МААМ-картинки

Проект «Моя первая лаборатория»

Наталья Валерьевна Горева
Проект «Моя первая лаборатория»

Тема проекта : «Вода – источник роста растений»

Автор проекта : Горева Наталья Валерьевна, воспитатель, высшая квалификационная категория

Краткая аннотация проекта : Проект создан для детей старшего дошкольного возраста по экологическому развитию. Данный проект могут использовать в своей работе воспитатели старших и подготовительных групп детского сада.

Публикация «Проект „Моя первая лаборатория“» размещена в разделах

В повседневной жизни дети ежедневно пользуются водой, знают ее значение в жизни человека, о том, что воду нужно беречь и экономить, не загрязнять водоемы. Малыши знают, что растения нужно поливать, но какую роль вода играет в жизни растений, не знают. Именно поэтому мною был разработан данный проект, который позволил более подробно изучить зависимость роста растений, как комнатных, так и дикорастущих от воды. Проследить взаимосвязи растений и воды.

Основные цели проекта : Определение значимости воды для растений: подведение детей к пониманию того, что растения и вода взаимозависимы.

Стимулирование и поддержка исследовательских навыков детей с помощью экспериментирования с растениями в детской экологической лаборатории.

Задачи проекта : Систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды. Формировать позитивное отношение к воде (познавательное, бережное, созидательное). Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать свои действия при проведении эксперимента, делать выводы на основе практического опыта. Активизировать природоведческий словарь детей. Воспитывать чувство бережного отношения к воде и растениям; чувство взаимопомощи друг другу; воспитывать аккуратность при проведении эксперимента.

В ходе выполнения проекта дети будут иметь представление о том, что вода - одно из самых главных богатств Земли; научатся понимать, что вода несет жизнь растениям. Дети смогут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Дети закрепят знания о свойствах воды; будут иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот. Дети будут применять на практике знания о бережном отношении к воде.

Проект долгосрочный, рассчитан на весенний месяц (март или апрель).

Для выполнения проекта потребуются следующие материалы и ресурсы:

1. Таз для воды; прозрачные стаканы (на каждого ребенка); чайные или мерные ложки (на каждого ребенка); прозрачные ёмкости разной формы; соль, сахар, мука, разного цвета красители, трубочки для коктейля, пипетки, марля, фильтровальная бумага.

2. Семена бобов (гороха, овса (пшеницы, два одинаковых цветка (влаголюбивых); лук-репка (севок, отводки комнатных растений (традесканция, бегония и др.); срезанные ветки тополя, березы, сирени.

3. Энциклопедии и книги о растениях, альбомы о цветах; подборка стихов, рассказов, сказок, загадок, пословиц и поговорок о растениях; схемы для экспериментов, таблицы, контрольные карты; бумага для рисования, карандаши и краски.

Паспорт проекта.

Название проекта : «Вода – источник роста растений».

По типу: групповой, долгосрочный (1 месяц - апрель).

По содержанию: познавательный.

По доминирующей деятельности: исследовательский, обучающий, игровой.

По характеру контактов: в рамках старшей группы.

По числу участников: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проблемы.

С самого рождения и до старости человек использует воду в повседневной жизни: готовит пищу, моет руки, тело, предметы обихода, жилое помещение, стирает бельё и т. д. Для уюта в доме, люди окружают себя растениями, заботятся о них, поливают, поэтому нужна вода.

Исходя из этого, мы решили уточнить представления детей о том, что вода – очень ценный и необходимый продукт для растений. Как для человека, так и для растений пригодна только чистая вода – из водопровода, колодца, родника, реки или озера. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, бактерий и микробов; половину воды подогревают, таким образом, из крана течёт и холодная, и горячая вода. Получение чистой питьевой воды – трудоёмкий и сложный процесс, поэтому воду надо беречь, зря не растрачивать, экономить, хорошо закрывать кран.

Цель проекта :

1. Определить значимость воды для растений: подвести детей к пониманию того, что растения и вода взаимозависимы.

2. Стимулировать и поддерживать исследовательские навыки детей с помощью экспериментирования с растениями в детской экологической лаборатории.

Задачи проекта :

1. Систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды.

2. Формировать позитивное отношение к воде (познавательное, бережное, созидательное).

3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать свои действия при проведении эксперимента, делать выводы на основе практического опыта.

4. Активизировать природоведческий словарь детей.

5. Воспитывать чувство бережного отношения к воде и растениям; чувство взаимопомощи друг другу; воспитывать аккуратность при проведении эксперимента.

Задачи для воспитателя:

1. Создать условия для формирования элементарных экологических представлений.

2. Предоставить возможность осваивать знания в доступной форме.

3. Формировать эмоционально – положительное отношение к природе, в частности к растениям.

4. Познакомить с взаимосвязью и взаимодействием объектов живой и неживой природы.

5. Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

6. Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.

Этапы работы над проектом :

1. Подготовительный этап.

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач.

Составление тематического плана основного этапа проекта.

2. Основной этап.

Сформулированы основополагающие вопросы:

Что такое вода? Какие у нее свойства?

В каких агрегатных состояниях бывает вода?

Сформулирован проблемный вопрос:

Как влияет вода на рост растений?

Сформулированы обучающие вопросы:

Как появляются корешки у растений, помещенных в емкость с водой? Как прорастает лук?

Можно ли увидеть разницу во внешнем виде комнатных цветов, находящихся в разных условиях (поливаемое и не поливаемое растения?

3. Рефлексивный этап:

Презентация результатов опытов и экспериментов.

Выставка продуктов художественной деятельности детей.

Успех реализации проекта обеспечивается следующими педагогическими условиями:

1. Создание экологической лаборатории в группе.

2. Готовность воспитателя к осуществлению экологического развития и образования детей.

3. Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта.

4. Активное участие родителей в проектной деятельности.

Методические требования, предъявляемые к проведению экспериментов.

1. Воспитатель должен просто и чётко формулировать стоящую перед детьми задачу.

2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный.

3. Обязательное руководство экспериментом.

4. Эксперимент проводится один раз.

5. При проведении эксперимента предусмотреть всё возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.

Предполагаемый результат:

• Дети имеют представление о том, что вода - одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет растениям жизнь.

• Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

• Дети знают свойства воды; имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот.

• Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.

• Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде.

Вывод: Проводимая работа по реализации проекта показала, что дети стали более грамотными в области экологических знаний, а именно: у детей расширился кругозор, активизировалась познавательная деятельность, логика, мышление, желание работать в команде, любить, беречь и охранять природу, в частности: сажать, поливать, размножать комнатные и дикорастущие растения.

Содержание проектной деятельности :

Представлено тематическим планированием по старшему возрасту. (Приложение №1)

Совместная деятельность с детьми в свободное время:

• Чтение дополнительной художественной литературы, стихов.

• Загадывание загадок о воде и растениях.

• Рассматривание энциклопедий, книг о растениях.

Настольные игры: Домино «Цветы», «Где живет вода?».

• Раскраски «Кругом вода», «Цветы».

• Геометрический конструктор «Собери цветок».

• Пальчиковые игры «Распускается цветок»

• Подвижные игры «С цветка на цветок», «Путешествие капельки».

• Игра-забава «Мыльные пузыри».

• Сюжетно-ролевая игра «Мы сажаем огород» (выполнение игровых действий по посадке овощей и цветов).

• Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

• Серия экспериментов с водой в самостоятельной деятельности детей.

Работа с родителями:

• Консультация «Что рассказать ребенку о воде?»

• Распространение буклетов «Опыты с водой в домашних условиях».

• Мастер-класс «Рисование цветными капельками».

• Выполнение совместной творческой работы с ребенком «Кругом вода».

Обеспечение проектной деятельности :

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008г.

2. Вострухина Т. М., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – Москва, «Сфера», 2011г.

3. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – Москва, «Линка-Пресс», 1997г.

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс»,2014г.

5. Интернет-ресурсы: https://planetadetstva.net Автор Заруба Г. Ю. ;

www.maam.ru Автор: Л. Земцова;

https://sundekor.ru;

https://nsportal.ru Автор: Артур Осепян

https://olga-a.dou.tomsk.ru

https:// pedsovet.ru

Приложение №1.

Тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста.

День недели Деятельность детей Цель деятельности Название НОД, источник

I неделя «Знакомство с водой, ее свойствами»

Понедельник Беседа Уточнить представления детей о воде, ее свойствах (цвет, вкус, форма). «Что мы знаем о воде?»

Вторник Познание Уточнять и расширять знания о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о видах воды (родники, реки, озера, моря, океаны, осадки); познакомить с круговоротом воды в природе; воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу. «Царица-водица»

Вострухина Т. Н. ,Кондрыкинская Л. А. «Знакомим с окр. миром детей 5-7 лет», с. 99.

Среда Художественно-эстетическое развитие (рисование) Развивать умение изображать свое настроение, раздувая цветную водяную каплю на листе бумаги. «Волшебная капелька»

Четверг Интегрированное занятие (Коммуникация+лепка) Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек. Продолжать учить создавать объёмные поделки из пластилина, развивать мелкую моторику рук, воображение, развитие любознательности. Воспитывать бережное отношение к воде и всему живому. «Путешествие капельки».

Автор: Заруба Г. Ю.

Интернет-ресурс - https://planetadetstva.net

Пятница Эксперименты Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. «Какая бывает вода?» Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», с. 43.

II неделя

Понедельник Наблюдение Развивать умение видеть разницу в состоянии одинаковых растений, но разных по уходу; воспитывать бережное отношение к растениям. Объект: Два одинаковых цветка (спатифилум).

В течении 5 рабочих дней наблюдать за состоянием цветов, при этом один цветок поливать ежедневно, а второй – не поливать.

Вторник Познание Дать представление о значении растений, показать зависимость всего живого от состояния растительности.

Установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.

Воспитывать у детей интерес к растительному миру. «Что нужно для развития растений?» Интернет-ресурс: www.maam.ru

Автор: Л. Земцова «Познавательно-исследовательская деятельность в мире природы»

Среда Просмотр мультфильмов Расширить представления детей о разнообразии растительного мира; доставить детям радость. «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик»

Четверг Интегрированное занятие (развитие речи+рисование) Расширять представление детей о многообразии растительного мира (комнатные, садовые, лесные растения) Закреплять знания об основных частях растений. Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру. Продолжать учить детей рисовать сказочные цветы. Формировать умения работать акварельными красками. «Аленький цветочек»

Интернет-ресурс https://sundekor.ru

Пятница Эксперименты Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. «Вода - растворитель. Очищение воды» Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», с. 46.

III неделя

Понедельник Наблюдение Развивать наблюдательность; умение замечать ежедневные изменения (раскрытие почек, появление листочков). Поставить в воду срезанные веточки тополя, сирени, березы.

Вторник Опыт Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать выводы о том, что отсутствие или изобилие воды не дает хорошего результата. Проращивание овса и бобов в трех емкостях. Особенностью опыта является то, что в первой емкости – много воды, во второй – марля смоченная водой, в третьей – нет воды совсем.

Среда Наблюдение Выяснить, у какого комнатного растения быстрее появятся корни? Показать детям способы размножения цветов. Поставить в воду черенки комнатных растений (традесканция, бамбук, бегония)

Четверг Интегрированное занятие (познание+обрывная аппликация) Расширять представление детей о первоцветах. Закреплять знания об основных частях растений. Продолжать учить детей изображать цветы способом обрывания кусочков бумаги и приклеиванием к основе. «Подснежник»

Пятница Эксперименты Определить, что на холоде вода замерзает и принимает форму емкости, в которой находится. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, в воде тает. «Замерзшая вода. Лед» Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», с. 22-23.

IV неделя

Понедельник Беседа Закрепить полученные знания о растениях, их основном факторе развития – воде. «Как растут растения?»

Вторник Опыт В ходе наблюдения выявить, что заранее замоченный лук прорастает быстрее потому, что у него проснулись корешки. Посадка лука на зелень. В один горшок сажаем сухой севок, в другой горшок сажаем севок, заранее замоченный. Вопрос: какой лук быстрее прорастет?

Среда Художественно-эстетическое развитие (рисование по мокрому) Развивать творческие способности, умение изображать окружающий мир с помощью гуашевых красок по мокрому листу бумаги. Пейзаж «Кругом вода»

Четверг Чтение художественной литературы Развивать творческое воображение, умение слушать и запоминать сказочный текст. «Путешествие капельки» (Приложение №2)

Автор: Артур Овсепян

Интернет-ресурс - https://nsportal.ru

Пятница Викторина (коммуникация) Развивать умение отгадывать загадки, рассказывать по предметным и сюжетным картинкам. «Где живет вода?» (загадки в приложении №4)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Моя первая песня Видео «Ты мне крылья подарил…» Музыка Наиры Гикаевой, слова Альберта Бебпиева. Дорогие друзья! Было бы наверно неправильно, если бы я не рассказала.

Детско — родительский познавательно — исследовательский проект «Лаборатория огородных наук» старшая группа ПАСПОРТ ПРОЕКТА Вид проекта: познавательно - исследовательский. Продолжительность проекта: средней продолжительности (1 месяц) Участники.

Краткосрочный проект в Подготовительной группе на тему: «Лаборатория почемучки»Краткосрочный проект в Подготовительной группе на тему: «Лаборатория почемучки» Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Китайская пословица Пояснительная записка. Детство – пора поисков.

Проект «Лаборатория неживой природы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Моя первая «Парящая чашечка»Моя первая «Парящая чашечка» Парящая чашка Вот и настало долгожданное лето! Педсоветы, выпускные, отчеты… Всё позади. Началась пора отпусков! Кто-то улетает на моря,.

Моя первая публикацияМоя первая публикация Не могу не поделиться своей радостью. Сегодня получила журнал, который я очень ждала. Ведь в нем - моя публикация! В сборнике материалов.

Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория неживой природы»Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория неживой природы» Проблема: Развитие наблюдательности, умение сравнивать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, умение делать.

Познавательно-исследовательский проект «Зеленая лаборатория для маленьких исследователей»Познавательно-исследовательский проект «Зеленая лаборатория для маленьких исследователей» Познавательно - исследовательский проект "Зеленая лаборатория для маленьких исследователей" Актуальность. В условиях своей работы, педагогический.

Проект одного дня «Научная лаборатория»Проект одного дня «Научная лаборатория» 1. Загадывание загадок о воздухе,воде,льде,снежинках,сосульках,пар и т. д Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем. Ни есть, ни пить,.

Проект «Познавательно — исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» Лаборатория «АкЮнИс» Пояснительная записка Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку, и мы желаем этого своим родным, близким и друзьям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Моя первая лаборатория»
Опубликовано: 18 сентября 2017 в 17:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД