Проект «Моя маленькая Родина»

Наталья Саратовская
Проект «Моя маленькая Родина»

Цель проекта: воспитание нравственно - патриотических качеств детей через ознакомление с историей своего города и городов Мурманской области (г. Оленегорск) с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Проблема: у дошкольников не хватает знаний или личного опыта для обменом информацией о родном городе с детьми из детского сада г. Оленегорска.

Задачи проекта:

• Расширить знания детей о родном городе и крае: история, символика, достопримечательности,

• Расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного города и края.

• Уточнить и закрепить знания о городе Полярные Зори с помощью экскурсий;

• Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически;

• Обогащать словарный запас, формировать коммуникативные навыки, развивать связную речь детей.

• Развивать воображение, фантазию, творческие способности,

• Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Вид проекта: познавательно-коммуникативный, групповой, долгосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, их родители.

Формы работы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Актуальность

В современном мире на фоне переплетения культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Но на сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «уважение взрослых», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». При этом воспитание любви к Родине должно начинаться в детстве с уважительного отношения к близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке, а также к своему дому, улице, городу.

Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем знаменит и неповторим родной город. К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Задача педагога ДОУ - отобрать из массы получаемых ребенком впечатлений наиболее доступные ему (природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т. д.). Таким образом, результативность ознакомления детей с родным городом зависит от того, как окружающие взрослые (педагоги, родители) донесут до них необходимые знания, будут способствовать воспитанию гордости за любимый город и край.

Использование технологии проектирования помогло мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом и краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини-музей, подобран материал о городе Полярные Зори, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе и крае с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Полярные Зори и северного края.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта предусматривала несколько этапов:

Этапы Деятельность детей Деятельность педагога Деятельность родителей

1 Выявление проблемной ситуации Вживаются в игровую ситуацию

Осознают и личностно воспринимают проблему

Опираясь на полученный опыт, выдвигают версии по решению проблемы Вводит в игровую ситуацию (читает детям письмо от воспитанников г. Оленегорска)

Формулирует проблему

Помогает выбрать варианты решения проблемы

2. Решение проблемы

Предварительная

работа

Практическая часть Задают вопросы родителям о городе, его истории и достопримечательностях.

Подбирают фотографии из семейного альбома с видами города Полярные Зори

Прогнозирует результаты, разрабатывает конспекты Н. О. Д. и экскурсий

Подбирает иллюстративный, видео- и фотоматериалы

Разрабатывает диагностический инструментарий для проведения мониторинга уровня знаний детей о родном городе и крае Совместно с детьми читают литературу о родном городе и крае,

получают информацию из Интернет ресурсов

Оформляют выставку книг

Принимают участие в изготовлении семейного герба

Участвуют в диалоговых беседах, играх, викторинах об истории города, его достопримечательностях

Создают альбом "Волшебная зеленая аптека":

Оформляют стенгазету "Я шагаю по Полярным Зорям".

Принимают участие в создании альбома «Мой любимый город»

Отбирают иллюстративный материал для презентации

Участвуют в телемосте,

отвечают на вопросы

Организует сотрудничество с детской библиотекой

Знакомит с гербом города, организует выставку семейных гербов

Организует Н. О. Д. "Полярные Зори - город северный", "Ничто не забыто", проводит дидактические игры и викторины по теме.

Совместно с музыкальным руководителем проводит тематические досуги.

Оказывает практическую помощь в создании альбома

организует и

и викторины.

Помогает в оформлении стенгазеты

Консультирует родителей по созданию презентации

Оправляет на сайт сада г. Оленегорска письмо,

организовывает с педагогами из Оленегорска телемост «Знакомство» и «Вечер загадок» Организуют посещение детской библиотеки

Совместно с детьми придумывают свой семейный герб, изготавливают герб семьи

Гуляют с детьми по городу, проводят беседы о его достопримечательностях.

Организуют посещение выставок полярнозоринских художников

Принимают участие в городских праздниках «День города», «День энергетика», и. т. д

Участвуют в познавательных походах, фотографируют, изготавливают панно «Мы поедем, мы помчимся»

Помогают в создании альбома «Мой любимый город»

Создают презентацию

«Моя маленькая Родина»

Знакомят детей со Skype технологией

3. Презентация

продукта

деятельности Отвечают на вопросы детей и педагогов из г. Оленегорска Организует и проводит Skype – конференцию

«Знатоки города» Подготавливают детей к

Skype – конференции

Приложение 1. Формы реализации проекта

Образовательные области Виды детской деятельности

Познание Непосредственно образовательная деятельность по

темам: «Город мой, любимейший на свете», «Улицы нашего города», «Растительный мир Заполярья», «Животные нашего края», «Главное предприятие г. Полярные Зори», «Герб нашего города», «Люди и город». Совместная деятельность воспитателя и детей: Беседа о климатических условиях города, области. Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания. Беседа «Что я сделал для родного города» (Чистота, уют). Составление кроссвордов о городе, о растительном и животном мире Заполярья.

Самостоятельная деятельность детей: Составление экосказки о городе Полярные Зори. Телемост «Знатоки города»

Коммуникация Непосредственно образовательная деятельность по

темам: «Город, в котором я живу», «Мой город в Будущем» (составление творческих рассказов). Совместная деятельность воспитателя и детей: сочинение стихов, рассказов о городе Полярные Зори. Самостоятельная деятельность детей: составление загадок о городе. Телемост «Вечер загадок»

Ознакомление с художественной литературой Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Легенда о родном крае».

Совместная деятельность воспитателя и детей:

конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе -

час», вечер загадок о растениях, животных, птицах насекомых родного края, заучивание стихов об городе., беседа о творчестве полярнозоринских поэтов, чтение отрывков из книг «Быль о родном городе», «Заполярная сказка».

Самостоятельная деятельность детей: рассматривание

художественной литературы об Полярных Зорях.

Социализация Непосредственно образовательная деятельность по

теме: «Мой город родной, горжусь я тобой». Совместная деятельность воспитателя и детей: Экскурсии по родному городу. Экскурсии в парк. Экскурсия в детскую библиотеку. Экскурсия в городской информационный центр. Словесные игры: «Доскажи словечко» (детям

предлагается сказать добрые и хорошие слова о городе,

например: Полярные Зори - молодой, Полярные Зори -чудесный, Полярные Зори -. и т. п.).; «Кто больше?» (дети соревнуются, кто больше может рассказать о городе, «Я знаю 5 имен…»; игра «На картинку посмотри, ее верно назови» (педагог показывает различные картинки о городе, дети их называют, игра «А у нас.» (дети рассказывают о своем доме, улице); игры и упражнения с картой города. Самостоятельная деятельность детей: Дидактические игры: «Помоги атомщику найти атом», «Найди, какие из предметов помогают добыть атом», «Угадай, как ток попадает к тебе домой», «Покажи, какое из полезных ископаемых добывают у нас в крае и что из него изготавливают», "Найди отличия", "Собери картинку", "Все ли верно? Докажи", "Узнай по описанию", "Назови, что изображено", "Куда повезем? Что покажем?", "Узнай по фрагменту", "Кто подберет больше слов", "Продолжи предложение", "Четвертый лишний», "Скажи иначе", "Узнай и назови улицу", "Найди герб г. Полярные Зори и герб Оленегорска", "Разложи по порядку", "Что покажем, куда поведем", "Угадай, что это?", "Картинки-загадки".

сюжетно-ролевые игры «Экскурсионное бюро» «В карьере», «Пожарные», «Атомщики». Саамские народные игры.

Безопасность Непосредственно образовательная деятельность по

теме: «По городу гуляй - правила дорожного движения

соблюдай».

Труд Непосредственно образовательная деятельность по

теме: «Профессия - энергетик».

Художественный труд: поделки из природного материала, изготовление макета градообразующего предприятия, изготовление символики города.

Совместная деятельность воспитателя и детей: «Трудовой десант» детей, воспитателей и родителей (уборка мусора весной, осенью на участке).

Здоровье Непосредственно образовательная деятельность по

теме: "Полярные Зори - город северный", «Спорт нашего города». Совместная деятельность воспитателя и детей:

Беседы: «Полезные привычки», «Точечный массаж»,

«Лечебный чай».

День здоровья. Самостоятельная деятельность детей: самомассаж, рассматривание фотоальбома «Спорт в Полярных Зорях».

Физическая культура Спортивные праздники, развлечения. Спортивный досуг "Растем защитниками родного города".

Художественное творчество Непосредственно образовательная деятельность:

Рисование: «Мой дом», «Улица, на которой я живу», животные, птицы, растения Заполярья». Лепка «Саамка с солнцем», «Олень», лепка других животных, птиц.

Аппликация «Стела». Совместная деятельность воспитателя и детей: Конструирование (бросовый материал): Стела, макет КАЭС.

Самостоятельная деятельность детей: строительная

игра «Мой город».

Музыка Совместная деятельность воспитателя и детей:

Досуг «Мой г. Полярные Зори». Прослушивание и разучивание песен о родном крае. Знакомство с творчеством северных композиторов.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Электронная книга для детей «Приключения Незнайки в цветочном городе» Грамотное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Проект «Моя маленькая Родина»
Опубликовано: 19 мая 2013 в 16:46
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...