Получи документы

Проект по развитию мелкой моторики «Пальчики помогают говорить»

Нина Попова
Проект по развитию мелкой моторики «Пальчики помогают говорить»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида «Детский сад№10 «Золотая рыбка»

ПРОЕКТ

«ПАЛЬЧИКИ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ»

(развитие мелкой моторики рук)

Г. Моршанск 2015г.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители

Тип проекта : творчески-ориентированный

Публикация «Проект по развитию мелкой моторики „Пальчики помогают говорить“» размещена в разделах

По предметно-содержательной области: познавательное развитие, речевое развитие (коммуникация, худ. литература)

По количеству участников: групповой

По времени проведения: долгосрочный

По степени охвата: в рамках образовательного учреждения.

Источники информации: методические рекомендации к созданию предметно-развивающей среды, интернет-ресурсы.

Актуальность проекта :

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»

И. П. Павлов

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.

Во-первых, родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Однако, большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки.

Во-вторых, давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Исходя из актуальности выбранной темы, нами определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и психологического развития детей дошкольного возраста.

В связи с указанной проблемой нами были определены объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект изучения: процесс развития мелкой моторики рук детей.

Предмет изучения: комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики рук, и как следствие активизации речевого и психологического развития детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта : развитие высших психических процессов, главным образом речи, посредством развития мелкой моторики в работе всех специалистов группы.

Задачи:

Для детей:

Коррекционно-воспитательные: воспитание выдержки, ответственности; создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.

Коррекционно-образовательные: стимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук, овладеть приемами самомассажа и расслабления, тактильной чувствительностью и умением оперировать мелкими предметами, скоординировать движения обеих рук, сформировать переключаемость с одного вида движения на другое, повысить уровень зрительно-двигательной координации, моторной ловкости, учить выстраивать композиции на песке по образцу, формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук).

Коррекционно-развивающие : развитие познавательных процессов (речи, мышления, памяти, воображения, ощущения, зрительно-моторной координации.

Оздоровительные: профилактика зрения, правильной осанки детей, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Для педагогов и родителней:

• обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

• создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

• пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по данной теме.

Описание проекта

Используемая система работы по развитию мелкой моторики включает в себя знакомство детей со строением рук, посредством пальчиковой гимнастики, массажа, игр, упражнений, развития графо-моторных навыков.

По мере реализации проекта совместно с родителями и детьми оформили уголок «Ловкие пальчики».

На входе и выходе из проекта для дошкольников предусмотрены диагностические задания, определяющие уровень ручной умелости у детей данного возраста.

Работа по развитию мелкой моторики ориентирована на дидактические принципы:

1. Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

^ 2. Принцип гуманистичности – предлагает индивидуально – ориентированный подход и всесторонне развитие ребенка.

3. Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности

^ 4. Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

5. Принцип систематичности – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках группы и семьи.

ПЛАН-ГРАФИК ПРОЕКТА

ЭТАПЫ ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОК ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Подготовительный этап (сбор информации по теме) 1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.

2. Обоснование путей реализации проекта.

3. Диагностика.

октябрь Учитель-логопед

Воспитатели группы

Основной (практический) 1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук на основе тематического планирования с подбором материала:

*упражнения с элементами самомассажа;

*упражнения для кисти рук;

*игры и упражнения с различными предметами;

*статические упражнения;

*динамические упражнения;

*упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности:

*игры с предметами;

*разного вида шнуровки;

*пластилинография;

*пальчиковый театр;

*картотека игр для пальчиков.

3. Работа с педагогами:

Семинар-практикум: «Пальцы помогают говорить»;

«Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи».

4. Работа с родителями:

Консультации

«Поиграйте с ребенком дома»;

«Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

Конкурс на лучшее пособие

Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики.

октябрь

По ходу реализации проекта

Ноябрь-май

По ходу реализации проекта

Октябрь-май

Ноябрь-май

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

Учитель-логопед

Воспитатели

Учитель-логопед

воспитатели

музыкальный руководитель

Воспитатели, уч. лог.

Воспитатели, учитель-логопед

Воспитатели

Учитель-логопед

родители

Воспитатели

родители

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1. Подведение итогов и анализ:

*Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей с речевым нарушением.

*Анкетирование родителей (для определения результативности работы).

2. Презентация проекта для педагогов и родителей.

МАЙ

Учитель-логопед

Воспитатели

ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

№п/п Виды деятельности Цели и задачи

1. Изучение тематики, формулировка проблемы. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.

2. Диагностика сформированности мелкой моторики детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и выстроить систему работы.

3. Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.

4. Включение педагогами речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

5. Консультация на тему: «Пальчиковые игры», «Речь и пальчики». Уголок «Ловкие пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

6. Семинар-практикум: «Пальцы помогают говорить» Познакомить воспитателей с различными видами речевых пальчиковых игр.

7. Консультация для воспитателей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи». Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.

8. Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

9. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

10. Итоговая диагностика в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании психо-речевого развития детей.

11. Анализ проделанной работы по проекту «Умные пальчики» -форма отчета ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

*У детей возрастет интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям);

*Отметится положительная динамика в развитии мелкой моторики, экспрессивной речи;

*Значительно повысятся внимание и память детей;

*Произойдет накапливание впечатлений, личного опыта, обогатится эмоциональная сфера;

*Активизируются познавательно-речевые и художественные способности детей.

*В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретут навыки диалогического общения.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ВКЛЮЧАЕТ :

*Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в старшей речевой группе на основе тематического планирования.

*Уголок «Ловкие пальчики»

*Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.

*Консультационный материал для родителей.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

*Выставка игр и пособий на педсовете ДОУ.

*Презентация проекта на педсовете ДОУ и родительском собрании ДОУ.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проделанной работе по развитию мелкой моторики «Наши ловкие пальчики»Фотоотчёт о проделанной работе по развитию мелкой моторики «Наши ловкие пальчики» Фотоотчёт о проделанной работе по развитию мелкой моторики «Наши ловкие пальчики».В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования.

Консультация для родителей о взаимосвязи развития мелкой моторики с развитием речевой функции «Пальчики «помогают» язычку» Консультируя родителей по вопросам речевого воспитания дошкольников, я интересуюсь, играет ли их ребёнок дома с пуговицами, косточками;.

«Умные пальчики». Развитие мелкой моторики Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Веселые пальчики» ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской.

Проект по развитию мелкой моторики «Озорные пальчики» С сентября по ноябрь 2016 года с детьми средней группы был реализован проект по развитию мелкой моторики. Материально-технические ресурсы:.

Проект «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики (вторая группа раннего возраста) Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности.

Проект «Умные пальчики». Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Цветик-семицветик» поселка Беркакит Нерюнгринского района ПРОЕКТ «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ».

Проектная работа «Пальчики помогают говорить» Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через.

Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» для детей 4–5 лет Актуальность. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев.

Весёлые пальчики. Методическая разработка для развития мелкой моторики детей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию мелкой моторики «Пальчики помогают говорить»
Опубликовано: 19 марта 2017 в 19:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД