МААМ-картинки

Проект «Система использования в педагогической деятельности пословиц и поговорок»

Татьяна Громова
Проект «Система использования в педагогической деятельности пословиц и поговорок»

ПРОЕКТ

Методические рекомендации

«Система использования в педагогической деятельности пословиц и поговорок».

Подготовил:

воспитатель

Громова Т. В.

МДОУ д/с № 29 с. Дмитровский погост,

Шатурского района, Московской области

Актуальность.

Публикация «Проект „Система использования в педагогической деятельности пословиц и поговорок“» размещена в разделах

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Процесс овладения родным языком является самым важным в дошкольном периоде. Речевое развитие в дошкольном детстве основа воспитания и обучения детей.

В нашу жизнь активно вливается множество иностранных слов и терминов, что представляет угрозу нашему языку и нашей культуре.

Детство – это тот благоприятный период, когда возможно приобщение детей к истокам национальной культуры. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Из поколения в поколение народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиций, с помощью которой воспитывается ребенок в семье. Основу этой системы составляет устное народное творчество.

Ребенок усваивает родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок много времени проводит за компьютером, у экрана телевизора, чем в живом окружении. Они забывают о том, что ребенок должен слышать живую речь, видеть живое общение. Родители порой забывают спеть колыбельную на ночь, заменяя ее просмотром телепередачи «Спокойной ночи, малыши», не хотят почитать детям сказку, ссылаясь на усталость. Народные обряды и традиции также утрачивают свою значимость.

В дошкольном учреждении при ознакомлении детей с малыми фольклорными формами не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. На занятиях они используются редко, и все сводится к простому заучиванию тех же пословиц и поговорок. А ведь этот народный жанр очень важен для развития речи наших детей. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь. У детей развивается умение творчески использовать слово.

Важной задачей речевого развития является выработка дикции у детей. У детей еще не достаточно четко работают органы речевого аппарата. Некоторым детям присуща излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другое: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Незаменимым материалом для дикционных упражнений являются пословицы и поговорки. С помощью пословиц и поговорок дети учатся четкому и звонкому произношению. Пословицы и поговорки являются богатейшим материалом для звуковой культуры речи.

Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Поэтому возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

Педагогическая значимость.

Рекомендации могут быть использованы педагогами в воспитательно - образовательном процессе для создания образной, яркой и обогащенной речи детей, для формирования у них патриотических чувств.

Могут служить материалом для самообразования педагогов и родителей.

Цель.

Обучить педагогов методике ознакомления детей с пословицами и поговорками. Совершенствовать знания для использования и применения данного материала в практике.

Задачи.

1. Познакомить детей, педагогов, родителей с понятиями – пословица и поговорка.

2. Раскрыть важность и полезность изучения и применения пословиц и поговорок в жизни.

3. Изучение истории развития вопроса, применение пословиц и поговорок в педагогической деятельности.

4. Подобрать эффективные виды и формы работы с детьми, педагогами, родителями по применению пословиц и поговорок.

Условия.

1. В методическом кабинете.

• Оформить методические рекомендации по применению пословиц и поговорок в разных режимных моментах, в разных ситуациях и в разных возрастных группах.

• Обобщение опыта работы по данной теме.

• Материал по изучению данного вопроса в научно-методической литературе, статьях и журналах.

• Картотека с пословицами и поговорками.

• Подбор художественной литературы, произведений с пословицами и поговорками.

• Подбор иллюстраций по содержанию пословиц и поговорок.

• Подбор иллюстраций с ситуациями, где необходимо использовать пословицы и поговорки.

• Конспекты занятий и индивидуальная работа с детьми по использованию пословиц и поговорок.

• Картотека видов и форм работы с детьми по использованию пословиц и поговорок.

• Диагностический материал по определению и изучению умений детей применять пословицы и поговорки.

2. В группе.

• Картотека пословиц и поговорок с иллюстрациями и подбор иллюстраций с ситуациями, где необходимо использовать этот материал.

• Дидактические игры по теме.

• Видеофильмы, диафильмы.

• Художественная литература.

Участники.

Дети.

Педагоги.

Родители.

Формы и виды работы.

Дети. Педагоги. Родители.

Занятия.

Часть занятия. (во всех видах).

Блок занятий «Крылатая мудрость».

Развлечение «Семь раз отмерь, один отрежь».

Тематический день «С пословицей подружимся».

Праздник «Пословица всем делам помощница».

Часть праздника.

Использование в режимных моментах.

Практическая деятельность «За всякое дело берись умело» (лепка, оригами, рисование).

Выставка книг «К мудрости ступенька».

Театрализованная деятельность «Делу – время, потехе - час».

Народные игры

КВН «Пословица, мы тебя знаем».

«Поле чудес»

Игры «Закончи пословицу»,

«Пословицы шутят». Педагогическая мастерская «Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей» (А. С. Пушкин)

Копилка педагогических идей «В простоте слова - самая великая мудрость» (А. М. Горький)

Педагогический ринг «Пословицы - это цвет народного ума».

Выставка рисунка «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

Консультация на тему: «Ценность пословиц и поговорок».

Семинар – практикум «Мудрость народа».

Круглый стол «Русская пословица ко всему пригодится».

Мозговой штурм «Что такое пословица и что такое поговорка».

Тест «Мои пословицы и поговорки».

Анкетирование «Любимые пословицы в моей жизни».

Блиц – турнир «Народные педагогические миниатюры».

Папка – передвижка «Мудрые слова».

Буклет «О пословицах».

КВН «Встречают по одежке, провожают по уму».

Подбор и оформление картотеки.

Разработка методических рекомендаций по использованию пословиц и поговорок в работе с детьми.

Родительская гостиная «Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится».

Творческое задание: «Рисуем любимые пословицы и поговорки».

Сообщение на родительском собрании «Как использовать пословицы и поговорки дома».

Семейная газета «Счастье не ищут, а делают».

Конкурс «Пословица – учебник жизни».

Подборка книг с пословицами и поговорками для книжного уголка в детском саду.

Изготовление практического материала.

Изготовление дидактических игр для группы («Назови пословицу», «Собери пословицу»).

Ожидаемый результат.

Я считаю, что данный проект принесет положительный результат потому, что, приобщая детей к восприятию пословиц и поговорок как фольклорного жанра, мы

• Развиваем нравственные качества личности;

• Обогащаем речь детей;

• Развиваем образное мышление детей, память;

• Формируем у них высокий строй чувств;

• Предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка.

В проекте четко определены участники, задачи, разнообразны формы работы. Все это помогает ощутить необходимость использования данного проекта в своей работе.

Публикации по теме:

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Педагоги МАДОУ №37 «Журавлик» были награждены грамотамиПедагоги МАДОУ №37 «Журавлик» были награждены грамотами По заслугам и честь30 августа прошла Орехово-Зуевская районная конференция работников образовательных учреждений, посвящённая началу учебного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Система использования в педагогической деятельности пословиц и поговорок»
Опубликовано: 2 марта 2014 в 10:40
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД