МААМ-картинки

Проект «Музей фольклора»

Марина Петровичева
Проект «Музей фольклора»

«Воспитание, созданное самим

народом и построенное на

народных началах, имеют ту

воспитательную силу, которой

нет в самых лучших системах,

основанных на абстрактных

идеях или заимствованных у

других народов».

К. Д. Ушинский

I. ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Проект „Музей фольклора“» размещена в разделах

В настоящее время, в период тяжелых экономических и социальных условий, в период падения духовности и нравственных принципов, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе. Именно сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. А народное слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду. Результатом моей работы стал проект «Музей фольклора».

Музей - как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства, обладает огромными потенциальными возможностями в деле воспитания детей. Актуальность этого направления в деятельности музея нельзя недооценивать, поскольку ценостнный потенциал музея для ребенка чрезвычайно велик.

Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах воспитания обеспечивать популяризацию историко – культурного наследия нашего народа.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель проекта : Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.

Задачи:

• Создать предметно – развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей к народной культуре;

• Повысить уровень знаний воспитателя о системе музейной педагогики;

• Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, одежды, национальными блюдами;

• Познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

• Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Направление деятельности музея :

• Пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

• Проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

• Изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

• Осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

• Проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Эталоны реализации проекта.

I этап – теоретический.

На данном этапе изучение нормативно – правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.

II этап – методический.

На данном этапе идет разработка и принятие «Положения о музее ДОУ», структуры и идейного замысла экспозиции:

• Устройство русской избы,

• Утварь,

• Русская народная одежда,

• Народная игрушка.

III этап – практический.

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Работа с педагогическими кадрами.

Формы работы Мероприятия

Педсовет • Роль музейной педагогики в формировании ЗКР детей.

• Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики.

Семинар • Семинар «Особенности организации проектной деятельности с использованием элементов музейной педагогики»

• Семинар – практикум «Организация работы с детьми в музее народного быта с использованием методов ТРИЗ».

• Семинар для воспитателей «Интеграция образовательных областей в творческом проекте : коллекционирование».

Мастер - класс • Техники нетрадиционного рисования

• Изготовление народных кукол

Консультация • «Музей в детском саду»

«Гжельская роспись»

• «Развитие речи дошкольников на основе фольклорного жанра»

«Фольклор и ЗКР дошкольного возраста»

«Устройство русской избы»

Деловая игра • Что вы знаете о русской народной культуре

• Интеллектуальный блиц – турнир для воспитателей «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»

Анализ проблемных ситуаций • Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми

• Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях.

Мозговой штурм • Составление конспектов занятий с детьми в музее народного быта.

• Организация пространственно – предметной среды по приобщению детей к народной культуре.

Проблемная лекция • Новые подходы к развитию детей средствами музейной педагогики в соответствии с требованиями ФГОС.

Самостоятельное проектирование • Работа по самообразованию

Проектирование воспитательно – образовательной работы с детьми

Фестиваль педагогических идей • Знакомство с предметами народного быта в музее

• Просмотр отрытых занятий об суждение форм работы с детьми

Смотр - конкурс • Изготовление с детьми книжек – малюток

• Экскурсионная программа по эксплуатации мини – музеев для детей и родителей

Работа с детьми в музее народного быта.

Экскурсии - путешествия • Путешествие в прошлое ложки

• Путешествие в мир старинных вещей

• Страна полотенец

• Старинная изба

Интегрированные и комплексные занятия • Путешествие в прошлое ложки

• Хлеб – всему голова

• Потемки

• Дуня, Дуня, Дуняша…

Театрализованные представления • Колядки

• Масленица

Выставки, конкурсы • Осенний букет

• Мастерская Деда Мороза

• Глиняные мастера

• Декоративные чудеса

Проекты • Мини – музей «Ложки»

• Мини – музей «Декоративные чудеса»

• Мини – музей «Матрешки»

• Мини – музей «Русская изба»

Презентации • Рассказывание и инсценировка сказок

• Мимические телесно – ориентированные этюды

Праздники, развлечения • Посиделки на 8 марта

• Масленица

• Праздник русской березки

Взаимодействие с родителями по приобщению детей к источникам русской народной культуры.

Анкетирование • Знаете ли вы обычаи и традиции своего народа

• Что вы хотите узнать о нравственно – патриотическом воспитании детей

• Что вы думаете о работе детского сада

Общие родительские собрания • Роль семьи в духовно – нравственном воспитании детей на основе приобщения их к народной культуре

• Роль русской народной культуры в развитии связной речи детей. Экскурсия в музей народного быта

Групповые родительские собрания • Игра «Мудрость народная» по приобщению детей к истокам народной культуры

• Круглый стол «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников»

Консультации групповые, подгрупповые, индивидуальные • Фольклор в жизни детей

• Читайте детям сказки

• Народная сказка в изобразительной деятельности детей

• Игрушки из природного материала и игры с ними

Выставки • Фестиваль детского творчества по мотивам народных игрушек

• Выставка поделок «Осенний букет»

• Выставка рисунков «Декоративные чудеса»

• Выставка рисунков «Мое Тоцкое»

Конкурсы • Мастерская Деда Мороза

• Глиняные мастера

• Чудеса из снега

• Совместная литературная викторина для педагогов и родителей «В тридевятом царстве»

Проекты • Мини – музей «Ложки»

• Мини – музей «Декоративные чудеса»

• Мини – музей «Матрешки»

• Мини – музей «Русская изба»

Экскурсии • Семейные экскурсии по достопримечательностям с. Тоцкое Второе

Наглядная информация • Папки – передвижки «Расскажи мне сказку», «Семейные праздники», «Пасха», «новый год и Рождество», «Народный фольклор для самых маленьких»

• Информационные стенды

Праздники, развлечения • Совместный досуг «Моя счастливая семья»

• Посиделки на 8 марта

• Спортивный праздник «богатырская наша сила»

IV этап – аналитический.

• Анализ результатов работы (исследования, педагогическая диагностика)

• Передача опыта (РМО, смотры, конкурсы).

Итоги работы:

Проведенные организационные мероприятия по внедрению в мою практику работы нового содержания – музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно – эстетического воспитания детей.

Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.

Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.

Анализ проведенной работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.

Используемая литература:

1) Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2- е изд; перераб. и доп. – СПб, : Детство – Пресс, 2008

2) Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини – музей в детском саду. – М. : «Линка – пресс», 2008

3) Nsportal.ru : социальная сеть работников образования

4) Maam.ru : социальная сеть работников образования

Публикации по теме:

Музей проект Паспорт проекта Вид проекта: творческий, комплексный. Тип проекта: Кроткосрочный (2015-ноябрь-декабрь). Состав участников проекта: групповой.

Музыкально-образовательный проект «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью музыкального фольклора» Пояснительная записка. Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению,.

Проект «Город-музей»Проект «Город-музей» .

Проект мини-музей 1 Проект мини-музея значков в детском саду. Воспитатель: Мордосевич Е. А. 2 Пояснительная записка Одно из приоритетных направлений деятельности.

Проект «Мини-музей «Нухуко» Проект «Мини-музей «Нухуко» Татьяна Окотэтто Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всех отвечает.

Проект «Мини-музей в детском саду» Проект «Мини-музей в детском саду» Разработала Прошкина Людмила Викторовна заместитель заведующего по воспитательной работе Целевая установка.

Проект «Мини-музей в детском саду»Проект «Мини-музей в детском саду» Проект «Мини-музей в детском саду» Разработала Прошкина Людмила Викторовна заместитель заведующего по воспитательной работе Целевая установка.

Проект «Мини — музей варежки» Проект «Мини – музей варежки» Вид проекта: краткосрочный, познавательно – творческий. Продолжительность проекта: 2 недели. Участники проекта:.

Проект «Музей часов». В настоящее время педагогические коллективы ДОУ, реализуя ФГОС, интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые позволяют.

Проект «Музей военной техники» Актуальность проекта: В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Музей фольклора»
Опубликовано: 20 октября 2016 в 21:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД