Проект на тему «Игра как средство развития речи»

Гульназ Гатауллина
Проект на тему «Игра как средство развития речи»

Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и речь у детей возраста от 2 до 7 лет – явление чрезвычайно редкое. Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее достижению. Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора или с игрушками, редко слышит сказки рассказанные мамой и папой, а плановые занятия для развития речи дошкольников – совсем редкость. Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем.

Характерные проблемы развития речи дошкольников:

1. Неумение правильно и грамотно выстроить предложение.

2. Маленький словарный запас.

3. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.

4. Неумение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения

5. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.

Актуальность проблемы.

Тему считаю актуальной, так как игра - это наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний. Игра – это благоприятные условия для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.

Цель проекта:

Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи проекта:

1. Повышение речевой активности детей.

2. Обогащение и активизация словаря детей.

3. Создание картотеки дидактических игр.

4. Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики.

5. Развитие воображения и творческих способностей.

6. Воспитание умение детей работать в коллективе.

Ожидаемый результат проекта :

-развитие у ребенка умения контролировать собственную диалогическую речь, носящую активный характер, определяемый ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. -рост проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры. -использование различных атрибутов, предметов заместителей, самоделки.

-формирование речевых навыков.

-развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Вид проекта:Ролевой- игровой. Долгосрочный.

Состав участников. Дети первой младшей группы. Воспитатель. Родители.

Длительность проекта:6 месяцев (ноябрь-апрель)

Этапы реализации проекта.

Поисковый

Определение целей и задач проекта.

Изучение необходимой литературы.

Разработка тематических игр.

Практический

Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.

Вызвать у детей интерес к творческой деятельности, игре, общению

Заключительный

Подведение итогов, планирование дальнейшей работы по нерешенным проблемам.

Анализ результатов реализации проекта.

Презентация проекта.

Организационные формы работы над проектом .

Игровая форма обучения:

Дидактические игры

Пальчиковые игры

Сюжетно-ролевые игры

Индивидуальная работа.

Групповая, подгрупповая работа.

Работа с родителями.

Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного.

Дидактические игры и упражнения.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Дидактическое упражнение «Угадай, на чем играю»

Цель: закреплять правильное произношение звуков а, у, учить детей произносить эти звуки достаточно громко, различать на слух звучание погремушки, барабана.

Дидактическая игра «Узнай и назови овощи»

Цель: учить детей узнавать и называть овощи, повторять за воспитателем несложные фразы.

Дидактическое упражнение «Автомобили»

Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь, развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

Дидактическая игра «Вежливый петушок»

Цель: учить вежливо обращаться с просьбой.

Дидактическая игра «Давайте познакомимся!»

Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.

Развиваем пальчики.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Пальчиковые игры .

Цель:развивать координацию движений рук, мелкую моторику, речь.

«Семья»

«Мальчик-пальчик»

«Фонарики»

«Кошечка»

«Месим тесто»

«Заготавливаем капусту»

«Цветок»

«Здравствуй»

«До свидания, журавли»

«Капелька»

«Замок»

Пальчиковая игра «Здравствуй»

Цель: учить малыша вежливости, а также развивать координацию движений и тонкую моторику рук.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Пальчиковая игра «Капелька»

Цель:развивать координацию движений рук, мелкую моторику, речь.

Кап-кап, тук-тук

Дождик по дорожке.

Ловят дети капли эти

Выставив ладошки.

Сколько капелек поймали?

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем капли рисовать!

Пальчиковая игра «До свидания, журавли»

Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику, речь.

- "До свиданья, до свиданья,

- Возвращайтесь поскорей! " -

- Провожаем, провожаем

- В путь-дорогу журавлей.

Машем ручкой вслед птицам.

Пальчиковая игра «Заготавливаем капусту»

Цель: развивать координацию движений и тонкую моторику рук.

Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту режем, режем

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмем, жмем

Мы морковку трем, трем

Сюжетно-ролевые игры .

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста.

Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи. У детей формируется интерес к игре, желание участвовать в ней, ставить и реализовать свои цели.

«Семья»

Цель:формировать начальные навыки ролевого поведения.

«Поликлиника»

Цель: учить повторять несложные фразы.

«В гости кукла к нам пришла»

Цель: активизировать речь детей, помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре.

Для малыша работа и игра – это одно и то же. Задача взрослого – начать игру и, оставаясь при этом равноправным ее участником, увлечь ребенка. Дети с удовольствием включаются в процесс, играючи решая задачи: они развивают мышление, речь, формируют организованность и самостоятельность, открывают радость познания и творчества.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую) ;

отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;

возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог.

Перспектива на будущее:

Разработать перспективу проекта “ Игра как средство развития речи” во 2 младшей группе.

Публикации по теме:

Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники Шрамко Л. В. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями.

Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Проект на тему «Игра как средство развития речи»
Опубликовано: 7 мая 2013 в 10:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Наблюдение за примулами». (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....