Папки-передвижки

Логопедический проект «Чтобы лучше говорить — надо с пальчиками дружить» (10 фото)

Оксана Жданова
Логопедический проект «Чтобы лучше говорить — надо с пальчиками дружить»

Проект на тему :

Чтобы лучше говорить –

надо с пальчиками дружить”

Выполнила учитель-логопед

МБДОУ д/с

комбинированного вида

г. Лебедянь

Жданова О. А.

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

Н. А.

Бернштейн.

Паспорт проекта.

Вид проекта : творческо-информационный.

Публикация «Логопедический проект „Чтобы лучше говорить — надо с пальчиками дружить“» размещена в разделах

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май)

Участники проекта : дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область: познавательно - речевое развитие ребенка, физическое развитие ребенка.

Актуальность темы:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Цель проекта :

- Создать условия для развития мелкой моторики;

-Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики кистей рук детей.

Задачи проекта :

1. Выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

2. Совершенствовать предметно – развивающую среду для развития мелкой моторики.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего возраста посредством дидактических игр, игрушек, нетрадиционных приемов.

4. Развивать тактильную чувствительность рук детей, графические навыки, подготовить руки к письму.

5. Систематизировать знания педагогов, родителей по развитию мелкой моторики рук.

Предполагаемый результат:

1. Развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

2. Развитие мелкой моторики, как способ, коррекции речи детей.

Продукт проектной деятельности :

1. оформление стенда с фотографиями на тему ” Ловкие пальчики”.

2. презентация проекта на итоговом педагогическом совете ДОУ.

Реализация проекта проходила в три этапа:

I этап - подготовительный (сентябрь)

1. Изучение:

-научно-методической литературы по теме проекта;

- понятий, касающихся темы проекта;

2. Подбор диагностического материала;

3. Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;

4. Создание предметно-развивающей среды;

II этап – основной (октябрь – май)

Работа выстраивалась в трех направлениях:

1. В совместной деятельности педагога и детей;

В логопедическом кабинете создана все условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры.

Мероприятия:

- использование на логопедических занятиях прищепок, пробок, мячей, пуговиц, шнурков, счетных палочек,

- рисование на песке;

- использование биоэнергопластики,

- использование нетрадиционных форм (горох, рис, рисование на манке, грецкие орехи, макароны, бусинки, шишки, проволока);

- использование пальчиковой гимнастики, логоритмики, штриховка предметов, обведение трафаретов, графический диктант, рисование по контору, точкам, клеточкам.

3. С педагогами ДОУ – с помощью проведения консультаций, семинаров-практикумов, бесед.

Мероприятия:

№ Содержание мероприятий

1. “Влияние мелкой моторики руки на развитие речи детей”. (консультация) (сентябрь)

2. “Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных приемов”. (мастер – класс) (октябрь)

3. “Графический диктант-как способ подготовки руки к письму”. (семинар – практикум) (ноябрь)

4. “Использование биоэнергопластики на занятиях”. (консультация) (декабрь)

5. “Игры с песком”. (мастер-класс (январь)

6. “Оригинальные пальчиковые игры”. (консультация) (февраль)

7. “Пальчиковые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста” (папка-передвижка) (март)

8. “Самомассаж и массаж пальцев рук”. (семинар-практикум) (апрель)

9. “Как развивать мелкую моторику рук на занятиях по продуктивной деятельности”. (консультация). (май)

4. С родителями – с помощью проведения консультаций, семинаров-практикумов, родительских собраний;

Мероприятия:

№ Содержание мероприятий

1. “Чтобы лучше говорить-надо с пальцами дружить”. (родительское собрание) (сентябрь)

2. “Развиваем моторику рук”. (всеобуч) (октябрь)

3. “Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи”. (консультация) (ноябрь)

4. “Игры с крупами, как средство автоматизации звуков”. (семинар-практикум) (декабрь)

5. “Развитие графaмоторных навыков”. (консультация) (январь)

6. “Сделай букву сам”. (выставка поделок из различного материала) (февраль)

7. “Мифы и факты о влиянии мелкой моторики пальцев рук на речь детей”. (консультация) (март)

8. “Пальчиковые игры на кухне”. (папка-передвижка) (апрель)

9. “Ловкие пальчики”. (оформление фотовыставки) (май)

III этап – заключительный (май)

- Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;

Карта обследования мелкой моторики детей

Логопункт МБДОУ д/с № 4

___

ДИАГНОСТИКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ

группы № ___

«___» ___ 200___ г.

Условные обозначения:

«+» - задание выполнено правильно;

«–» - задание выполнено неверно;

«» - неустойчивое выполнение задания. Примечание.

При подсчете баллов за единицу принимается только знак «+», неустойчивость выполнения в данном случае является отрицательным показателем и нуждается в доработке.

Характеристика групп:

Группа В - дети, набравшие 10 - 15 баллов. Мелкая моторика развита хорошо.

Группа С – дети, набравшие 13 – 12 баллов. Мелкая моторика развита недостаточно.

Группа Н – дети, набравшие 11 – 9 баллов. Мелкая моторика развита плохо.

Группа Ой - дети, набравшие 8 и меньше баллов. Мелкая моторика отстает от возрастной нормы.

Обследование проводилось как вначале, так и в конце учебного года.

2. Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, ФФНР.

5. Презентация проекта на итоговом педагогическом совете;

6. Оформление стенда с фотографиями для родителей и педагогов ДОУ на тему: ”Ловкие пальчики”.

7. Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

Реализация поставленных задач осуществляется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, на которых используется как традиционная, так и нетрадиционная форма работы.

Карту диагностики мелкой моторики рук можно найти в книге Ивановой Ю. Г. "Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы".

Логопедический проект «Чтобы лучше говорить — надо с пальчиками дружить»
Фото «Чтобы лучше говорить — надо с пальчиками дружить»
Логопедический проект - фото
Фото №1 Проектная деятельность Проект на тему Чтобы лучше говорить надо с пальчиками дружить Выполнила учитель логопед МБДОУ д с комбинированного вида г Фото №2 Лебедянь Жданова О Фото №3 Представление что при любом двигательном тренинге упражняется не рука а мозг вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов Фото №4 Паспорт проекта Фото №5 Вид проекта творческо информационный Фото №6 Публикация Логопедический проект Чтобы лучше говорить надо с пальчиками дружить размещена в разделах Дружба Фото №7 Учимся дружить Мелкая моторика Пальчиковые игры
Публикации по теме:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических игр и упражнений по лексической теме «Посуда» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок" Проект "Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических.

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект «Чтобы лучше говорить — надо с пальчиками дружить»
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 14:43
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД