Проект «Муравей»

Юлия Калениченко
Проект «Муравей»

Проект «Муравей»

Вид проекта: познавательно — исследовательский; групповой.

Продолжительность проекта: средне срочный; 3 месяца.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность.

Во время прогулки на участке около березы, были замечены муравьи. Некоторые дети заинтересовались ими, а другие посчитали, что муравьев нужно уничтожить. Между детьми разгорелся спор, что делать с муравьями. Я подвела их к мысли, что если мы не знаем, как поступить, нам нужно расширить знания о насекомых и на основе этих знаний принять соответствующее решение.

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о муравьях, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.

Предмет проекта: муравей.

Объект проекта: муравейник.

Цель: собрать и изучить сведения о муравьях; разгадать тайну муравейника.

Задачи:

- Узнать кто такие муравьи: как они выглядят, какое у них строение тела;

- проанализировать какую пользу приносят муравьи растениям и человеку:

- воспитывать бережное отношение к насекомым;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- изготовить макет муравейника.

Проблема: Нужны ли муравьи в природе?

Гипотеза: предположим, что муравьи приносят пользу природе.

Предполагаемый результат: вывод - муравьи приносят пользу растениям и человеку; изготовление макета муравейника.

Сотрудничество с семьей:

• Консультации «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Опасные насекомые».

• Изготовление родителями совместно с детьми и воспитателями макет муравейника.

Методы и формы работы:

v - наблюдения;

v - беседы;

v - рассматривание иллюстраций;

v - подвижные игры;

v - пальчиковые гимнастики;

v - дидактические игры;

v - заучивание стихотворений.

Этапы реализации проектной деятельности.

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми.

2- й - исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний; макет муравейника.

Продукт проектной деятельности:

• Итоговое занятие по проекту «Муравей».

• Макет муравейника

Подготовительный этап:

• Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых, их образе жизни.

• Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта.

• Подбор материала для продуктивной деятельности.

• Информирование родителей о реализации проекта.

Основной этап:

• Беседа: «Насекомые»

• Рассматривание иллюстраций по теме, насекомых в природе.

• Чтение: Н. И. Сладков «Пень-муравейник», М. Пришвин "О муравьях", Ю. Ярмоленко «Сказка о муравье Рашке и тле Тюпе», Леонардо Да Винчи «Муравей и пшеничное зерно», Алтайская народная сказка, В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

• Просмотр познавательного видеофильма о жизни муравьев.

• Просмотр мультфильма по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

• Чтение стихов о муравьях, отгадывание загадок.

• Целевая прогулка «Муравьи»

• Подвижные игры. «Муравьи и дождь». «Муравьи и слон».

• Опытно - исследовательская деятельность детей: рассматривание муравья под лупой, опыт «Муравьиные дорожки».

• Консультации для родителей «Воспитание у детей сознательного и бережного отношения к природе», «Опасные насекомые».

• Раскраска рисунка «Муравей».

• Наблюдение за насекомыми.

• Изготовление макета муравейника.

Заключительный этап:

• Итоговое занятие по проекту «Муравей».

• Изготовление макета муравейника.

Вывод:

Там, где есть много муравейников, никогда не будет вспышек массового размножения большинства вредных насекомых. Поэтому, просто необходимо охранять муравейники. Так долго и трудно их строить муравьям и так легко некоторым людям его сломать. Подошел кто-нибудь, просто так пнул ногой муравейник или расковырял его палкой, чтобы посмотреть, как начнет бегать и сердится муравьиный народ. А какое горе для муравьиного народа, ведь гибнет целая их страна. В одном муравейнике живет несколько миллионов муравьев – санитаров леса.

Мы никогда не будем ломать муравейники и другим ребятам не позволим этого делать, ведь мы теперь знаем все о жизни муравьев, и знаем, какие они труженики и настоящие санитары живой природы!

Материалы к проекту

Подвижные игры.

«Муравьи и дождь».

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети - «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».

«Муравьи и слон».

Цель: Развитие внимания,быстроты и ловкости.

Ход игры: Один водящий - слон, остальные муравьи.

Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души".

Дети танцуют как хотят.

Слон: " Расшумелись муравьи,

Надоели мне они.

Слон пошел гулять,

Муравьев топтать!"

Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать - дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.

Целевая прогулка «Муравьи»

Цель: расширять представления детей о муравьях – тружениках; пополнять словарный запас; воспитывать бережное отношение к насекомым;

Ход прогулки.

Вместе с детьми осторожно проследить путь муравьёв.

Воспитатель. Какие муравьи? (Ответы-предположения детей) Маленькие, крошечные, хорошие. Это муравей-папа или мама. Что они делают? (Ответы- предположения детей) Ползут по дорожке. Несут палочки, соринки. Зачем муравьям палочки? (Ответы - предположения детей) Строить домик. Чтобы маленькие муравьишки-детки переползали через палочки. Куда они ползут? (Ответы-предположения детей) К себе домой.

Обобщающее слово воспитателя. Муравьи дружные насекомые. Они живут большими семьями. Муравьи - труженики, которых все уважают и никто не обижает. Маленькие муравьишки сами строят себе домики-муравейники. Хотите и мы превратимся в муравьишек? (Ответ-предположение детей) Хотим.

Дети вместе с воспитателем хором рассказывают ранее выученное наизусть стихотворение о муравье.

Я – муравей – трудяга,

Со мной моя коряга.

Несу домой тяжелый груз.

Своим трудом всегда горжусь.

Можно предложить детям покормить муравьёв, дать кусок сахара или конфетку. Понаблюдать за их поведением.

Труд в природе.

Цель: учить детей собирать веточки в определенное место (в корзину)

Воспитатель. Муравьишки-девчонки и мальчишки, я знаю, что вам нравится, когда вокруг чистота, давайте собирать веточки на нашем участке в эту корзинку. (Дети собирают веточки, палочки на территории детского участка и кладут их в корзинку) .

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом.

Мы – лесные жители,

Мудрые строители,

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

- Как мы можем определить погоду по поведению муравьев?

(Если в муравейнике все ходы открыты, а муравьи активно двигаются – к ясной погоде. А если муравьи прячутся в куче и закрывают входы в домик - жди сильного дождя и ветра.)

Превращение в муравьев (надеваем маски муравьев,

6. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

7. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

Воспитатель читает:

Насекомые проснулись,

Тоже к солнцу потянулись,

Трудятся они весь день,

Позабыв про сон и лень.

Загадки про насекомых (с демонстрацией изображения насекомых).

У кого вся спинка в точках?

Кто пасется на листочках?

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам кусочек хлеба? (Божья коровка)

Два рога, а не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит – воет,

Сядет – землю роет. (Жук)

Шевелится у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

У нее четыре крыла

Тело тонкое, словно стрела

И большие, большие глаза.

Называют ее (стрекоза)

Длинные ножки, как стебельки,

Оттого и делает высокие прыжки,

В траве он стрекочет,

Быть пойманным не хочет. (кузнечик)

8. Выставка поделок и рисунков.

Д/упр «Расставь картинки по порядку»

Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.

Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи»

Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под потолком.

Матка в муравейнике яйца отложила,

Их заботою родня тут же окружила.

Ну а рост муравья дальше продолжается,

И личинки из яиц вскоре появляются.

Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,

Что личинки муравьев превратятся в куколки

Вот из куколки своей

Вышел новый муравей.

леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.

Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).

Итог занятия:

- Почему муравьев назвали «народцем»?

- Почему муравьев считают самыми сильными?

- Что такое муравейник?

- Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?

- Почему муравьи заботятся о тлях?

- Как появляются на свет муравьи?

- Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?

- Зачем муравьям усики?

- Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?

- Чем питаются муравьи?

- Назовите врагов муравьев.

- Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Используемая литература:

Шоригина Т. А. Насекомые. Какие они?

Шоригина Т. А. Осторожные сказки.

Шоригина Т. А. Стихи и сказки о родной природе.

Агеева Д. И. Веселые загадки – складки и загадки обманки.

Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Коллективная аппликация «Просыпайся, муравей, наступил весенний день»Коллективная аппликация «Просыпайся, муравей, наступил весенний день» "Коллективная аппликация: «Просыпайся муравей, наступил весенний день". Подготовила и провела воспитатель ВКК Паршонкова В. Н. Программное.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Как Муравей увидел звездное небо» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Как Муравей увидел звёздное небо» Автор сказки: Куликовская Т. А. Автор.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Образовательная область.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Проект «Муравей»
Опубликовано: 26 мая 2018 в 15:15
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт. Мы говорим сегодня: «До свидания!»
Здравствуйте, друзья! Отзвучали фанфары выпускного бала. Мы отпускаем наших оперившихся "птенчиков" в "новый мир". Мир новых открытий, новых...
Сценарий патриотического праздника «Наша Родина — Россия, наша Родина — Кубань».
Сценарий патриотического праздника «Наша Родина - Россия, наш любимый край - Кубань! », посвященного Дню Независимости России. Автор: Маркусова Елена...
Проект для малышей «Мой любимый домашний питомец»
Тип проекта: Познавательный, краткосрочный – 2 недели Цель проекта: Привить любовь и бережное отношение к животным. Обогащение и углубление представлений у...
Совместное с родителями игровое занятие по окружающему миру во второй младшей группе...
Совместное с родителями игровое занятие по окружающему миру во 2-й младшей группе "ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К ПЕСОЧНОЙ ФЕЕ" Цель: Продолжать знакомить детей и...
Ежедневное планирование недели «Декада интересных коллективных дел»
Виды деятельности Дата / Мероприятия ( цель, задачи) От ребёнка Тема недели: «Декада «Интересных коллективных дел». 18. 06. 2018г. -29. 06. 2018г....