Проект «Моя родословная»

Ирина Емельянова
Проект «Моя родословная»

МОУ «Основная общеобразовательная школа №2»

Творческий проект

«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ.

СОЗДАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДРЕВА»

Подготовили:

ученики 3 «А» класса

Руководитель:

учитель начальных классов

ЕМЕЛЬЯНОВА И. А.

МОУ «ООШ № 2»

Старый Оскол-2010

Содержание

Введение…. 4

I.Основная часть… 5

1. Наука- генеалогия. Создание генеалогического древа…7

2. Имена на Руси. Именины. … 9

3. История происхождения русских фамилий…11

4. Создание фамильного герба… 15

5. Пословицы и поговорки о семье… 16

IIЗаключение… 17

IIIБиблиография… 18

Введение

На Руси, как древней, так и современной, то есть России ХХ века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена.

Вашему вниманию представлен творческий проект «Моя родословная. Создание генеалогического дерева» 3 «а» класса МОУ «ООШ № 2». Идея создания проекта возникла на уроке окружающего мира, когда мы изучали тему «Моя родословная», мы столкнулась с вопросами: что такое генеалогическое древо, какая наука занимается изучением истории семьи? Полученная информация подтолкнула нас к знакомству с наукой, которая изучает родословную семьи, к изучению истории появления имён и фамилии на Руси, созданию семейного герба.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы. Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старших классах. Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста. А нам бы хотелось узнать значение определения таких понятий, как «семья», «род», «предок». С учетом этого и была выбрана тема исследования «Моя родословная».

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Разработка нашего проекта проходила внутри школы, при участии детей и взрослых. Наш проект коллективный. Каждая группа класса провела подготовку-исследование по теме проекта.

Предметом исследования является родословная каждого ученика в отдельности.

Объект исследования - учащиеся третьего класса и их семьи.

Цель исследования - создание генеалогического дерева каждого ученика

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

- познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

- изучить историю появления имени и фамилии, семейного герба;

-провести анализ литературных источников и интернет ресурсов по теме исследования;

- подготовить творческие работы по теме исследования.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

- теоретические: анализ литературы, интернет ресурсов,

- эмпирические: анализ творческих работ, наблюдения, и др. ;

Исследование включало в себя несколько этапов:

• Учащиеся класса были разделены на творческие группы. В ходе исследования мы провели анализ литературы, подготовили творческие работы по этой теме, используя интернет ресурсы.

• Учащиеся вместе с родителями составляли генеалогическое дерево своей семьи, после чего была проведена выставка работ на тему

«Кто я? Откуда я?».

• Дети собирали информацию о своих предках и с помощью родителей оформляли свой фамильный герб.

В ходе исследования мы провели анализ литературы, рассказывающей о родословной, подготовили творческие работы по темам: «История происхождения имён и фамилий на Руси», «Наука генеалогия», «Создание фамильного герба», «Создание генеалогического древа», «Пословицы о семье», «Значение имени», используя Интернет ресурсы.

I. Наука генеалогия. Создание генеалогического древа

Генеалогия есть история

того или иного рода.

Л. М. Савелов

Генеалогия – это дисциплина истории, она изучает родственные связи людей, историю семей и родов, происхождение и биографии отдельных представителей рода и на основе собранных сведений составляются генеалогическое древо и поколенные росписи. Соответственно генеалогия даёт понять, кто кому и каким родственником является, кто предки каждого конкретного человека.

Генеалогическое (родословное) древо – представление родственных связей в виде схемы, напоминающей дерево, ветвями и листьями которого является семья.

Генеалогическое исследование можно разбить на несколько этапов:

1. Сбор первичной информации о представителях Вашего рода.

2. Изучение круга документов, которые можно привлечь к генеалогическому исследованию

3. Составление родословной.

4. Изучение вспомогательных источников

5. Изучение истории населённого пункта, где жили представители рода.

6. Оформление результатов исследования (графическое оформление генеалогического древа, составление поколенной росписи, таблицы сведений про архивные фонды, которые были изучены при проведении данного исследования).

Понятие «родословная» на Руси появилось в конце XV века. Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют «генеалогом».

В начале XIX века вводится понятие «генеалогическое древо». Генеалогия становится исторической дисциплиной.

2. Имена на Руси. Именины.

В нашу жизнь возвращается чудесный праздник - именины. Как и многие другие культурные традиции, празднование именин последние десятилетия находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: "как на. именины испекли мы каравай". Между тем, именины - праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века

После революции с именинами начали серьезную борьбу: обряд крещения был запрещён.

Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела.

3. История происхождения русских фамилий

Чтобы разобраться в вопросе истории фамилий, в происхождении фамилий, нужно ненадолго углубиться в прошлое. Как известно, на Руси общество состояло из слоев и сословий. Поэтому истории фамилий, происхождение фамилий и их значения тесно связаны с различными сословиями. При этом разные слои общества совершенно в разное время обзаводились фамилиями.

Сначала на Руси были только имена как например — Ждан, Петух, Ненаша. Фамилии-прозвища бытовали в новгородских владениях с XIII—XIV веков, но долгое время не были общеупотребительными. Обязательные фамилии были введены законом лишь в XVI веке сначала для князей и бояр, затем для дворян и именитых купцов. Среди крестьянства фамилии стали широко употребляться лишь после отмены крепостного права.

Прозвища, в отличие от имен, всегда отражают не желательные, а реальные свойства и качества, территориальное или этническое происхождение, место проживания их носителей и обозначают, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Прозвища могли даваться людям в разные периоды их жизни и были известны довольно ограниченному кругу людей.

В русской истории немало примеров тому, что видные политические деятели имели прозвища. Вот лишь некоторые из них.

Александр Невский (1220-14.11.1263гг.) 15 июля 1240г. одержал победу на Неве над шведами, за что получил почетное имя Невский

Ярослав, правивший в Киеве в 11 в., построил множество городов и соборов, открыл библиотеки, ввел первый в истории Руси единый закон-«Русскую правду». За это народ прозвал его Мудрым.

Важной уточняющей частью имени человека на Руси было и остается отчество, обычно употребляемое вместе с личными именами и образованное от имени отца. Отчество прямо указывало на происхождение и родственные связи человека. Наряду с традиционными для данной семьи именами оно было одним из наиболее важных “внешних” показателей принадлежности человека к тому или иному роду (во всяком случае, до появления фамилий).

В то же время в старину на Руси отчество косвенно указывало и на социальную принадлежность человека, поскольку считалось почетным наименованием.

Изучение происхождения фамилии позволяет сделать вывод о том, что первые фамилии на Руси появились в 14-15 веках. Именно с тех давних пор берут свое начало истории фамилий.

Таким образом, только к самому концу 19 века большинство населения Руси обрело фамилии.

Каково же происхождения самого слова «фамилия», откуда оно к нам пришло?

Фамилия — слово, и как слово оно составляет неотъемлемую часть языка и подчиняется его законам. Фамилии доносят до нас множество забытых, никем не записанных слов и многие утраченные живой речью формы. Все знают фамилию Толстой, а в прилагательном толстой ударение переместилось. Мы теперь говорим толстый, только фамилия напоминает о старинной форме слова.

4. Создание фамильного герба

Раньше, на Руси практически у каждого фамильного рода был свой Герб. Его нежно хранили отцы, защищали в боях дети. Герб передавался из поколения в поколение. Герб был для человека символом, символом семьи,

5. Пословицы и поговорки о семье

Где любовь и совет, там и горя нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Слава сына - отцу отрада.

Заключение

Проводя исследовательскую работу, мы получили результаты: узнали об истории своей семьи, путём создания родословного древа, об истории возникновения имён и фамилий на Руси, познакомились с наукой генеалогией. Это исследование способствовало тому, что некоторые ребята нашего класса сочинили сами загадки о членах своей семьи, подготовили творческие работы: «Герб моей семьи».

Наш электронный путеводитель поможет ученикам младшего школьного возраста узнать, кто стоял у истоков науки генеалогии, как создать родословную семьи, познакомиться с историей возникновения имён и фамилий на Руси. Интересен будет путеводитель на уроках истории и окружающего мира при изучении тем «История фамилии», «Родословная семьи». Оказывается, очень интересно исследовать, изучать историю своей семьи.

Библиография

1. Саплина Е. В., Саплин А. И. Учебное пособие: “Введение в историю. Тетрадь творческих заданий” для 3 кл. “Дрофа”, 1997

2. Б. Хигер “Энциклопедия имен”. Изд. “Яуза”, “Эксмо”,2003

3. Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1975

4. Синицин В. А. Путь к слову. М., 1996

5. Флоренский П. и др. Тайна имени. Харьков, 1994

6. Квита Г. Словарь имен и фамилий. М., 1997

Прикреплённые файлы:

rodoslovnaja_2q0sd.pptx | 7774,14 Кб | Скачан: 174
 
Публикации по теме:

Поделки «Куклы — три подруги»Поделки «Куклы — три подруги» "Куклы - три подруги" поделка из материи выполнена обучающимися 7А специального (коррекционного) класса муниципального бюджетного учреждения.

Продолжение фотоотчета об участии в акции «Гирлянда дружбы»Продолжение фотоотчета об участии в акции «Гирлянда дружбы» Как я и обещала, продолжаю рассказывать о дальнейшем участии в акции "Гирлянда дружбы". Как я уже рассказывала,что поселок наш небольшой.

Автор публикации:
Проект «Моя родословная»
Опубликовано: 10 марта 2014 в 17:04
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...