Получи документы

Проект на тему: «Песни военных лет»

Ирина Башлыкова
Проект на тему: «Песни военных лет»

«Песни военных лет»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Центр развития ребенка – детский сад «Радуга»

Проект на тему :

«Песни военных лет»

Подготовила: музыкальный руководитель

Башлыкова И. В.

с. Александровка 2015 г.

Цель: знакомство с историей создания песен о войне

Публикация «Проект на тему: „Песни военных лет“» размещена в разделах

и выявление роли и значения песни в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: 1. Выяснить, что знают дошкольники о песенном творчестве периода ВОВ и познакомить их с историей создания некоторых песен.

2. Систематизировать песни, написанные во время ВОВ в соответствии с тематикой и их содержанием.

3. Определить роль песен в жизни общества в годы войны.

Актуальность: военная песня всегда была явлением, объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют

своей актуальности.

Объект исследования: песни периода Великой Отечественной войны.

Область исследования: литературное чтение, музыка.

Методы исследования: 1. Опрос;

2. Наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан;

3. Изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, Интернет-ресурсов;

Участники проекта : дети подготовительных групп.

Проектный продукт : подборка военных песен для диска «Песни военных лет», использование попурри, составленного на основе военных песен, на празднике Победы.

Ожидаемые результаты проекта : воспитанники узнают, какие песни вели нашу страну к Победе, их авторов и историю создания, а также роль песен в жизни нашего народа в военные годы.

Этапы проекта :

1. Подготовительный (выявление проблемы, цели).

2. Основной.

(реализация намеченного плана, составление материалов проекта).

3. Защита проекта.

Срок работы над проектом : апрель 2015г. – май 2015г.

Подготовительный этап.

В самом начале работы над проектом мы выяснили, имела ли место песня на войне.

Собрав материалы по этой проблеме (статьи в интернете, художественная литература, рассказы дедушек, стало ясно, что песня не только имела место на войне, но и помогала осуществить победу над врагом.

Тяжело далась победа нашим людям. Но и в это страшное время люди были безотрывно связаны с музыкальным творчеством. В блокадном Ленинграде звучали произведения Чайковского и Бетховена, состоялась премьера Седьмой «Героической» симфонии Шостаковича. На передовых позициях устраивались концерты. И особенно фронтовики любили слушать песни!

Песня всегда сопровождала солдата. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен.

Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.

Когда однажды молодого бойца-танкиста спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня.

Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.

Итак, военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий. Военная песня стала неотъемлемой частью военного периода.

Основной этап.

I. В подготовительных группах (54 человека) был проведён опрос на тему : «Какие Песни Победы вы знаете, «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня.

Результаты опроса приведены ниже.

Приложение 1.

Какие Песни Победы вы знаете?

43% «День Победы»

22% «Катюша»

20% «Синий платочек»

8% «Священная война»

7% «Темная ночь»

Приложение 2.

Где звучат эти песни сегодня?

Поют дома Звучат на ТВ

10%

«Катюша», «Темная ночь», «Синий платочек

90%

Большинству опрошенных (90%) эти песни знакомы по трансляциям на ТВ праздничных концертов, посвященных Дню Победы, а также кинофильмам. У 10 % эти песни звучат дома.

Приложение 3.

Кто автор этих песен?

100% Не знаю

Никто из наших воспитанников ничего не знал об авторах и истории создания этих песен.

II. Этот факт окончательно убедил в правильности поставленной цели и важности этого проекта.

Песня «Священная война».

Автор стихотворения «Священная война» - Василий Иванович Лебедев-Кумач. Уже на второй день после объявления войны это стихотворение прочитал по радио актер Малого театра. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал Борис Александрович Александров. Эта песня ассоциируется у русского народа с призывным плакатом: «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ».

Впервые песня исполнялась на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Затем она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Песню знали. Знают и сейчас.

Песня «Катюша».

Авторы песни «Катюша» - Матвей Исаакович Блантер и Михаил Васильевич Исаковский. Написана песня в конце 30-х годов. Весна, цветущие сады, любовь и верность… Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист.

Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы, которых панически боялись враги.

Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг.

Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии – «Дует ветер». Мелодия «Катюши» даже стала гимном итальянских партизан. В 1985 году в Москве проходил XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь «Катюши» было решено создать сувенир. Гостей нашей столицы, прибывших на фестиваль, встречала приветливая девочка с ласковым, знакомым всем, именем – Катюша. Как и олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в честь нее замечательная песня.

Песня «Тёмная ночь»

Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи Владимира Агатова «Темная ночь».

Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Темной ночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас. В 1942 году в Ташкенте снималась картина «Два бойца». Там и прозвучала эта песня в исполнении Бернеса. С момента показа фильма началась долгая жизнь «Темной ночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким.

А потом была Победа, но триумфальное шествие «Темной ночи» продолжалось, она облетела весь земной шар. И когда Иван Семенович Козловский, приехав в гости к вождю американского рабочего класса Уильяму Фостеру, в конце беседы спросил его: «Что вы хотели бы послушать? Я с радостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте „Темную ночь”, эту песню у нас в Америке очень любят.»

«Синий платочек»

Авторы слов и музыки — Я. Галицкий и Е. Петерсбургский. У этой песни две жизни : довоенная и военная.

Песня родилась до войны, быстро стала любимой в народе. Ее исполняли такие знаменитости, как Изабелла Юрьева, Лидия Русланова.

В военные годы песня обрела новый смысл, стала символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется. Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко.

Песня «День Победы».

Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат мелодию и слова этой песни, никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.

Да. Это песня «День Победы», авторов Давида Тухманова и Владимира Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы на в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают её своей, фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы». Вот уже в течение 40 лет мы каждый год на Праздник Победы слышим эту «главную победную песню».

III. При исследовании проблем военной песни, было выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра, следовательно, встал вопрос классификации военной песни. Решая эту задачу, мы разделили военные песни на несколько групп.

Патриотические песни. Песня-призыв защищать Родину («Священная война»)

Прощальные песни. В них звучит тема расставания и разлуки с женами, детьми, матерями, родственниками («Прощайте, скалистые горы»)

Лирические песни. Песни, в которых солдаты вспоминали о доме, семье («Темная ночь»; «Синий платочек»)

Шуточные и задорные песни. Их пели солдаты в минуты отдыха на привале («Катюша», «Смуглянка»)

Победные песни. В них поется о победе советского солдата над врагом. («День Победы», «Дорога на Берлин»)

В качестве одной из задач исследования стоял вопрос, связанный с выявлением особенностей воздействия военной песни, которые, как мы определили, заключаются в следующем:

– объединяющая сила;

– создание ощущения эмоционального подъема;

– передача атмосферы времени;

– передача самых сокровенных мыслей и чувств, веры в победу.

IV. Заключение

В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.

Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.

Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.

Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.

Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.

Много песен о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Они тоже сыграли заметную роль в жизни нашего общества.

В результате проделанной работы мы познакомились с историей создания нескольких песен. Военных песен очень много и появляются каждый год новые песни потому, что люди помнят о героях, об их подвигах, о славной победе.

А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

Литература:

Бирюков Ю. Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.

Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А. Е. Луковников. – М., 1975.

Жарковский Е. Люди и песни : Песня в строю. – М., 1978.

Лебедев П. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны. – М., 1979.

Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.

Публикации по теме:

Конкурс патриотической песни «Песни, с которыми мы победили» Конкурс патриотической песни «Песни, с которыми мы победили» Ведущий: 9 Мая вся наша страна отмечает великий праздник-День Победы. 70 лет.

Конспект на тему «Человек без Родины, что соловей без песни» КОНСПЕКТ открытого занятия «Человек без Родины, что соловей без песни» (подготовительная к школе группа) Мотивация В. : С кем вы сегодня.

Конспект тематического музыкального занятия с применением ИКТ «Песни военных лет» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: Развивать способность эмоционально воспринимать музыку. Познакомить детей с песнями военных лет. Использование музыкальных произведений.

Сценарий мероприятия для детей старшей и подготовительной групп «Песни военных лет» Актуальность: Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования.

Образовательный проект «Песни, опаленные войной»Образовательный проект «Песни, опаленные войной» Образовательный проект «Песни опаленные войной» Информационная карта проекта Место проведения :МАДОУ ДСКВ «Тополек» п. Старь Вид проекта:.

Образовательный проект «Песни, опаленные войной!»Образовательный проект «Песни, опаленные войной!» Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и современные дети, и их молодые родители мало знают об.

Образовательный проект «Песни, опаленные войной!»Образовательный проект «Песни, опаленные войной!» Место проведения: МКДОУ ДС № 18 КВ «Солнышко» Вид проекта: краткосрочный, социально – познавательный, творческий. Направление деятельности.

Песня-переделка на тему предметно-развивающей среды по ФГОС на мотив песни «Однажды вечером…» Однажды вечером, вечером, вечером, Когда в детсаде, прямо скажем, Делать нечего, Мы соберемся за столом, поговорим о том, о сем, Про ФГОСы.

Сценарий конкурса песни для старшей и подготовительной групп «Песни Победы»Сценарий конкурса песни для старшей и подготовительной групп «Песни Победы» Дети с цветами (старшая) и флажками (подготовительная) под фонограмму «День Победы» входят в зал двумя концентрическими кругами и выполняют.

Творческий проект Фестиваль военной песни. Творческий проект «Этот день победы» Для детей подготовительной группы Актуальность Суть нравственно - патриотического воспитания я вижу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект на тему: «Песни военных лет»
Опубликовано: 8 октября 2015 в 19:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД