Получи документы

Долгосрочный проект «Чтобы дети росли здоровыми»

Ольга Самохвалова
Долгосрочный проект «Чтобы дети росли здоровыми»

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Чтобы дети росли здоровыми» (долгосрочный)

Подготовила воспитатель Самохвалова О. В.

Тип: поисковый

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители

Пояснительная записка

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Публикация «Долгосрочный проект „Чтобы дети росли здоровыми“» размещена в разделах

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

В учреждении используются следующие здоровьесберегающие технологии:

- физкультурно-оздоровительные технологии: такие как воздушное закаливание, самомассаж, дыхательная гимнастика (А. Н. Стрельниковой, гимнастика для глаз, витаминотерапия, гимнастика после дневного сна;

- технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье: пальчиковая гимнастика.

Исходным звеном работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям в учреждении является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.

Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.

Большое внимание в решении проблемы оздоровления детей мы уделяем совершенствованию оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности наших воспитанников. С этой целью разработана модель двигательного режима детей в детском саду, которая включает время проведения, кратность проведения и разнообразные формы двигательной активности, такие как:

- утренняя гимнастика

- индивидуальная работа

- физминутки

- подвижные и спортивные игры

- оздоровительный бег

- гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья»

- спортивные досуги и праздники

- музыкальные и физкультурные занятия.

Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. С целью развития и поддержания интереса детей к занятиям мы используем как традиционные занятия, так и новые виды занятий: игровые, занятия тренировочного типа, сюжетные, с элементами валеологии. Применяем и разнообразный спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение для повышения активности детей. В нашем ДОУ действует спортивный кружок «Здоровячок» для детей старшей и подготовительной группы.

Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники (проводятся 2 раза в год, спортивные досуги (1 раз в месяц, «Дни здоровья» (ежеквартально).

Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

Итак, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашего детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.

На что направлен наш проект по созданию здоровьесберегающей среды в нашем ДОУ?

Во-первых, этот проект не является общепринятым набором лечебно-профилактических или физкультурных мероприятий. Он представляет собой систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.

Во-вторых, этот проект позволяет выделить приоритетные цели оздоровительной деятельности в соответствии со спецификой состояния здоровья и физического развития детей. Это дает возможность построить схему пересечения. Вспомним, например, что закаливание является и общеукрепляющим организм средством, и в то же время является отличной профилактикой простудных заболеваний.

Цель проекта:

Целью проекта является создание надежной системы управления оздоровительной деятельностью. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни.

Задачи проекта:

1. Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

2. Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ДОУ.

3. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирования компетентности здоровьесбережения дошкольников

4. Разработать систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.

5. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.

Ожидаемые результаты:

• Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения.

• Повышение валеологической грамотности родителей.

• Улучшение здоровья детей, сформированность у выпускников ДОУ навыков личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым, повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.

Основные принципы проекта:

1. Это принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

2. Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;

3. «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

4. Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

5. Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Этап I (2016 год)

Информационно-аналитический

Оценка эффективности реализованных оздоровительных мероприятий проводится

на основе показателей:

— общей заболеваемости

— острой заболеваемости

— заболеваемости детей в случаях и днях на одного ребенка;

— процента часто болеющих детей;

— индекса здоровья;

— процента детей, имеющих морфофункциональные отклонения;

— процента детей с хроническими заболеваниями;

— удельного веса детей с удовлетворительной адаптацией;

— распределения детей по группам здоровья.

В целом распределение детей по группам здоровья за последние три года имеет стабильные показатели, наблюдаются незначительные изменения в порядке 5-8 процентов.

Возрастает количество детей с хронической патологией, где основное место занимают заболевания костно-мышечной системы. Так в нашем детском саду 35,4% детей уже имеют нарушения стопы. 5,2% - нарушение осанки. 19% детей имеют кариес. Высокий процент частоболеющих детей- 11.5%. В настоящее время в детском саду 72% детей имеют вторую группу здоровья, 28% третью.

Выводы:

оценка и анализ здоровья детей, компетентности здровьесбережения педагогов, валеологической грамотности родителей выявили ряд негативных факторов:

- высокий процент (11,5%) часто болеющих детей;

- недостаточная динамика показателей состояния общей произвольной моторики (22,9%) и прироста психофизических качеств за год (12,4%)

- практически половина семей воспитанников не ориентированы на ЗОЖ, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей;

- знания детей о гигиене, режиме, привычках правильного питания и безопасного поведения часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек ЗОЖ (31,3%).

Этап II (2017 год)

Проектно-технологический

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребёнка на всех уровнях: информационном, психологическом, биоэнергетическом. Среди данных технологий можно выделить следующие:

организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);

психолого-педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого-психологическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);

учебно-воспитательные (включающие программы по обучению заботе о своём здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек);

социально-адаптирующие и личностно – развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);

лечебно-оздоровительное (лечебная физкультура и лечебная педагогика).

Физкультурно-оздоровительная работа

Задачи:

• Развивать двигательные качества и обеспечить нормальный уровень физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка

• Поддерживать и стимулировать стремление дошкольников к творческому самовыражению в движении.

• Развивать интерес к различным видам спорта, приобщая к первоначальной спортивной активности.

• Развивать физические качества (волю, целеустремлнность, выносливость, смелость).

• Воспитывать потребность в самостоятельной двигательной активности и формировать двигательные умения и навыки

Физическое воспитание строится в следующих направлениях:

- разумное определение суммарных объемов нагрузок на ребенка;

- локальность действия упражнений для укрепления мышц, поддерживающих правильную осанку, свод стопы, обеспечивающих работу кисти;

- развитие двигательных качеств (ведущих в разные годы жизни);

- развитие потребности в движениях, обогащение двигательного опыта за счет освоения полезных основных движений с учетом взаимосвязи их формирования с развитием двигательных качеств;

- закаливание за счет использования различных средств физического воспитания, в том числе и физических упражнений разного вида (основной гимнастики, плавания, подвижных игр, спортивных упражнений) для повышения общей резистентности организма к простудным и прочим заболеваниям;

- профилактика и коррекция отклонений в развитии отдельных систем организма;

- развитие психических процессов, познавательной творческой активности в двигательной деятельности;

- развитие социально значимых личностных качеств - настойчивости, любознательности, самостоятельности, организованности;

- развитие ребенка как субъекта двигательной деятельности, в которой он приобретает компетенции, позволяющие осознать свое «Я», свои способности, проявить любознательность, инициативность.

-

Модель двигательного режима.

Физкультурно - оздоровительные занятия

1. Утренняя гимнастика. Ежедневно на открытом воздухе или в группе.

2. Динамическая пауза. Ежедневно во время перерывом между организованной образовательной деятельностью (с преобладанием статистических поз).

3. Физкультминутка. Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания организованной образовательной деятельности.

4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки. Длительность 20-30 минут.

5. Индивидуальная работа по развитию движений. Во время утренней прогулки, ежедневно.

6. Гимнастика после дневного сна в сочетании с обширным умыванием. Ежедневно, по мере пробуждения детей.

7. Элементы музыкальной гимнастики постепенного пробуждения после дневного сна. Ежедневно, по мере пробуждения детей.

8. Ритмическая гимнастика. 2 раза в неделю и по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания организованной образовательной деятельности.

9. Корригирующая гимнастика. Ежедневно во всех видах деятельности.

Физкультурно-массовые занятия

1. Недели здоровья. Один раз в квартал.

2. Физкультурный досуг. Один раз в месяц.

3. Физкультурно-спортивные праздники. Два раза в год.

4. Игры-соревнования между возрастными группами. Один-два раза в год.

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и школы

1. Участие родителей, младших школьников в физкультурно-оздоровительных,

массовых мероприятиях детского сада. Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий.

Особое внимание в работе коллектива по здоровьюсбережению детей занимает корригирующая гимнастика:

Профилактика плоскостопия и искривление позвоночника;

Пальчиковая гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Гимнастика для глаз;

Точечный массаж и самомассаж;

Психогимнастика и релаксация;

Динамические паузы и физкультминутки.

Система общеоздоровительных мероприятий в детском саду включает:

• обучение уходу детей за своим телом;

• закаливание;

• витаминизация блюд,

• оптимизация двигательной активности,

• комплексы оздоровительных упражнений,

• дыхательные упражнения,

• система физкультурно-оздоровительных мероприятий,

• самомассаж грудной клетки, стоп и голени, точечный,

• лечебная гимнастика для стоп,

• закаливание с использованием корригирующих дорожек,

• обширное умывание,

Воспитание культуры здоровья

Задачи

• Развитие здоровьесберегающих навыков и умений.

• Воспитывать бережное отношение к своему организму, формировать культурно- гигиенические навыки.

• Формировать привычку к здоровому образу жизни, формировать сознательное отношение к своему здоровью.

Профилактика заболеваемости:

1. Дыхательная гимнастика в игровой форме

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения.

Сотрудничество с социальными институтами детства

1. Сотрудничество с учреждениями образования, культуры, здоровья:

- Школы №1 и №2 с. Выльгорт

- Дом Культуры района

- Детская библиотека.

- Районная поликлиника.

- Районный музей.

- Центр дополнительного образования с. Выльгорт

2. Разнообразные формы сотрудничества.

- Информационный обмен.

- Совместные планы, проекты, мероприятия.

- Шефская деятельность.

3. Информирование населения о деятельности МДОУ:

- Сайт учреждения

- Концерты

- Педагогические странички.

- Закрытые группы для родителей в соцсети ВКонтакте

Преемственность со школой

- проведение общих мероприятий

- консультации

- дни «открытых дверей»

- семинары

Этап III (2017 – 2018 год). Ресурсное обеспечение.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

• Кадровое обеспечение. Подбор квалифицированных специалистов.

• Методическое обеспечение: программы, конспекты занятий, медико - педагогическая документация, отчетная документация.

• Развитие материально-технической базы ДОУ, создание современной оздоровительной среды в ДОУ.

• Санитарно-гигиенические условия. Организация работы согласно требований СанПина.

Перспективы развития кадров

• Повышение квалификации педагогических кадров и персонала в вопросах здоровьесбережения.

• Участие педагогов в экспериментальной работе по проблеме «Формирование компетентности здоровьесбережения участников образовательного процесса ДОУ.

Этап IV (2018 год и далее). Контроль и управление физкультурно-оздоровительной деятельностью.

КРИТЕРИИ И ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ.

Эффективность программы оздоровления.

Оценка эффективности реализованных оздоровительных мероприятий проводится

на основе показателей:

— общей заболеваемости (уровень и структура);

— острой заболеваемости (уровень и структура);

— заболеваемости детей в случаях и днях на одного ребенка;

— процента часто болеющих детей;

— индекса здоровья;

— процента детей с хроническими заболеваниями;

— удельного веса детей с удовлетворительной адаптацией;

— распределения детей по группам физического воспитания;

— распределения детей по группам здоровья.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект «Игралочка»Долгосрочный проект «Игралочка» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Игры, которые представлены в данном проекте, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного.

Долгосрочный проект «Лэпбук — это познавательно» Паспорт проекта Тема проекта «Лэпбук – это познавательно» Вид проекта Исследовательский, практико-ориентированный Цель проекта Развитие.

Долгосрочный проект в подготовительной группе «Мы — дети гор»Долгосрочный проект в подготовительной группе «Мы — дети гор» ЦЕННОСТЯМ НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬ, ЦЕННОСТИ НЕОБХОДИМО ПЕРЕЖИТЬ. 1. АКТУАЛЬНОСТЬ: Важно приобщить детей к основам эстетической культуры. Дети не.

«Как сделать, чтобы дети слушались». Консультация для родителей детей, посещающих кружок «Уроки Доброты» Как сделать, чтобы дети слушались. 1. "От ласки у людей бывают совсем иные глазки". Преподобный Амвросий Оптинский. 2. "Не дави на.

Проект для детей подготовительной группы «Чтобы знали, чтобы помнили» Название образовательного учреждения: МАДОУ № 8 г. Горячий Ключ. Вид проекта: информационно – исследовательский, творческий. Ф. И. О. разработчика.

Долгосрочный проект «Хочу в школу» Актуальность проекта. Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между.

Долгосрочный проект «Мой край родной» Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования.

Долгосрочный проект «Удивительное рядом!»Долгосрочный проект «Удивительное рядом!» усские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка.

Родительское собрание «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Родительское собрание на тему: «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Как слушать ребенка Техника.

Во время Великого поста, предшествующего Пасхе, дети занимались рукоделием, в том числе, чтобы украсить детский садВо время Великого поста, предшествующего Пасхе, дети занимались рукоделием, в том числе, чтобы украсить детский сад IMG]/upload/blogs/detsad-450473-1557471289.jpg[/IMG] В апреле в нашем детском саду прошла выставка поделок, посвященная великой Пасхе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Чтобы дети росли здоровыми»
Опубликовано: 11 сентября 2019 в 14:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД