Лучший педагог года

Инновационный проект педагогической технологии «Мы здоровыми растем» (старший дошкольный возраст)

Марина Пантелеева
Инновационный проект педагогической технологии «Мы здоровыми растем» (старший дошкольный возраст)

Инновационный проект педагогической технологии «Мы здоровыми растем».

Актуальность проекта.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека.

Публикация «Инновационный проект педагогической технологии „Мы здоровыми растем“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Базовой целью любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого дошкольника. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Проект направлен на решение вопросов по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.

Ключевые понятия: здоровье, образ жизни, здоровый образ жизни, культура здоровья.

Цель проекта:

Разработка новых эффективных форм совместной здоровьесберегающей деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста.

Планируя работу по здоровьесбережению, мы должны учесть, что воспитание практических приемов и навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни зависит от целенаправленно- образовательной работы в дошкольном учреждении и семье, создании условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок- педагог- родитель.

Задачи:

Формировать первичные ценностные представления о здоровье, желание его сохранить.

Сформировать потребность в двигательной активности.

Разработать и внедрить систему работы по приобщению детей и родителей к традициям и ценностям здорового образа жизни.

Тип проекта:

долгосрочный (срок реализации: сентябрь - май, познавательно- творческий.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, их родители, воспитатели.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

2. Устойчивое желание сохранять и укреплять свое здоровье у детей и родителей.

3. Освоение практических навыков, умений поддержания и приумножения собственного здоровья.

Продукт проектной деятельности:

- «Энциклопедия здоровья», созданная совместно с детьми и родителями (рисунки, фотографии, семейные рецепты для сохранения и укрепления здоровья);

- Информационный стенд для родителей «Мы за здоровый образ жизни».

- Картотека игр по здоровьесбережению.

Интеграция образовательных областей:

«Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка».

Краткое описание проекта:

Подготовительный этап:

1. Изучение методической литературы по данной теме.

2. Первичная диагностика культуры здоровья детей и анкетирование родителей, позволяющее изучить культуру здоровья семей.

3. Подбор художественной и познавательной литературы по теме «Здоровый образ жизни».

4. Разработка плана совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, работы с родителями старшей группы в рамках проекта.

5. Оформление «Уголка здоровья для детей»

6. Подбор материалов для оформления информационного стенда для родителей.

Практический этап:

Работа с детьми и родителями представлена в виде таблицы. Содержание разделов и тем выделены в соответствии с содержанием программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.

Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в рамках проекта:

Сентябрь.

Раздел «Наш организм»:

1. Строение тела.

2. Органы чувств.

3. Внутренние органы.

Совместная деятельность педагога с детьми

.Реализация ОО «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

Беседа «Что такое энциклопедия».

Рассматривание с детьми различных детских энциклопедий.

Обсуждение названия энциклопедии и рубрик в ней.

Принятие решения о создании «Энциклопедии здоровья».

Рассматривание плакатов «Что внутри человека?», «Строение тела человека».

Наблюдение живых клеток с помощью микроскопа.

Просмотр DVD диска «Анатомия для детей»(ООО «Видеостудия «КВАРТ» 2006г, обучающий фильм, автор Д. Никулин).

Эксперимент «Органы чувств».

Опыты: «Сухой язык», «Из чего мы сделаны?», «Дорожка ощущений», «Почему кровь движется?», «Розовые ручейки».

ОО «Чтение художественной литературы»

Страницы из энциклопедии «Я и мое тело»,

Литературно-игровой журнал «Лучики здоровья»,

Козлова С. А. «Тематический словарь в картинках: «Внутренние органы человека»

Самостоятельная деятельность детей

Реализация ОО «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность», «Художественное творчество»

Дидактические игры: «Анатомический фартук»

Рабочая тетрадь: раздел «Человеческий организм» (с. 1-8)

Рисование «Из чего сделан я?»

Взаимодействие с родителями

Информирование родителей о теме, целях и задачах проекта.

Анкета «Вы и здоровый образ жизни».

Создание «Шкатулки вопросов».

Досуг с детьми «Что я могу»

Октябрь

«Составляющие ЗОЖ»:

I. «Правильное питание»

1. Что такое витамины.

2. Куда исчезает моя еда.

3. Здоровье и питание.

Совместная деятельность педагога с детьми

Реализация ОО «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

Ситуативный разговор «Что такое «здоровый образ жизни».

Экскурсия в аптеку.

Исследовательская деятельность «Как определить пригодность продукта».

Беседа «Что такое витамины».

Изготовление коллажей с изображением продуктов, содержащих витамины А, В, С, Д.

Пальчиковая игра «Бабушка кисель варила».

Отгадывание и придумывание загадок об овощах и фруктах.

Оформление «Книги рецептов».

Приготовление витаминных салатов и сладких блюд».

Рассматривание плаката «Пищеварительная система».

Разучивание пищеварительной гимнастики.

Беседа- размышление

«Полезная и вредная еда».

Встреча с поваром.

Разработка «Правил здорового питания»

ОО «Чтение художественной литературы»

Алхазова Ф. «Что такое витамины», «Витамины», «Ягоды», Коростелев Н. «Когда и что»,

Собакин Т. «О пользе овсяной каши»

Литературно-игровой журнал «Лучики здоровья»

Козлова С. А. «Тематический словарь в картинках: «Внутренние органы человека»,

Стрменьова И. «Приятного аппетита», Коростелев Н. «Пить хочется»

Самостоятельная деятельность детей

Реализация ОО «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность», «Художественное творчество»

Дидактические игры: «Полезно- неполезно», «Витаминный салат», «Овощи, фрукты», «Пазлы»(какой витамин в этом продукте,

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Аптека»

П/и «Найди свой витаминный домик».

Рабочая тетрадь: раздел «Здоровый человек» (с. 4, 10, 15)

Взаимодействие с родителями

Практикум «Здоровое питание для дошкольников».

Участие в конкурсе поделок из природного материала «Краски осени», фотовыставке «Дары природы»

Досуговое мероприятие «Семья- здоровый образ жизни».

Интегративное развлечение «Прощание с Чиполлино».

Ноябрь

II. «Гигиена и режим дня»

1. Правила Чистюли.

2. Режим дня и здоровье.

3. Закаливание и здоровье.

Совместная деятельность педагога с детьми

Реализация ОО «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

Беседа «Чистота и здоровье» Исследовательская деятельность «Как я себя чувствую»

Загадки о предметах гигиены.

Просмотр презентации «Полезные и вредные микробы».

Рассматривание фотоизображений микробов.

Игра- драматизация произведения Агнии и Павла Барто «Девочка Чумазая».

Обсуждение пословиц о здоровье.

Эксперимент «Кто живет у нас во рту».

Опыт «Война с микробами».

Речевая игра «Что сначала, что потом.».

Этюд «Покажи, а мы узнаем, как здоровье сохраняем» .

Ситуативный разговор: «Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья».

Опыт «Загорелое яблоко».

Закаливающие мероприятия: влажное обтирание после дневного сна, ходьба босиком по влажным и солевым дорожкам, обливание ног, воздушные ванны.

ОО «Чтение художественной литературы»

Чуковский К. И. «Мойдодыр», Благинина Е. «Почему кот моется после еды?»,Остер Г. «Нарушение правил этикета: правила личной гигиены», Степанов А. «Гигиена», Коростелев Н. «А ты не забыл носовой платок?», Афонькин С. «Почему щиплет мыло?»

Дриз Ю. «Тихий час», «Пока этого не случилось», Мориц О. «Это- да! Это- нет!», Левин В. «Как надо вырасти?»,

Афонькин С. «Как победить простуду», Коростелев Н. «Ласковое солнце, воздух», «Босиком! Босиком!», Зайцев Г. «Дружи с водой!»

Самостоятельная деятельность детей

Реализация ОО «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность», «Художественное творчество»

Дидактические игры: «Подбери одежду по сезону»

Рисование на тему «Как вы себе представляете микробы?»

Рабочая тетрадь: раздел «Здоровый человек» (с. 9, 16)

Д/и "Составь режим дня"

П/и «Режим дня. Стройся по порядку!» (с карточками)

Рабочая тетрадь: раздел «Здоровый человек» (с. 11-13)

Участие в фотовыставка «Наша семья – за здоровье!»

Взаимодействие с родителями

Родительская конференция «Закаливание – путь к здоровью» (выступление родителей по обмену опытом закаливания в семье)

Консультации «Закаливание детского организма», «Профилактика РВИ»

Развлечение «Закаляйтесь- ка, друзья!»

Декабрь

III. «Движение - это жизнь»

1. Спорт, спорт, спорт.

2. Движение и здоровье.

3. Олимпийские игры.

Совместная деятельность педагога с детьми

Реализация ОО «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

Беседа «Для чего мы делаем гимнастику и занимаемся спортом?»

Рассматривание иллюстраций о спорте.

Обсуждение особенностей различных видов спорта.

Отгадывание и придумывание загадок.

Рассказ воспитателя о первых Олимпийских играх.

Беседы «Олимпиада. Где она возникла», «Знаменитые олимпийцы современности», «Олимпийская символика и традиции».

Составление рассказов детьми о любимом виде спорта.

Обсуждение пословиц и поговорок о спорте, заучивание.

Фоторепортаж «Мы занимаемся спортом».

Прослушивание и заучивание песен на спортивную тематику: «Спортивная семья», «Физкульт-Ура!», «Трус не играет в хоккей» и т. д.

Экскурсия в спортивный зал школы.

ОО «Чтение художественной литературы»

Ильин Е. «Боксер», «Плавание», Барто А. «Зарядка», Галявкин В. «Про Вовкину физкультуру», Граубин Г. «Физзарядка», Остер Г. «Зарядка для хвоста», Ладонщиков Г. «Картинки- спортинки» ,Афонькин С. «Зачем делать зарядку», «Как стать сильным?», Берестов В. «Как я плавать научился», Александрова З. «В зимнем бассейне», Кривич М., Ольгин О. «Щит и меч хоккеиста»,

Литературно-игровой журнал «Лучики здоровья».

Самостоятельная деятельность детей

Реализация ОО «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность», «Художественное творчество»Дидактические игры:

«Зимние и летние виды спорта», «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование».

Дидактическое упражнение «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!»

Сюжетно-ролевые игры: «В спортзале»

Рисование на тему: «Мой любимый вид спорта»

П/и «Попади в цель», «Кто дальше прыгнет», «Перетяжки» (с гимнастической палкой) и т. д.

Рабочая тетрадь: раздел «Здоровый человек» (с. 29)

Взаимодействие с родителями

Фоторепортаж «Семейные спортивные традиции», подбор стихов и загадок о спорте (оформление в форме альбома, Разработка олимпийской символики.

Консультации «Как провести выходной день с детьми», «Спорт в жизни людей», «Роль семьи в физическом воспитании ребенка».

Спортивный праздник «Олимпиада»

Январь

«Возможности здорового человека»

1. Сам себе я помогу и здоровье сберегу (профилактика РВИ и гриппа).

2. Правила ухода за больным, вызов врача.

3. Полезные и вредные привычки человека.

Совместная деятельность педагога с детьми

Реализация ОО «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

Ситуативный разговор «Откуда берутся болезни». Экскурсия в детскую поликлинику (знакомство со специалистами)

Беседа «Кто нас лечит?».

Посадка огорода на окне.

Практические приемы самомассажа, пальчиковые и дыхательные упражнения, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.

Обсуждение примеров из жизни и правил поведения во время болезни.

Беседа «Как плохо быть больным»

Тренинг «Как вызвать скорую помощь по телефону».

Экскурсия к станции «Скорой помощи».

Составление рассказов к своим рисункам.

Беседа «Полезные и вредные привычки»

ОО «Чтение художественной литературы»

Толстой Л. Н. «Косточка»,Михалков С. «Прививка»,Барто А. «Мы с Тамарой- санитары», «Тридцать шесть и пять», Токмакова И. «Мне грустно, я лежу больной», Маршак С. «Чем болел мальчик»,

Козлова С. А. «Тематический словарь в картинках: «Гигиена и здоровье»,Литературно-игровой журнал «Лучики здоровья».

Самостоятельная деятельность детей

Реализация ОО «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность», «Художественное творчество»

Дидактические игры: «Окажи помощь».

Дидактическое упражнение «Что делать, если…» (порезал палец, обжегся и т. д.)

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «В кабинете врача», «В нашем доме больной», «Скорая помощь», «Аптека».

Рисование «Что делать, если человек заболел?»

Дидактическая игра «Наши привычки»

Взаимодействие с родителями

Консультация «Оздоравливаем ребенка дома»

Папка - передвижка «Вредные привычки родителей, их влияние на развитие здорового ребенка»

Февраль

«Мое здоровье в моих руках»

1. Здоровые зубы - здоровый организм.

2. Хорошее зрение- возможность обозрения.

3. Как прекрасно слышать мир!

4. Правильная осанка- залог здоровья.

Совместная деятельность педагога с детьми

Реализация ОО «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

Составление коллажа «Что полезно для зубов»

Опыты «Испорченное яйцо», «Почему болят зубы?»

Игра- эксперимент «Как правильно чистить зубы».

Составление правил ухода за зубами.

Рассматривание плаката «Строение глаза».

Самоисследование.

Придумывание правил «Гигиена глаз».

Составление коллажа «Что полезно для глаз»

Гимнастика для глаз (отальмологические паузы).

Опыты: «Темно- светло», «Если не видишь».

Рассматривание иллюстрации с изображением внутреннего уха»

Беседа с ЛОР- врачом о правилах ухода за ушами.

Самомассаж ушных раковин.

Опыты: «Кто что слышит», «Проверим слух».

Эксперименты «Как мы слышим звук», «Ухо дружит с носом».

Просмотр презентации «Правильная осанка»

Упражнения на проверку осанки и ее укрепление.

Придумывание с детьми правил.

Рассматривание плаката «Правильная осанка».

ОО «Чтение художественной литературы»

Страницы из энциклопедии «Я и мое тело»,Бойко Г. «Зубы», Усачев А. «Жевательная история», «Баллада о конфете», Михалков С. «Как у нашей Любы», Коростелев В. «Королева- зубная щетка», Орлова Н. «Телевизор», «В сумерках», Козлова С. А. «Тематический словарь в картинках: «Гигиена и здоровье»,Литературно-игровой журнал «Лучики здоровья».

«Сказка про семью горбунов и стойком оловянном солдатике»

Самостоятельная деятельность детей

Реализация ОО «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность», «Художественное творчество»

Дидактические игры: «Что полезно, а что вредно для зубов» (глаз).

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «На приеме у окулиста» (стоматолога,

Рабочая тетрадь: раздел «Здоровый человек» (с. 14)

Рисование «Друзья моих зубов»

Подвижные игры: «Жмурки», «Угадай, кто позвал»

Д/и «Вижу я, видишь ты», «Чьи глаза тебе помогут», «Что лишнее», «Определи по звуку», «Не пропусти свой звук»,

«Отгадай, какой звучит» (с кубиками Зайцева)

Взаимодействие с родителями

Папка - раскладушка «Профилактика кариеса»

Март

«Чистая природа – здоровые мы»

1. Как мы дышим, чем мы дышим?

2. Без растений жить нельзя.

Совместная деятельность педагога с детьми

Реализация ОО «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

Рассматривание плаката «Как мы дышим».

Составление правил безопасного дыхания.

Дыхательная гимнастика.

Эксперименты: «Значение воздуха для организма», «Послушаем свое дыхание»

Отгадывание загадок о лекарственных растениях.

Моделирование «Рост, развитие, размножение растений».

Составление кроссвордов о растениях.

Коллективное оформление коллажа «Что нужно дереву».

ОО «Чтение художественной литературы»

Бианки В. «Чей нос?», Михалков С. «Как медведь трубку курил?»,Козлова С. А. «Тематический словарь в картинках: Мир человека»,Литературно-игровой журнал «Лучики здоровья».

Самостоятельная деятельность детей

Реализация ОО «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность», «Художественное творчество»

Дидактические игры: «Отгадай, чей листик», «Опасные двойники», «Времена года», «Во саду ли, в огороде»,

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья»

Рисование на тему: «Зеленый наряд Земли»

Взаимодействие с родителями

Организовать дома посадку лука, вести наблюдение за его ростом, условиями, необходимыми для его роста, вести «Дневник наблюдений»

Обсуждение с детьми, правильно ли расположены цветы, благоприятны ли условия для жизнедеятельности растений,

Познакомить с названиями комнатных цветов.

Апрель

1. «День здоровья»

2. Чистая планета - здоровые мы.

3. «День Земли».

4. Правила поведения в природе.

Совместная деятельность педагога с детьми

Реализация ОО «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Рассматривание «Красной Книги».

Игра-имитация «Грибная песенка» (на стихи Г. Цыпленкова)

Речевые игры «Что будет, если.», «Узнай по описанию», «Отгадай-ка»

Рассматривание природоохранных знаков и составление рассказов детьми о правилах поведения в природе.

Создание дидактической игры «Ядовитые растения и ягоды».

Сочинение «Экологической сказки» о бережном отношении к окружающему миру.

ОО «Чтение художественной литературы»

Статьи из «Красной Книги»,Бианки В. «Лесная газета».

Литературно-игровой журнал «Лучики здоровья».

Самостоятельная деятельность детей

Реализация ОО «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность», «Художественное творчество»

Дидактические игры: «Живая и неживая природа», «Опасные двойники», «Съедобные- несъедобные»

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья».

Рисование на тему: «Что делать, если…»

П/и «Живая цепочка»

Взаимодействие с родителями

Участие в выставке совместных с детьми рисунков, плакатов на тему «Сбережем природу!», в конкурсе поделок из бросового материала «Чудесные превращения».

Заучивание стихотворений к празднику «День Земли».

Изготовление природоохранных знаков.

Консультация «Прогулки с детьми в лес».

Итоговое мероприятие: «Викторина «Мама, папа, я – здоровая семья».

Праздник «День Земли»

Интеллектуальная игра «Брейн - ринг» на тему: «Зная «Азбуку «АУ», я в беду не попаду!»

Май

1. Правила поведения на улице.

2. Правила поведения в спортзале.

3. Правила поведения в быту.

Совместная деятельность педагога с детьми

Реализация ОО «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Музыка»

Рассматривание иллюстраций и обсуждение опасных для жизни и здоровья ситуаций.

Экскурсия на кухню, прачечную, медицинский кабинет.

Беседа о правилах пожарной безопасности.

Составление алгоритма действий «Если случился пожар.».

Рассказ - пояснение об электрических приборах, электрическом токе.

Моделирование ситуации «Если случилась беда», «Если ты получил травму»,«Таблетки дома».

Ситуативный разговор на темы: «На детской площадке», Правила катания на велосипеде, роликах, самокате».

Экскурсии, целевые прогулки к светофору, пешеходному переходу.

ОО «Чтение художественной литературы»

Толстой Л. Н. «Пожар», «Пожарные собаки»,Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке», Дмитриев А. «Незнакомая кошка», Новицкая Г. «Дворняжка», Пушкин А. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,Толстой А. «Золотой ключик, или приключения Буратино»,

Литературно-игровой журнал «Лучики здоровья».

Самостоятельная деятельность детей

Реализация ОО «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность», «Художественное творчество»

Дидактические игры: «Опасно- неопасно», «Найди пару»(карточки 01, 02, 03, специальные автомобили).

Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Скорая помощь», «Пожарные на учении».

П/и «Музыкальный светофор», «Если возник пожар».

Рисование на тему: «На улицах города».

Рабочая тетрадь: разделы «Безопасный мир», «Я и другие люди» (С. 17-19, 22-24,32).

Взаимодействие с родителями

Папка- раскладушка «Почему дети попадают ДТП? (физиологические и психологические особенности)».

Презентация «Энциклопедии здоровья» (совместных работ детей и родителей)

[/h4]

Заключительный этап:

1. Анализ проведенной работы, соотнесение результатов с поставленными задачами.

2. Проведение итогового мероприятия «Викторины «Мама, папа, я – здоровая семья»

3. Презентация «Энциклопедии здоровья» (совместных работ детей и родителей).

Ожидаемые результаты: 1. Сформированность у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

2. Устойчивое желание сохранять и укреплять свое здоровье у детей и родителей.

3. Освоение практических навыков, умений поддержания и приумножения собственного здоровья.

Используемая литература:

1. Веракса Н. Е. ,Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа дошкольного образования «От рождения до школы»,М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.

2. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, М. : Педагогическое общество России, 2006.

3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников, М. : Центр педагогического образования,2012.

4. Деркунская В. А. Игры- эксперименты с дошкольниками, М. : Центр педагогического образования,2012.

5. Бочкарева О. И. Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа, Волгоград: ИТД «Корифей»

6. Рябова Т. В., Никитинская Е. Н. Рабочая тетрадь «Если хочешь быть здоровым». Практическое пособие по формированию культуры здоровья у старших дошкольников, 2009. (инновационная работа воспитателей МДОАУ «Родничок» г. Пыть- Ях).

7. Никонец И. И., Шитикова Т. Л. Литературно - игровой журнал «Лучики здоровья». Практическое пособие по формированию культуры здоровья у старших дошкольников, 2009. (инновационная работа воспитателей МДОАУ «Родничок» г. Пыть- Ях).

8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. М., 1991.

9. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб., 2009.

Публикации по теме:

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект педагогической технологии «Мы здоровыми растем» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 28 июня 2013 в 13:50
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД