,

Он с неба пришел,

Да в землю ушел. (дождь)

НАРОДНЫЕ ЗАКЛИЧКИ.

-Дождик, дождик, пуще - хлеба будут гуще.

-Дождик, дождик посильней, прогони моих гусей,

Мои гуси дома - не боятся грома.

-Дождик, дождик посильней

Рассыпайся жемчугами,

Чтобы в комнате моей

Сладко пахло тополями.

-Дождик, дождик, шибче лей,

Лей потоки золотые -

На траву, на голубей,

На березки молодые.

- Дождик, дождик, поливай

Нашу Лизу веселее,

Лиза, Лиза вырастай нам на радость поскорее.

КОНСПЕКТ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: Игра - путешествие «В гостях у дедушки «АУ».

Цель: Продолжать знакомить с народными приметами.

Задачи: Воспитывать бережное отношение к природе, познавательный интерес.

Формировать умение делиться информацией.

Развивать творческие способности, речь, мышление, коммуникативность.

.

Ход.

Упражнение «Лето»

Луг совсем как ситцевый бегут по кругу на носочках,

Всех цветков платок руки на пояс.

Не поймешь, где бабочка, приседают, поднимают и

Где живой цветок. смыкают руки над головой.

Лес и поле в зелени Встают, разводят руками в стороны

Синяя река Покачивают руками, изображая

волны.

Белые пушистые в небе Бегут по кругу на носочках.

облака.

Воспитатель: Дети, хотели бы вы побывать на лесной полянке?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда садитесь в «Автобус», он нас и довезет до леса.

Игра под музыку Железновой «Автобус»

Воспитатель: Вот и лесная полянка. Как здесь хорошо! ( слышится : о-о-о)

Дети, что это такое? Кто нам отвечает?

(Выходит Дедушка АУ)

Дед АУ: Здравствуйте, ребята.

Я живу в горах, в лесу

И зовут меня АУ

Воспитатель: Здравствуй дедушка АУ, ты ЭХО?

Дед АУ: Эхо, Эхо, вот потеха

Я сейчас умру от смеха.

Повторяю я за вами

Все что скажите вы сами.

Хотите со мной поиграть?

Речевая игра «ЭХО»

- Эхо, я тебя зову!

- АУ, АУ! (Призывно)

- Ты уже поело?

- Ело, Ело. (Утвердительно)

- Хочешь булочку мою?

- Чью? Чью? (Вопросительно)

- Я тебе конфету дам!

- Ам! Ам! (Радостно)

- Эхо, ближе подойди

- Ты иди, ты иди. (Просительно)

- А вдруг там болото?

- То-то, То-то. (Испуганно)

- Ладно, я потом приду.

- Жду, жду. (Успокаивающе)

Дед АУ: Я рад видеть вас на своей лесной полянке. Походите, поглядите какие здесь травы растут, цветы.

(Дети ходят по полянке.)

Расскажу вам дети, что цветы здесь не простые, они умеют говорить, предсказывать погоду.

Давно, давно люди заметили, что если цветы одуванчика закрыты - будет дождь.

Воспитатель: Дедушка АУ, а дети тоже могут по растениям рассказать о погоде.

Дети называют приметы.

Дед АУ: Молодцы, много знаете народных примет

Игра «Венок.»

Дети встают в круг, поют и выполняют движения.

Из цветов сплетем венок Вращают кулачками (плетут

венок)

Вот гвоздика Протягивают вперед правую

руку и ставят ее на пояс.

Вот вьюнок Тоже левой рукой.

Желтая ромашка Повторяют движения

Розовая кашка 2 и3 строчки.

Некрасива лебеда,

Только это не беда,

Лебеду ты не срывай,

А попробуй нас поймай. Дети разбегаются, водящий их

ловит.

(Пойманные дети импровизируют танец цветов.)

Дед АУ: А теперь мои ребятки, загадаю вам загадки.

(Загадки)

Молодцы. Хорошо умеете загадки отгадывать.

Дед АУ обращает внимание, что на лесной полянке есть муравейник.

Рассказывает как по поведению муравьев можно предсказать погоду.

- Муравьи прячутся в гнезда - к грозе.

Предлагает понаблюдать за муравьями и попробовать предсказать погоду.

Воспитатель: Дед АУ, а дети еще знают народные приметы.

(Дети называют приметы о насекомых.)

Воспитатель: А еще наши дети знают народные заклички и стихи о лете.

(Чтение закличек, стихов.)

Игра «Дождик и солнце.»

Дед АУ: Случится в солнечный денек

Ты в лес придешь поглуше

Присядь попробуй на пенек

Не торопись, послушай.

(Дети слушают записи звуков леса.)

Дед АУ: Красив наш русский лес. Круглый год приходят люди в лес, и лес щедро отдает свои подарки.

И сегодня я хочу вас угостить лесной ягодой - малиной.

Преподносит корзину с ягодами.

Любите, дети, лес. Берегите его!

Прощается и уходит.

Воспитатель: Дети, и нам тоже пора уходить из леса. (Дети берутся за руки и тихо уходят с полянки.)

Затем «садятся в автобус»

Игра под музыку Железновой «Автобус»

О. О. ПОЗНАНИЕ.

Наблюдение за облаками.

Цель: Воспитывать интерес к природным явлениям.

Формировать умение определять погоду по облакам.

Развивать умение делать открытия, уметь рассуждать, развивать творческие способности.

Методические приемы.

1 Загадка.

2 Рассуждения детей.

3 Игры: «Превращение капельки», «Солнышко и дождик».

4 Чтение стихотворения Акима «Облако»

5 Рисование облака, тучки, дождя

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Метеобюро-народные приметы»
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 14:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД